По выполнению курсовой работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
(дисциплина «Теория менеджмента»)
В соответствии с учебным планом студенты «Менеджмент организации» выполняют курсовую работу. В ней студент должен показать умение, применять знания, которые он получил в результате изучения данного курса, в сфере управления конкретной организацией, любой формы собственности. При написании курсовой работы необходимо проявить навыки самостоятельной работы, показать умение пользоваться литературой, нормативными документами и фактическим материалом.
Работа должна быть выполнена на примере конкретной организации и проиллюстрирована схемами, графиками, аналитическими таблицами. Изложение темы завершается выводами и предложениями. В конце работы приводится список использованной студентом литературы с указанием авторов, названий работ и издательства.
Объем работы – 25-30 страниц рукописного либо соответствующее количество страниц печатного текста. Законченная курсовая работа проверяется преподавателем (руководителем), защищается студентом. По результатам защиты преподавателем выставляется оценка. При неудовлетворительной оценке студенту устанавливается новая тема курсовой работы для повторного выполнения.
Структура курсовой работы включает титульный лист, введение, основную часть (2 или 3 главы, каждая из которых делится на 2-3 параграфа), заключение, список использованной литературы, приложения (по мере необходимости).
Введение.Во введении обосновывается выбор темы, показывается ее актуальность и практическая значимость, указывается хозяйствующий субъект, определяются цели и задачи исследования. Необходимо также определить теоретическую и методическую основу курсовой работы (объем 1–3 страницы).
Первая главаносит теоретический характер. В ней рассматриваются работы отечественных и зарубежных авторов по теории и практике анализируемых в курсовой работе проблем и возможных направлений их решения, дается их оценка, обосновывается собственная позиция студента. Текст должен содержать ссылки на используемые источники. В этой главе должно быть показано, какие имеются теоретические подходы к рассматриваемой проблеме, какой из них, по мнению студента, наиболее приемлем для исследуемой организации и выбранной темы.
Вторая главаносит аналитический характер. В ней дается характеристика предприятия (организации), по материалам которого проводится исследование и показывается состояние предмета исследования. Раскрываются основные виды деятельности организации; характеристика выпускаемой продукции (производимых работ, оказываемых услуг, выполняемых функций); схема производственной и организационной структуры; типы производства, режим и регламент работы, коэффициент сменности; таблицы основных технико-экономических показателей и другая информация применительно к теме.
Студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет проблемы и тенденции развития объекта, вскрывает недостатки и анализирует причины, их обусловившие, намечает пути возможного устранения.
Проведенный анализ исследуемой проблемы на предприятии (с учетом прогрессивного отечественного и зарубежного опыта менеджмента) служит базой для разработки конкретных предложений по проблемам совершенствования менеджмента организации, по улучшению технико-экономических характеристик ее деятельности. Должны быть указаны методы и способы реализации предложенных рекомендаций, определена эффективность выработанных решений. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер (что, где, когда надо сделать, кто должен реализовать предложенные мероприятия).
Заключение.В заключении последовательно и кратко излагаются теоретические и практические выводы и предложения, которые вытекают из содержания и носят обобщающий характер. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи курсовой работы полностью выполнены. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом (объем заключения 2–3 страницы).
Список используемой литературыдолжен оформляться в соответствии с принятыми стандартами. В список включаются те источники, которые использовались при подготовке курсовой работы и на которые имеются ссылки в основной части работы. Литературные источники включают монографии, периодические издания, нормативные материалы, учебники и учебные пособия.
Приложения содержат вспомогательный материал, поясняющий отдельные положения курсовой работы (методики расчетов, инструкции, таблицы, фрагменты нормативных документов и т.п.). Указанный материал включается в приложения с целью сокращения объема основной части курсовой работы, его страницы не входят в общий объем работы. Связь приложений с текстом осуществляется с помощью ссылок.
При подготовке работы исключается дословное заимствование текста из литературных источников, при цитировании необходимо указывать источник. К защите не допускаются курсовые работы, заимствованные из Интернета.
Тематика курсовых работ и их содержание
1. Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.
2. Функции в системе менеджмента, их значение для реализации поставленных целей.
3. Построение организационных структур.
4. Процессы принятия решений в организации.
5. Разработка задач стратегического управления организацией.
6. Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией.
7. Менеджмент человеческих ресурсов.
8. Мотивация в системе менеджмента.
9. Управление конфликтами в организации.
10. Эффективность менеджмента организации.
11. Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности.
12. Социально-экономические основы менеджмента организации.
13. Организация управления современной фирмой.
14. Использование мотивационного механизма в управлении организацией.
15. Контроль в системе менеджмента организации и повышение его эффективности.
16. Повышение эффективности принятия и реализации управленческих решений.
17. Влияние внешней среды на эффективность деятельности организации.
18. Ценовая политика организации как экономический метод управления.
19. Управление коммуникационными процессами в организации.
20. Управление маркетинговой деятельностью в организации.
21. Интеграционные процессы в управлении организацией.
22. Стратегия развития инновационной деятельности в организации.
23. Экономические методы управления современной организацией.
24. Функциональные стратегии организаций и проблемы их реализации.
25. Управление трудовыми ресурсами организации.
26. Управление персоналом в организации малого бизнеса и пути его совершенствования.
27. Управление внешнеэкономической деятельностью фирмы.
28. Социальная ответственность современной организации и
формирование организационной культуры.
29. Менеджер на производстве.
30. Системный подход в менеджменте и его значение для повышения конкурентоспособности организаций.
31. Стратегия формирования кадровой политики в организации.
32. Повышение эффективности организации управленческого труда.
33. Повышение конкурентоспособности организации как важная стратегическая цель менеджмента.
34. Деловые (конкурентные) стратегии организаций, проблемы их реализации.
35. Управление ресурсами социального развития трудовых коллективов.
36. Использование нормативных моделей в принятии управленческих решений.
37. Проектирование системы менеджмента современной организации.
38. Лидерство и стиль руководства, их влияние на эффективность работы трудового коллектива организации.
39. Управление эффективностью хозяйственной деятельности организации.
40. Экономическое обоснование принятия управленческих решений.
41. Понятие организационных процедур принятия решений и методы их оптимизации.
42. Разработка системы принятия решений в подразделении, пути ее совершенствования.
43. Проектирование информационного обеспечения управленческих решений.
44. Реинжиниринг, его сущность и методы.
45. Управление рисками в организации.
46. Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности.
Тема 1
Особенности управления организациями
в современных условиях и пути его совершенствования
В первой главе работы следует раскрыть понятие и сущность организации как объекта управления. Выделить состав ресурсов, необходимых для жизнедеятельности организации, показать зависимость от внешней среды, разделение труда, структуру управления. Необходимо проанализировать подходы к процессу управления в организациях, показать роль и значение менеджеров в достижении эффективности управления.
Во второй главе работы следует дать характеристику конкретной организации в динамике ее развития: краткую историческую справку, описать характер выпускаемой продукции или услуги, структуру управления. Проанализировать сильные и слабые стороны в деятельности организации, ее конкретную позицию на рынке. Должны быть сформулированы предложения и рекомендации по решению проблем, выявленных в первой главе и проанализированных во второй. Следует показать основные направления совершенствования управления, учет неопределенности и риска при построении процессов управления организацией.
В качестве иллюстративного материала необходимо представить схему производственной (организационной) структуры организации, схему структуры управления, исходные данные и показатели эффективности управления.
Тема 2
Функции в системе менеджмента, их значение
для реализации поставленных целей
В первой главе работы необходимо показать важность изучения функций управления как одной из характеристик процесса управления, дать определение функции управления, выделить общие и специфические функции, показать структуризацию функций управления и их взаимосвязь с управленческой структурой.
Во второй главе работы следует дать характеристику конкретной организации, краткую историческую справку, описать характер выпускаемой продукции или услуги. Далее необходимо проанализировать управление как процесс реализации взаимосвязанных функций, т.е. показать взаимосвязь функций управления с целями, задачами, структурой управления. При этом важно показать роль связующих процессов (коммуникации, принятия решений) в реализации конкретных функций управления рассматриваемой организации. Во второй главе работы должны содержаться рекомендации по формированию и совершенствованию функций управления, обоснование эффективности реализации функций управления в организации.
В качестве иллюстративного материала необходимо представить схему взаимосвязей функций управления, схему взаимосвязей функций со структурой организации.
Тема 3