Глава 1. теоретический анализ литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников средствами фольклора

Развитие творческих способностей младших школьников

Средствами фольклора

Автор работы студентка 3 курса, группы НОз-13 Онищенко Е.А.

Специальность Начальное образование

Руководитель работы доцент кафедры педагогики Дюльдина Ж.Н.

Ульяновск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………................3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА……………………………………….................6

1.1.Научно-теоретические основы творчества……………………..........…..6

1.2.Психолого-педагогические особенности детей

младшего школьного возраста………………………………………..............12

1.3Фольклор и его возможности в развитии творчес-

ких способностей младших школьников…………………………….............18

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА НА

ЗАНЯТИЯХ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………..............28

2.1 Описание хода эксперимента и используемой

методики исследования………………………………………………...............28

2.2 Принципы построения опытно-экспериментальной

работы по развитию креативности у младших школьников

средствами фольклора…………………………………………………..............31

2.3 Описание и анализ полученных в ходе

исследования результатов……………………………………………..............40

Заключение………………………………………………………………...........41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………................................................44

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………................475

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества возникла потребность в творчески развитой личности. В связи с высоким темпом развития науки и техники, появлением новых информационных технологий резко возрастают требования к продуктивному мышлению человека. Необходимо, чтобы каждый человек, а особенно выпускник школы, владел элементами творческой деятельности, т.е. умел мыслить глубоко, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях, принимал нестандартные решения и т.д.

Вместе с тем, в современной школе все еще делается упор на усвоение учащимися готовой информации, образование понимается как трансляция ученику готового знания в виде специально отобранного социального опыта, что не способствует обогащению смысловой сферы, присвоению культурно-исторических ценностей, норм и традиций. Преобладает внешняя заданность в целях, содержании и технологии образования, что приводит к невостребованности их творческого потенциала.

Младший школьный возраст, являясь сензитивным для развития творческих способностей, личностного смысла позволяет закладывать благоприятные основания для развития личности в целом, ее самораскрытия, самосовершенствования, самореализации, гибкой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, самодостаточности и толерантности.

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании младших школьников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются творческие способности, умения и навыки.

Вопросы развития творческих способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности, в том числе и средствами фольклора, рассматриваются следующими авторами: Л. С. Выготским, В. Н. Дружининым, Б. М. Тепловым, О. И. Сысун, Т. М. Иоська, В. Г. Кухаронак, Г. В. Тереховой, Г. Науменко, В. П. Аникиным, Н. П. Линьковой, Т. Родионовой, С. Мальцевым, Г. Шевченко и др.

Недостаточная изученность проблемы креативности, актуальность решения задачи ее развития в младшем школьном возрасте обусловили выбор темы курсового исследования «Развитие творческих способностей младших школьников средствами фольклора» и определили следующие задачи:

• Проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике; конкретизировать понятия «творчество» и «креативность».

• Изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.

• Выявить возможности фольклора в развитии творческих способностей младших школьников.

• Провести исследование и на основе анализа его результатов выявить эффективность использования на уроках по специальности фольклорного материала для развития творческих способностей детей.

Цель исследования: изучить возможности фольклора в развитии творческих способностей младших школьников.

Гипотеза: использование в ходе урока фольклорного материала оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Предмет – особенности развития творческих способностей младших школьников средствами фольклора.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

Наши рекомендации