Тема: «Субъективная сторона»
В структуре состава преступления это один из обязательных элементов.
Субъективная сторона – понятия в законе не закрепляется, в науке есть такое понятие и оно сформулировано:
Субъективная сторона в первую очередь характеризует внутреннее отношение лица, совершившее противоправное общественно-опасное деяние к самому этому деянию, периоду подготовки и исполнения его.
Учение о субъективной стороне – развивающаяся проблема.
40 лет назад субъективная сторона сводилась только к одному признаку – к вине. Теперь считается, что помимо вины имеют существенное значение мотив, цель и эмоции.
Таким образом, структурно субъективная сторона включает в себя вину, мотив, цель и эмоциональные составляющие.
Обязательным признаком является только вина, факультативными признаками субъективной стороны являются мотив, цель и эмоции (эмоциональное состояние и т.д. – это синонимы).
Без вины нет уголовной ответственности – это обязательный элемент субъективной стороны.
Вина. Что она из себя представляет, установлено в законе:
Вина – это психическое отношение к содеянному и его последствиям, выраженное в определённых законом формах.
Две формы вины – форма умысла и форма неосторожности.
Факультативные признаки субъективной стороны:
Мотив – это то, что побуждает человека к действиям, что предопределяет его активность или пассивность.
Цель – это то, к чему стремится лицо (в нашем случае – субъект преступления), это некий образ, модель, которую он хотел бы достичь, которую желает достичь.
Эмоциональные или чувственные составляющие – это душевные состояния, на основе, на фоне и в сопровождении которого проявляются интеллектуально-волевые аспекты психики лица, совершившее общественно-опасное деяние (преступление).
Значение субъективной стороны:
1. Главное значение – служит для обоснования субъективного вменения, то есть виновного вменения.
2. Кроме того, субъективная сторона участвует в квалификации преступлений, даёт возможность разграничить сходные формы преступлений через субъективные элементы, позволяет отграничить преступное деяние от непреступного, плюс указание на форму вины – умысел или неосторожность – то есть вина выступает как критерий общественной опасности.
В отечественной доктрине уголовного права разработаны доктрины вины:
1) Психологическая концепция. В соответствии с этой концепцией деяние совершается виновно, если сознание и воля субъекта направлены на достижение преступного результата, в этом проявляется умысел, либо сознание и воли способствуют достижению преступного результата (неосторожность).
При таком подходе вина трактуется как родовое понятие умысла и неосторожности, которое характеризует отношение субъекта к содеянному.
Психологическая концепция служит для обоснования субъективного вменения. И стремится к исключению привлечения к ответственности невиновных, то есть при отсутствии вины.
2) Оценочная концепция.
Вину рассматривают как упречность поведения. Упречность от слова «упрекать, корить, ставить в вину».
В соответствии с этой концепцией вина рассматривается как упречность поведения, общественная опасность такого поведения всего лишь рассматривается с морально-этических и классовых позиций (было ещё и в УК 1964 года, скажем, дети врагов народа – им в упрёк то, что у них один из родителей «враг народа», здесь по факту объективное вменение).
В современной теории применима и в основе лежит психологическая концепция, то есть объясняющая субъективное вменение.
Под виной понимается институт уголовного права, она отождествляется с субъективным вменением, принцип уголовного права, называется одним из основных признаков понятия преступления…
Законодатель называет две формы вины: умысел и неосторожность.
Формы вины зависят от содержания составляющих её компонентов. Что это за компоненты?
Компоненты, характеризующие форму вины:
Компоненты вины – это некое отражение психики лица, совершающего преступления, с точки зрения интеллекта и воли. По этим компонентам и различают формы вины.
Интеллектуальный компонент вины носит отражательно-познавательный характер и включает:
· Осознание лицом общественной опасности своих действий, то есть осознание социальной значимости, опасности действий, из нежелательности для общества, их запрещённости и недозволенности со стороны закона.
· Предвидение последствий – ещё один момент содержания интеллектуального компонента. Предвидение последствий – это осознание отдалённого будущего, перспективы и возможного результата и продукта своих действий.
· К интеллектуальному компоненту относятся осознание противоправности и легкомысленный расчёт.
Вина – это отношение, выражающееся в совершении осознаваемого, то есть в волевом деянии.
Волевой аспект вины.
Воля – это внутренняя сила, направленная на удовлетворение возможной потребности, это решимость совершить те или иные действия.
Воля реализует потребности и соединяет их с действиями (деяниями – более правильно).
Воля выражается в сознательном допущении или желании последствий или же в активно нежелании их наступления…
Анализ этих явлений даёт право выделить две различные формы
Изменение соотношения сознания и воли образуют две формы вины: умысел и неосторожность.
Умысел как форма вины. Понятие умысла в законе нет, его понятие формулируется косвенно, через прямой и косвенный умысел.
В статье 25 УК части 2 сформулировано понятие прямого умысла.
Преступление признаётся совершённым с прямым умыслом – лицо осознавало общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно-опасных последствий и желает их наступления.
Прямой умысел – лицо осознаёт, предвидит, желает.
Прямой умысел характеризуется двумя интеллектуальными моментами – осознание и предвидение и одним волевым – желанием наступления последствий.
Косвенный умысел. Эвентуальный умысел (так ещё иногда в литературе называют косвенный умысел).
Преступление признаётся совершённое с косвенным умыслом, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий и не желало, но сознательно допускало наступление этих последствия либо относилось к ним безразлично.
Интеллектуальные моменты – осознание и предвидение возможных последствий. Волевые – нежелание, но сознательное допущение либо безразличное к ним отношение.
В теории уголовного права признают и другие виды умысла и в практике они имеют существенное значение. Но в законе признаются только два.
В теории выделяют:
1. Определённый и неопределённый умысел. Определённый – может быть простым (предвидит наступление только одного результата) и альтернативным (предвидит наступление нескольких вариантов результата). При неопределённом умысле предвидением охватываются любые действия и последствия.
2. Заранее обдуманный умысел и внезапно возникший умысел. В основе деления играет важную роль время. Внезапно возникший: для него характерно, что между возникновением намерением и реализации намерения нет практически промежутка времени. В заранее обдуманном лежит длительный период.
3. Обычный умысел и аффективный.
Неосторожность и её виды.
В доктрине уголовного права прошлого (20 века) осуществлялось деление неосторожности на легкомыслие и небрежность. Однако оно не господствующее: Таганцев выделял на самонадеянность и беспечность. Советская теория: преступная самонадеянность и преступная небрежность.
Действующий уголовный кодекс впервые выделяет два вида неосторожности: легкомыслие и небрежность.
Хотели как лучше, а получилось как всегда – это характеристика неосторожности.
Преступление признаётся совершённым по неосторожности если лицо предвидело возможность наступления опасных последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение.
Легкомыслие – это без достаточных на то оснований самонадеянный расчёт на предотвращение опасных последствий + предвидение последствий.
Предвидение – интеллектуальный момент преступного легкомыслия, самонадеянный расчёт – волевой момент.
Небрежность.
Преступление признаётся совершённым по небрежности если лицо не предвидело наступление общественно-опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и могло было предвидеть эти последствия.
Законодательное определение преступной небрежности включает в себя два признака:
- Непредвидение возможности наступление общественно-опасных последствий.
- Обязанности и возможность предвидения этих последствий при необходимой внимательности и предусмотрительности.
Первый признак – непредвидение – характеризует интеллектуальный момент небрежности, а второй – описательный признак, он характеризует волевой момент.
Непредвидение заключается в отсутствии у лица осознания того, что виновное лицо не осознаёт последствий своих действий, хотя могло было и должно было, при должной внимательности и предусмотрительности, предвидеть общественную опасных своих действий или бездействий.
В волевом признаке большинство учёных, специалистов, аналитиков выделяют два критерия: объективный «должен был» и субъективный «мог». Обязанность долженствования лица определяются, чаще всего, либо законом, либо занимаемой должностью, либо ещё чем, ещё субъективными признаками – возраст, профессия, степень умственного развития…
Объективные критерии небрежности законодатель закрепляет, чтобы лица по роду своей деятельности не уходили от ответственности.
Преступления с двумя формами вины.
Общее условие – вина двух форм: в форме умысла и неосторожности. Только в этом виде.
Статья 27 УК РФ – ответственность за преступления, совершённое с двумя формами вины…
В процессе совершения преступления может быть неоднородное отношение субъекта и к действию, и к последствию.
В юридической литературе длительное время велась дискуссия о смешенной форме вины, предлагалось считать две формы вины смешанной формой вины.
Кодекс предусмотрел и закрепил в статье 27 УК РФ понятие «преступление с двумя формами вины», таким образом законодатель подвёл черту под спорами о третьей форме вины.
Законодатель предусмотрел несколько составов, в которых совмещается как бы два преступных деяния, но наблюдаются различные психические отношения к деянию и к последствиям.
Законодатель очень расширительно и подробно сформулировал эту дефиницию. Проще было бы сказать, что преступление, в котором речь идёт о разнохарактерном отношении к действию и к последствию.
Статья 111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью, часть 4 – повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Умысел всегда только к действию, а неосторожность – к последствиям.
Преступление с двумя формами – когда деяние – умысел прямой или косвенный, а последствия – неосторожность или легкомыслие.
В целом преступление считается умышленным и ответственность наступает как за умышленный, а это лишь усиливает или смягчает наказание.
Мы оцениваем состав по факту с условием, что последствия поступили по неосторожности.
В таких преступления не могут неоконченными и они не могут совершаться в соучастии.
Невиновное причинение вреда.
Случай или казус.
Невиновное причинение вреда (казус, случай) – в уголовном законе следующим образом определено в части 1 статьи 28 УК РФ:
Деяние признаётся невиновным, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественно-опасный характер своих действий, либо не предвидело возможность наступления общественно-опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.
Лицо не могло и не должно было осознавать развития иных событий, которые пересекутся с его действиями.
Случай – это пересечение двух необходимостей, развитие которых находится вне сознания лицо, осуществляющих это деяние.
Несчастный случай, казус, невиновное причинение вреда.
В юридической литературе выделяют три ситуации, ведущие к возникновения казуса:
1. Ситуация мнимой обороны, в которой лицо по обстоятельствам дела не осознаёт и не может осознавать, что реальное нападение отсутствует.
2. Ситуация, характеризуемая как маловероятное стечение обстоятельств.
3. Профессиональные ситуации, требующие высокое переносимости нервных психических перегрузок и экстремальных ситуаций.
Невиновное причинение вреда означает, что вред причинён случайно, без предвидения последствий.
Мотивы, цели и эмоции.
Наряду с виной внутренний мир человека взаимосвязан мотивами и целями, а также иногда протекает преступления на фоне эмоционального состояния.
Мотив побуждает к действию – на этом сходятся большинство теоретиков и практиков, хотя некоторые и видят в нём интересы.
Мотив – это осознанное внутреннее побуждение человека к действию, обусловленное его потребностями, интересами и эмоциями.
Существует множество классификаций мотивов. Мотивы присуще всем преступлениям, ибо безмотивных преступлений не бывает. Импульсивные преступления как бы немотивированны, но это спорно. В неосторожных преступлениях как бы нет мотивов, но можно говорить о мотивах действиях, которые приводят к преступления.
Цель – это интеллектуальный продукт психики человека. Некоторые учёные относят её к волевой.
Благодаря цели возникают интеллектуальные моменты, в которые отражается…
Цели бывают разные: цель – подрыв экономической безопасности и обороны РФ, цель скрыть или облегчить совершение другого преступления.
Мотив – «почему совершается преступление?», цель – «Для чего совершается преступление?».
Цель – этот тот образ, результат, к которому стремится лицо, совершая общественно-опасное деяние.
Значение мотива и цели достаточно велико, они являются факультативными (дополнительными) признаками, но в то же время они учитываются в некоторых нормах законодательства (статья 209 – бандитизм «группа организуется с целью нападения на граждан»). Во-вторых, они используются как конструктивно-разграничительные признаки: разграничить статью 105 и посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов. В качестве квалифицирующих или особо квалифицирующих признаков – мотивы национальной ненависти. Может и быть в качестве смягчающих обстоятельств – закрепление в общей части в статье 63 УК РФ, 61 УК РФ.
Наряду с мотивом и целью законодатель указывает эмоциональное состояние в форме аффекта или стресса.
Законодатель принимает во внимание аффект и стресс, поскольку они возникают в стрессо-травмирующих ситуациях, в отличие от таких чувств, как страсть, радость…
Аффект – внезапно возникшее сильное душевное волнение. Статья 107 и 113.
В психологии аффект – это интенсивно протекающее эмоциональное переживание, сопровождаемое бурными двигательными реакциями, в результате снижения сознательно-волевого контроля.
Стресс – это один из видов аффекта, но в отличие от внезапно возникшего душевного волнения стресс вызывает длительная психотравмирующая ситуация. Для стресса характерно понятие «последней капли».
Учитывается эмоциональное состояние в трёх случаях: статья 106 – убийство матерью новорождённого ребёнка. Статья 107 – убийство в состоянии аффекта. Причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта – статья 113.
Кроме этих статей в статье 61 аффект и стресс – обстоятельства, смягчающие наказание.
Ошибка и её уголовно-правовое значение.
При совершении преступления лицо может ошибаться в тех или иных обстоятельствах совершаемого деяния.
В самом общем виде ошибка – это заблуждение лица относительно объективных свойств общественно-опасного деяния, характеризуемого как преступление. Отсюда ошибка – это заблуждение лица относительно характера и степени общественной опасности деяния, с одной стороны, и его уголовной противоправности – с другой стороны.
Первый вид ошибки – фактическая ошибка. Заблуждение относительно характера и степени.
Можно разделить на подвиды:
1. Ошибка в объекте.
2. Ошибка в предмете.
3. Ошибка в личности потерпевшего.
4. В способе совершения преступления
5. В средстве совершения.
6. В характере последствий.
Второй вид – заблуждение относительно уголовной противоправности. Юридическая ошибка.
Ошибка многообразна и тут нет одного чёткого правила.
Следующая тема – Стадии совершения преступления.