Тандемный принцип деятельности
Текст составлен на основе нескольких книг авторского коллектива ВП СССР
(«Диалектика и атеизм: две сути несовместны», «Об имитационно-провокационной деятельности», «От человекообразия к человечности» и других.)
Тандемный принцип интеллектуальной и психической в целом деятельности предназначен для выработки двумя и более индивидами единства мнений по многим вопросам, в которых бы максимально сообразно и соразмерно было выражено объективное течение событий Жизни.
При осуществлении тандемного и политандемного принципа порождается Соборность, как наилучший способ взаимодействия индивидуальной психики с коллективной психикой, частью которой является индивид — участник тандема. Если соотноситься с ДОТУ, то соборность — специфический эгрегор носителей человечного типа строя психики, — иерархически наивысшая суперсистема во взаимовложенности суперсистем, образующих человечество в его исторически сложившемся виде[1].
Тандемный режим деятельности — мощнейшее средство согласования и обогащения смыслом личных мнений по доброй воле изначально расходящихся во мнениях людей.
Главное препятствие, не позволяющее войти в тандемный режим и достичь этого результата, — отсутствие (хотя бы у одной стороны) этой самой доброй воли и — как следствие — отсутствие желания мыслить самостоятельно, что выражается в осознанном или бессознательно-безвольном стремлении навязать другому человеку в качестве истинного своё мнение — удобное, приятное или привычное; при этом не имеет значения — правильно это мнение или же нет.
Условия вхождения и благополучного протекания тандемной деятельности:
· Наличие реально существующей, а не выдуманной проблемы (незадачи)
Тандемный режим деятельности — средство разрешения реально существующих проблем. Выдумать несуществующую проблему и показать её как якобы реально существующую в среде тех, кто сам занимается действительно концептуальной деятельностью, не удастся; умышленно осознанно создать проблему там, где её реально не было, — это будет выявлено и расценено как целенаправленное вредительство.
· Синхронизация участников тандемной деятельности
Для осуществления совместной интеллектуальной деятельности необходима сочетаемость участников тандема по:
- личным векторам целей (как идентичности субъективного [в оглашении] и объективного [в действительности] векторов целей);
- пониманию бытия Бога Творца и Вседержителя, вере Богу по совести и поддержанию связи с Ним, т.е. диалога Бог — Человек (демоны тоже могут входить в тандем, но насколько тандемное порождение будет соответствовать правде-истине, большой вопрос);
- мировоззрению и миропониманию(способность кодирования своих образов и восприятие языковых конструкций собеседника);
- нравственности и этике(нравственно-этическая однородность [НЭО] будетувеличиваться по мере освоения тандемного принципа деятельности).
Если двое в тандеме нашли пути, чтобы обеспечить сочетание своих личностных возможностей, то эффективность тандема превосходит возможности каждого из его участников, а преимущества тандемного принципа «ум — хорошо, а два — лучше» для тех, кто смог его осуществить, очевидны и неоспоримы; если же двое в попытке образовать тандем не сочетаются, то тому, чья личностная культура интеллектуальной и психической в целом деятельности более совершенна, одному придется волочь на себе через “полосу жизненных препятствий” и своего напарника, и все тандемные порождения, и это в некоторых ситуациях может оказаться выше его сил даже, если его единоличностные возможности и позволяют ему относительно легко пройти всю “полосу препятствий” в одиночку.
Однако, тандемному принципу интеллектуальной деятельности присуща и особенность: в отличие от велоспорта, где тандем, на который можно сесть и поехать, обгоняя велосипедистов-одиночек, заведомо зрим и осязаем, все благие тандемные эффекты при интеллектуальной и психической в целом деятельности возникают и проявляются только в случае сочетаемости его участников. Она может быть изначальной, и в этом случае тандем складывается “сам собой” без каких-либо целенаправленных усилий с их стороны, по какой причине может оставаться «невидимым» для их сознания, занятого другими проблемами, пребывая в области их бессознательной психической деятельности. Если же изначальной сочетаемости нет, а люди не догадываются о возможности достижения ими в деятельности тандемного эффекта, то они и не предпринимают целенаправленных усилий к тому, чтобы, изменив своё отношение к себе и окружающим, обеспечить свою сочетаемость в тандеме.
Это — две причины, по которым тандемный принцип «ум — хорошо, а два — лучше», остался вне рассмотрения разного рода психологических школ: если он осуществился в какой-либо практической деятельности, то о нём нечего и говорить, поскольку он — не цель, а средство достижения каких-то иных целей; если он не осуществился, то говорить просто не о чем за отсутствием предмета разговора. Мы же уделяем ему большое внимание потому, что он — цель ближняя, которая становится по её достижении средством осуществления иных более значимых целей.
· Соблюдение алгоритмики тандемной деятельности
Предполагает в первую очередь постановку вопроса «в чём прав собеседник?». После того, как ответ на этот вопрос найден, можно рассматривать ошибочность субъективизма, но при этом, не ставится задача найти как можно больше заблуждений оппонента, дабы упрекнуть его в этом – главное - это понять, какие особенности психической деятельности собеседника привели его к ошибочному мнению, и в чём конкретно это мнение ошибочно. Понимание этой причинно-следственной связи позволит не вступать в споры и препирания, а переведёт любую беседу в конструктивное русло. Однако, чтобы овладеть навыком тандемного взаимодействия на уровне автоматизма, необходимо настроить свои безсознательные уровни психики на решение двух задач: 1) поиск в чём прав собеседник (иногда эта информация может находиться в умолчаниях); 2) какие особенности его психики привели к ошибочному мнению (для этого нужно выработать у себя стереотип на алгоритмику я-центричного мышления и некоторые стереотипы-оболочки, в которые облекается я-центризм: страх, вина, жалость, обида, жертва и т.п.). Подробное описание алгоритма тандемного взаимодействия будет приведено далее в тексте для схематизации.
· Ориентация на постижение и воплощение в жизнь Промысла
Искреннее желание выйти на Правду-Истину, и, как следствие, отсутствие боязни “потерять лицо”, расстаться с частью своих мировоззренческих стереотипов.
Каждый человек, будучи частью Объективной реальности, обладает только ему свойственными личностными особенностями, что получило название “субъективизм”. В общественной жизни людей именно субъективизм исследователей, ученых, разработчиков является источником появления в культуре новых знаний и навыков. Но он же является и основным источником ошибок, проистекающих из разного рода ограниченности и недостаточности субъекта. Если кто-либо высказывает мнение, не совпадающее с общепринятым, господствующим, то достаточно часто его упрекают словами: “А-а-а... Это твое мнение...” Однако, в подавляющем большинстве случаев упрекающие других подобным образом в том, что те имеют своё мнение, предпочитают не задумываться о содержании этого мнения и о том, насколько сообразно и соразмерно в нём выражено объективное течение событий Жизни, а в чём конкретно субъективное мнение ошибочно и главное: какие особенности психической деятельности высказавшего его человека нашли своё выражение в этих ошибках?
· Во всех без исключения случаях говорить правду (соответствие оглашений умолчаниям)
Участник тандемного процесса не вправе лгать потому, что далеко не всё им высказанное возможно перепроверить другим участником тандема, но высказанное им заведомо ложное мнение, будучи им принято в качестве истинного, может послужить основой для выработки глубоко ошибочного решения, весьма тяжкого по своим последствиям. Также, согласно принципу дополнительности информации не возможно построить такую информационную систему, в которой вся информация передавалась бы только по оглашению, большая часть информации передаётся по умолчанию. Поэтому, важно чтобы оглашения всегда соответствовали умолчаниям, были взаимно согласованными, если этого соответствия нет, то это одна из разновидностей лжи. Потому, если в процессе беседы человек осознаёт, что есть некоторые умолчания, которые влияют на правильность понимания рассматриваемого вопроса и принятия решения, то он обязан их огласить.
· Умение говорить «Цыц» своему Я-центризму
Необходимо своевременно с уровня сознания волевым усилием говорить "Цыц" своему Я-центризму[2], который мешает понять, в чём прав собеседник и строит в отношении него кучу домыслов.
· Доброжелательное отношение друг к другу
Недопустимо упрекать человека высказавшего какое-либо мнениесловами типа: “А-а-а… Это твоё мнение…” или “А пошёл ты… Кто ты такой, чтобы учить меня?!! ”, поскольку подобная позиция исключает сочетаемость людей, разрушает всякое созидательное взаимодействие и пресекает возможность выработки общих мнений адекватных Жизни.
Тандемный эффект тем более ярко выражен, чем более различен жизненный опыт участников тандема и чем более свободно и доброжелательнокаждый из них относится к другому.
· Отсутствие интеллектуального иждивенчества
В тандеме ни один из его участников не обслуживает интеллектуальную деятельность другого.То есть, интеллектуальное иждивенчество из серии «ты разберись и сделай, а я тут рядом постою» недопустимо.
· Добро-ВОЛИЕ
Тандемный режим деятельности — ДОБРО-вольное[3] порождение двумя людьми коллективной психики, освобождающей психику их обоих от несовпадающего у них ошибочного субъективизма. Доброволие подразумевает отсутствие притязаний на подавление воли партнёра, навязывания ему удобной точки зрения.
· Отказ от несовпадающего ошибочного субъективизма
У участников тандема должна быть готовность отказываться от несовпадающего ошибочного субъективизма образных представлений о жизни и их оценок.
· Открытость глубин психики
В тандемный режим невозможно войти не в силу неосвоенности кем-либо каких-то особых навыков, а в силу нравственно обусловленной неприемлемости необходимости обеспечить открытость для обозрения глубин собственной психики в тандемной деятельности хотя бы для одной из сторон, которой предлагается совместная деятельность в тандеме.
· Наличие концептуальной самодисциплины
Концептуальная самодисциплина — определённое качество самоуправления, позволяющее достичь намеченных целей по избранной концепции.
Концептуальная самодисциплина требует:
- управленческой и социологической грамотности,
- методологической культуры мышления при соответствующей организации психики,
- владения определёнными навыками, и прежде всего – навыком самообладания.
Согласие с Концепцией, с её идеалами — ещё не избрание её. Избрание её — это осознанное старание в поддержании самообладания в русле концептуальной самодисциплины.Подробнее эта тема рассмотрена в видеоролике и статье «Имитационно-провокационная деятельность».
· Ненапряжённая система отношений
Внутренне не напряжённые системы взаимоотношений индивидов оказываются более устойчивыми и эффективными на длительных интервалах времени, в отношении осуществления избранных ими целей коллективной деятельности, нежели системы осуществления тех же целей на основе разного рода принуждения и программирования психики, так или иначе ограничивающие возможности творческого саморазвития индивида и, как следствие, ограничивающие возможности общности, образуемой этими индивидами. В основе такого подхода к организации коллективной деятельности лежит то обстоятельство, что если человек искренне стремится исполнить свою долю в Промысле, то Бог не обделит его Различением и иной поддержкой. Если в ходе совместной деятельности возникают какие-то разногласия, то памятуя о том, что «Бог не есть бог неустройства, но мира», её участники предпримут всё необходимое для выяснения истины.
Все носители тех или иных мнений — равны между собой. Интерес представляют сами мнения и ошибки, в них содержащиеся, поскольку в выявлении и устранении ошибок и преднамеренной лжи протекает процесс преображении цивилизации в человечность.
Поэтому, если кого-либо не интересует ничего кроме того, как утвердить своё мнение в качестве обязательного для всех, и тем самым превознести себя над окружающими, а не то: ошибочно свойственное ему мнение и есть ли более близкие к Правде-Истине мнения? — то он в данный момент пребывает при каком-то нечеловечном строе психики и поддерживает какую-то иную коллективную деятельность, препятствующую осуществлению Промысла на основе осмысленной общественной инициативы; это так, даже если его мнение действительно наиболее близко к истинному, поскольку он не ожидает свободного признания его другими, тем более в случае, если он претендует на какие-то “авторские права”.
· Сосредоточение внимания на напарнике
Интеллектуальная деятельность в тандеме протекает как прямое общение людей, в котором происходит изустный или письменный обмен субъективной информацией между ними. Этот обмен эффективен тем более, чем более сосредоточено внимание каждого на его напарнике.Должна работать цепочка: различение – внимание – интеллект.
· «Третий лишний»
В процессе беседы человек может обращаться как к единственному собеседнику, так и ко множеству слушателей. Но подавляющее большинство людей может отслеживать и анализировать течение мысли в повествовании только одного собеседника. Третий, пытающийся стать участником беседы, отвлекает на себя внимание, разрушая тем самым тандемный процесс.Это не значит, что во всех без исключения случаях третий должен быть удалён за пределы сферы беседы, но если он понимает тандемный принцип, то, присутствуя при тандемной деятельности других, он обязан сделать себя незримо прозрачным для них либо слиться с фоном окружающей обстановки. Но это только одно ограничение налагаемое на третьего тандемным принципом.
Другое обстоятельство проявляется несколько иным образом. Конечно, триумвират, как и всякий более многочисленный “комитет” вплоть до парламента или съезда, может работать в политандемном режиме, когда его участники попеременно образуют тандемы в разном составе. Но в подавляющем большинстве случаев это приведёт только к замедлению работы “комитета” без существенного выигрыша в качестве выработанного им решения. Причина этого в том, что подавляющее большинство образуемых участниками “комитетов” тандемов, занятых какой-то определённой проблемой, окажется примерно одинаковой эффективности. Но с течением времени по отношению к каждой проблеме выявится несколько лидирующих в области этой проблематики тандемов, один из которых в состоянии заменить всю совокупность остальных. Кроме того, в многочисленном “комитете” далеко не во всех сочетаниях их участников возможно быстрое образование работоспособных тандемов, что приведёт к фракционным склокам, известным каждому парламенту, дополнительным потерям времени и снижению добротности выработанного “комитетом” решения.
Политандемный принцип эффективен при обработке спектра проблем, весь круг которых и глубина понимания выходят за пределы возможности одного человека.
Если же рассматривать некий тематически определённый спектр множества проблем, то в политандемном принципе осуществим один из способов взаимодействия индивидуальной психики (и интеллекта, в частности) с коллективной психикой (и коллективным интеллектом), частью которой является индивид — участник тандема. По этой причине, тем, кому оголтелый эгоистичный индивидуализм не позволяет действовать на основе тандемного принципа, лучше помалкивать о соборности и коллективизме. Пока индивид не научится деятельности на основе тандемного принципа в его отношениях с другими людьми, вместо соборности в Святом Духе, он будет порождать более или менее ярко выраженную коллективную шизофрению; распространение заведомой лжи по отношению к коллективной психике является одним из способов её шизофренического дробления.
· Отказ от «авторских прав»
Прежде всего, необходимо понять и смириться с тем, что надуманная концепция единоличного “авторского права”, “права на интеллектуальную собственность”, которая на Западе бездумно традиционно рассматривается обывателями как одна из основ их цивилизации, препятствует осуществлению свободной интеллектуальной деятельности и совершенствованию духовной культуры в обществе как вообще, так и на основе тандемного принципа, в частности. А кто-то закулисно доводит эту концепцию до абсурда, поощряя создание таких законов об “авторских и смежных правах”, что если мурлыкать себе под нос полюбившуюся мелодию или хором спеть на празднике полюбившуюся песню, то можно сесть за нарушение «авторских и смежных» прав.
Русские представления об авторских правах сводятся к тому, что авторское право это — право человека, одарённого Богом, в свою очередь одарить остальных людей плодами своего творчества в русле искреннего понимания им Божиего Промысла.
Тандемная деятельность основывается на признании объективности факта самостоятельного бытия всех тандемных порождений и подчинении этому факту своего поведения каждым из его участников. То, что рождается в результате интеллектуальной деятельности на основе тандемного принципа, не является продуктом труда кого-либо одного из участников тандема и не может быть объектом “интеллектуальной собственности” кого-либо из них. И в продукте тандемной деятельности реально невозможно разграничить “авторские права” каждого из его участников на отдельные искусственно вычлененные составляющие целостного продукта тандемной деятельности.
Последнее обусловлено тем, что тандемный принцип в его осуществлении во многом подобен игре в домино в том смысле, что вклад одного участника в порождаемый ими продукт тандемной деятельности («выкладку в целом домино» на столе) обусловлен предшествующим вкладом другого и, в свою очередь, предъявляет требования к последующим вложениям их обоих. Именно в силу этого все тандемные порождения и обладают самостоятельностью бытия, при котором присутствуют участники тандема.
Сказанное — ключи к осуществлению тандемного принципа в жизни, а не правила, придуманные для некой интеллектуальной “игры”, которые возможно изменить по своему произволу, в результате чего получатся правила другой “игры”, после чего возможно выбрать ту “игру”, которая более соответствует нраву.