Подготовительное упражнение

Участники семинара усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии Для этого он просит участника группы выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Как показывает опыт проведения многочисленных семинаров по танатотерапии - практически все изъявившие желание участники ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки — вдоль туловища, причем ладонями вниз Вы же предлагаете занять позицию "звезды" ("фигуру Витрувия" Леонардо да Вин­чи) с ладонями, обращенными наружу

Подготовительное упражнение - student2.ru

Фигура Витрувия

Почему же практически во всех случаях избега­ется позиция "звезды"? Все отмечают открытость и связанную с ней незащищенность человека, ле­жащею в такой позиции. У большинства эго ассо­циируется с "опасностью лишиться, потерять" Но не учитывается другая сторона позиции звез­ды" — это одновременно и позиция максимально­го получения. В этой амбивалентности данной по­зиции лежит типичная ошибка и, в некотором роде, — трагедия человека, "боясь потерять — лишаешься получить". Живя (а мы действитель­но так в основном живем) в позиции закрытос­ти — сколь многого мы лишаемся: информации, переживаний, энергии, красок мира. . Отсюда — и главная цель телесных практик в любых систе­мах психотерапии и эзотерических системах' по­мочь человеку занять в жизни позицию «звезды», сделать эту позицию максимально безопасной

Отмеченная позиция ("звезда" или "фигура Витрувия") входят в разряд т. н. реальных пози­ций и характеризуются максимальной амбивалент­ностью (максимальная отдача и получение, при­чем одновременно). Именно в силу этой амбивалентности, а, значит, — повышенной энер­гичности (чем больше «разность потенциалов» — тем сильнее ток), энергоемкости, — и звезда, и человек в позиции "звезды", и круг (круг участ­ников семинара, где внутри круга все сидящие мак­симально открыты друг другу, но любой входя­щий извне встречает спины) — наиболее часто используемые магические символы.

1. «Театр прикосновений»

Участники группы разбиваются на пары, в кото­рых один становится "актером", активно-действу­ющим (от англ. act — действие), другой — "зри­телем", пассивно-воспринимающим. Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды» (см подготовительное упражнение). Активно-действующий усаживается рядом. Сценой такого театра выступает тело пассивно-восприни­мающего. На этой сцене "актер" предъявляет раз­ные типы контактов- игольчатые, точечно каса­ясь кончиками пальцев разных участков тела партнера; достаточно жесткие, надавливающие всей поверхностью ладони или кулаком; разне­сенные по разным участкам тела (одновременно несколько касаний в разных местах тела партне­ра); разного рода "перекрытия-мосты", напри­мер, своей рукой перекрыть обе ноги партнера (См. фото).

Фото из журнала «Столица»

Главное условие правильности выполнения дан­ного приема формулируется как "не спеши!" (именно так, а не, например, "делай медленнее"). Другое важное условие: вы предлагаете активно-действующим выждать некоторое время после на­чала выполнения приема, а не "набрасываться" на пассивно-воспринимающих. В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме — оно ищет первое прикосновение. Только в таком слу­чае контакты со стороны «актеров» становятся ак­туальными, принятыми «зрителями».

Цель "актеров" в этом импровизированном те­атре тела («телесном джазе», но меткому выраже­нию П Горобца) — удивить своих партнеров, при­чем, удивить постановкой "спектакля", его сюжетом, сценическими ходами. Задача пассивно-воспринима­ющих — одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач ("чем меня касаются?","где будут касаться в следующий раз?"и др. ).

Время, отводимое на это упражнение — 5-7 ми­нут, после чего партнеры меняются ролями. Хоро­шо данное упражнение сопровождать музыкой ме­дитативно-релаксационного характера.

Специальное замечание касается окончания дан­ного и всех последующих упражнений-приемов. Когда вы просите вашего партнера закончить вы­полнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, чаще всего, и за редчайшим исклю­чением, заканчивает его стандартным и совершен­но неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается из позиции лежа прямо под­няться и сесть (вспоминается, что так поднима­лась и садилась в гробу гоголевская ведьма из "Вия"). Правильное окончание — это вначале ротация-поворот тела на бок и, только потом, подьем. Вспоминаем, что именно так поступают дети первых лет жизни, осваивая пока еще не послуш­ное их воле тело (а значит — более объектное, пассивное, расслабленное — то тело, на достиже­ние характеристик которого и нацелен данный при­ем).

2. «Телесная гомеопатия»

В этом приеме мы открываем для себя область г.н. "телесной гомеопатии" и знакомимся с од­ним из ключевых ее принципов — принципом малых доз и величин. Основатель гомеопатии, врач Ганеман, в работах "Organon'Y'Fragmenta de Viribus"(1805) и "Reine Arzneimittellehrc"(181t) сформулировал принцип, который применитель­но к танатотерапии, можно представить может быть так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и пе­реживаниям.

В демонстрации партнер, на котором вы по­казываете данный прием, занимает позицию "звез­ды". Вы подсаживаетесь к любой из его конечнос­тей. Первое — устанавливаете контакт. Затем, после достаточно продолжительного времени, при­коснувшись своей рукой, к примеру, к его ступне, вы начинаете плавно и очень медленно (принцип "не спеши" предыдущего приема сохраняется) на­давливать и, таким образом, отводить ее в сторо­ну •

Подготовительное упражнение - student2.ru

Заметим, что в русском языке представляется трудным найти глагол, обозначающее описывае­мое действие и не содержащий контекст увечья (сравни: скручивать-выкручиватъ-сворачивать — мед. сворачивать ногу, смещать — мед. смещать кости и др.).

Внешним наблюдателям данное действие совер­шенно незаметно, тогда как пассивно-воспринима­ющий сразу реагирует на данный прием — прежде всего, дыханием (оно меняется), тремором "што­рок" ресниц, последние отвечают в теле за конт­роль со стороны сознания (интенсивность тремо­ра возрастает в связи с ростом контроля) .

Время, отводимое на данный прием, не ограни­чено и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл (хорошо воспринимается шутка, что цикл состоит из одной ноги, одной руки и одной головы).

При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная и измеряется килограмма­ми веса руки. Это разница связана с участием конт­роля и активности лежащего в позиции «звезды» партнера. Вспомним, что истинную неактивность, пассивность, предметность тело занимает только пос­ле смерти (отсюда шоковость эффекта фильма А.Сокурова "Круг второй", особенно тех кадров, где тело умершего отца героя используется в этом непривычном качестве — в роли предмета, объек­та, рядом положенного к другим предметам, явствам и др).

В работе с головой особое значение придается посадке активно-действующего. Она должна быть

Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 119

максимально устойчивой и удобной. Рекомендует­ся сесть у изголовья лежащего пассивно-воспри­нимающего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ваших ног. Руки лежащего широко раскрыты (позиция "звезды") и лежат на полу. Вы касаетесь ладонью одной из щек. Выдерживаете значительную по времени па­узу (лицо — одно из ниболее табуированых мест «русского тела»). Только после этого плавно и ак­куратно приступаете к надавливанию. Своим на­давливанием Вы отводите лежащую голову на не­значительное расстояние (нос лежащего партнера отводится не более чем на несколько сантиметров), затем Вы в таком же гомеопатическом режиме сни­маете свою нагрузку и голова партнера возвраща­ется на место Время выполнения приема — 4-5 минут на каждую конечность.

Впечатления от данного приема в основном ка­саются ощущений поляризации внутри тела. Час­то возникает ощущение отсутствия той или иной конечности (способ работы с болью), или, наобо­рот, ощущение наличия руки активно-действую­щего (при том, что последний уже приступил к работе с другой конечностью).

Применение базовых приемов танатотерапии воз­можно как индивидуально, так и группой подго­товленных танатотерапевтов и также включает ра­боту с дыханием (вдох — это жизнь, выдох — смерть), отдельными частями тела (нижняя че­люсть, глаза, шея, подошвы ног), что является клю­чевым в оказании помощи в терминальной фазе умирания и др.

Танаготерапия как вид телесно-ориентированной психотерапии охватывает четыре базовые психо­терапевтические проблемы человека, связанные со сверхконтролем сознания (голова), контактами чувствами (грудь, руки, шея), сексуальными взаи­моотношениями (паховая область), опорами (ноги).

Подготовительное упражнение - student2.ru

Из приведенных элементов Танатотерапии («те­атр прикосновений», «телесная гомеопатия») груп­пой 3-5 человек можно осуществить своеобразную «сборку» /инициацию (слово "инициация" заим­ствовано из латинского языка и означает"войти внутрь"), когда каждый из «актеров» сам выбирает, каким из приведенных выше приемов он собирается работать Пассивно-воспринимающий занимает по­зицию «звезды», группа «актеров» рассаживается вокруг и по команде ведущего приступают к работе, используя выбранные «актерами» приемы (Рисунок из итальянского журнала «Re Nudo»).

Эффект многократно усиливается с добавлени­ем следующих приемов и принципов Танатотера-пии' «телесной магии», «последовательности предъявляемых опор» и др.

В ходе сеанса тело лежащего на спине человека впервые по-настоящему максимально расслабляется, конечности холодеют, нижняя челюсть отпадает, руки и ноги раскрываются. Тело в итоге максимально «за­земляется», что автоматически запускает механизм активизации энергии из «проблемных»/больных зон тела человека. Такой энергетический баланс («за­земление/активизация») максимально биологичен и целителен для человека.

Особый интерес представляют описания «путе­шествий» лицами, проходивших сеансы танатоте-рапии. В большинстве деталей они соответствуют описаниям лиц, перенесших клиническую смерть ( выход из тела, «канал», «светящееся существо», восторг и др.) (.5,7,8,12,14,15,16) Ниже приведе­ны наиболее характерные протоколы впечатлений и переживаний участников сеансов Стилистика языка сохранена.

Татьяна С, 32года.

Я поняла, что смерть — не эмоциональное состояние..., так как в этом эмоции не уча­ствуют, Я впервые почувствовала отвинченность рук и ног. Я подняла голову над телом и наблюдала... Голова, еще что-то и это "что-то" не любит эту дурацкую голову. Хоте­лось, чтобы это не кончалось... Хотелось вып­рыгнуть из тела, как змея из кожи, это как наркоз: темное, черное пространство с гео­метрическими фигурами... Еще бы чуть-чуть и тогда что-нибудь случилось... Когда подня­ли — блаженство и яркий свет...

Елена К., 37 лет.

У меня был опыт клинической смерти. Я стала сравнивать. То было очень приятно, бе­жал отец, но мне было все равно. И ощущение дикой боли, когда возвращается жизнь...

В "театре прикосновений" одна часть тела то появлялась, то пропадала. Потом все понеслось вверх, но при этом ощущение дове­рия, что в правильное место. Когда надавили, я поняла, что это дает всему телу рассла­биться. Я расстекласъ и впиталась в землю. "Глюки" начались, когда оставили в покое... Я как бы была с душой, а возвращалась в тело, как в гости — придя в дом, в котором не жи­вешь, или как влезть в перчатку...

Наташа Л., 28 лет.

С самого начала хотелось неимоверно сто­нать... Что больше всего удивило — я на­блюдала со стороны... Трудно вспомнить...

Я смотрела со стороны: я лежала в пижаме. Самое полное погружение — когда оставили в покое. Мне несколько раз было в жизни — туннель со светом. В этот раз — он извивал­ся, как поезд, ячейками. Я долго билась над воп­росом — если трубу изогнуть, света не должно быть... В конце — серая дверь. Казалось, что тело не имеет конкретного формы, а принимает вид, который связан с движениями.

В настоящее время ведется работа по когнитив­ному картированию этого пространства с целью создания своеобразных «лоций» и управления эти­ми путешествиями (своеобразный «танатотерапевтический Internet»).

Результаты

Танатотерапия оказывает мощное релаксацион­ное воздействие, затрагивая и корректируя прак­тически все психологические проблемы человека.

Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет получать значимые ре­зультаты и в области медицины, при лечении: па­циенток, страдающих бесплодием и привычным невынашиванием (В.Баскаков, Москва), остеохон­дроза позвоночника (А.Гайваненко ,Одесса), деп­рессии, астении (К.Баранников, Екатеринбург), наркомании (А.Пономарев, Екатеринбург; К.Ки­шиневская, Саратов), шизофрении (К.Баранников, Екатеринбург); при работе с болями (Е.Косырева, Минск), при подготовке к родам (Ю.Постнова, Москва), при работе со страхами и со страхом смер­ти (С.Воронкина, Краснодар: И.Воскресенская, Петрозаводск; Е.Белая, Владивосток; К.Кишинев­ская, Саратов; К.Баранников, Екатеринбург).

Литература

1 Баскаков В. Танатотерапия. Психологический энцикло­педический словарь. Инфра-М (в печати)

2. Баскаков В. Русское тело (к постановке проблемы те­лесно-ориентированного анализа национального характера). «Психологическая консультация», №1, 1998г. Стр 13-20.

3. Баскаков В. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ суще­ствующих подходов. Сб Телесность человека: междисцип­линарные исследования. М.1991. Стр.54-61.

4. Баскаков В. Минимальные по силе и амплитуде воздей­ствия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестома­тия. СПб.,2000, стр.264-276.

5 Гроф С , Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.1996.-246с.

6. О Павел Флоренский Человек умирает только раз в жизни ' «Не восхищением непщева» (Филип.2, 6-8) (К суж­дению о мистике), Сергиев Посад, 1915.

7. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок,- Мн.: Харвест, 1998.- 656с

8. Стивен Левин. Кто умирает? — К.: «София», Ltd. 1996.-352с.

9 Талалаж Я , Талалаж С. Самые невероятные в мире — секс, ритуалы, обычаи. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.- 262с.

10. Трудно быть трупом. Газета «Комсомольская правда», 23 июня 1998г.

11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.-831с.

12. A New Age Handbook on Death and Dying DeVorss & Company, 1982

13. Baskakov V. Body Magic/ Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 №1, April 1994, p.15-17

14. Easy Death: Spiritual Discourses and Essays on the Inherent and Ultimate Transcendence of Death and Everything Else The Dawn Horse Press, 1991

15. Kubler-Ross, E On Death and Dying. London: Collier-Macmillan Ltd ,1969

16. Moody, R.A Life After Life, Atlanta, Ga- Mockingbird Books, 1975

Наши рекомендации