Теоретические основы проблемы интегрирования учебных дисциплин как средства активизации учебно - познавательной деятельности младших школьников

Введение

Организация процесса обучения в современном обществе требует от учителя поиска новых методов и средств активизации учебно - познавательной деятельности школьников. Наряду с такими средствами как использование дидактических игр на уроке, выполнение самостоятельной работы, применение компьютера в обучении и многих других можно организовывать специально разработанные уроки, включающие межпредметные знания, интегрированные уроки.

Этой проблеме уделяли внимание такие прогрессивные педагоги разных эпох как Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие. Они подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами не только для активизации познавательной деятельности, но и для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.

Данный вопрос остается актуальным и в настоящее время, так как современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Интегрированный подход в школьном обучении выполняет важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому интегрированный подход является важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников, а также одним из средств активизации учебно-познавательной деятельности.

Все выше изложенное позволило определить тему дипломной работы: «Интегрирование учебных дисциплин как средство активизации учебно - познавательной деятельности младших школьников», выделить объект исследования: учебно-познавательный процесс в начальной школе, предмет исследования: познавательная активность учащихся на интегрированном уроке.

Цель дипломной работы: изучение влияния интегрированных уроков на познавательную активность младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить дидактические основы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.

2. Проанализировать состояние проблемы в историческом аспекте.

3. Выяснить сущность и значение интеграции учебных дисциплин на современном этапе развития общества.

4. Показать возможные пути активизации познавательного процесса в начальной школе через интегрированные уроки.

Гипотеза исследования: познавательная активность учащихся начальных классов повысится, если в процессе обучения использовать интегрированные уроки.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающей в себя наблюдение, беседы, изучение документов, результатов деятельности учащихся, а также методы статистической и графической обработки исследовательского материала.

Исследование проходило в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.

I этап - изучение и анализ литературы по проблеме, разработка концепции и методики исследования, обобщение и анализ педагогического опыта по проблеме исследования.

II этап - проведение опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий, контрольный варианты эксперимента.

III этап - анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, литературное оформление результатов исследования, формулировка практических рекомендаций.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на известные методы исследования, на сочетание количественного и качественного анализа литературы по проблеме, а также на опытно – экспериментальную работу в начальных классах.

Апробация и внедрение исследования осуществляется по различным направлениям: выступления автора на занятиях в учебном заведении, на научно- практических конференциях, на заседании методического совета в базовой школе.

Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов, а также студентов педагогических заведений.

Экспериментальной базой послужил 3 «В» класс МОУ СОШ № 175 Ленинского района города Новосибирска.

Дипломная работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе представлены теоретические проблемы интегрирования учебных дисциплин как средства активизации учебно - познавательной деятельности младших школьников.

Вовторой главепредставлена опытно - экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности младших школьников.

Глава 1

Теоретические основы проблемы интегрирования учебных дисциплин как средства активизации учебно - познавательной деятельности младших школьников

Наши рекомендации