Психологическая характеристика деятельности. структура деятельности. виды деятельности

Деятельность – это специфический вид человеческой активности, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира.

Характеристики деятельности (мотив, цели, предмет, структура, средства):

1. Мотив - это то, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы могут быть:

- органическими, кот. направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (производство продуктов питания, жилища, одежды и т.д.);

- функциональными, кот. удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом;

- материальными, побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов

- социальными, кот. порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей;

- духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека).

2. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

3. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

4. Всякая деятельность имеет определенную структуру.В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.

Операцией именуют способ осуществления действия. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций.

Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

5. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Виды деятельности

К ведущим видам деятельности относятся — общение, игра, учение и труд.

1. Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между людьми.

Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).

2. Игра — это такой вид деятельности, в результате которого не производится ни материальный, ни идеальный продукт (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.

Типы игр:

- индивидуальные – это род деятельности, когда игрой занят один человек;

- групповые, включают несколько индивидов;

- предметные связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов;

- сюжетные, разворачиваются по определенному сценарию;

- ролевые допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя;

- игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

- смешанные: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.

3. Учение- это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

4. Труд.Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

По мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда у людей появлялись новые виды деятельности.

Поэтапное осуществление деятельности предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд. Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется.

Наши рекомендации