Подготовительное упражнение
Участники семинара усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии Для этого он просит участника группы выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Как показывает опыт проведения многочисленных семинаров по танатотерапии - практически все изъявившие желание участники ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки — вдоль туловища, причем ладонями вниз Вы же предлагаете занять позицию "звезды" ("фигуру Витрувия" Леонардо да Винчи) с ладонями, обращенными наружу
Фигура Витрувия
Почему же практически во всех случаях избегается позиция "звезды"? Все отмечают открытость и связанную с ней незащищенность человека, лежащею в такой позиции. У большинства эго ассоциируется с "опасностью лишиться, потерять" Но не учитывается другая сторона позиции звезды" — это одновременно и позиция максимального получения. В этой амбивалентности данной позиции лежит типичная ошибка и, в некотором роде, — трагедия человека, "боясь потерять — лишаешься получить". Живя (а мы действительно так в основном живем) в позиции закрытости — сколь многого мы лишаемся: информации, переживаний, энергии, красок мира. . Отсюда — и главная цель телесных практик в любых системах психотерапии и эзотерических системах' помочь человеку занять в жизни позицию «звезды», сделать эту позицию максимально безопасной
Отмеченная позиция ("звезда" или "фигура Витрувия") входят в разряд т. н. реальных позиций и характеризуются максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу этой амбивалентности, а, значит, — повышенной энергичности (чем больше «разность потенциалов» — тем сильнее ток), энергоемкости, — и звезда, и человек в позиции "звезды", и круг (круг участников семинара, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) — наиболее часто используемые магические символы.
1. «Театр прикосновений»
Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится "актером", активно-действующим (от англ. act — действие), другой — "зрителем", пассивно-воспринимающим. Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды» (см подготовительное упражнение). Активно-действующий усаживается рядом. Сценой такого театра выступает тело пассивно-воспринимающего. На этой сцене "актер" предъявляет разные типы контактов- игольчатые, точечно касаясь кончиками пальцев разных участков тела партнера; достаточно жесткие, надавливающие всей поверхностью ладони или кулаком; разнесенные по разным участкам тела (одновременно несколько касаний в разных местах тела партнера); разного рода "перекрытия-мосты", например, своей рукой перекрыть обе ноги партнера (См. фото).
Фото из журнала «Столица»
Главное условие правильности выполнения данного приема формулируется как "не спеши!" (именно так, а не, например, "делай медленнее"). Другое важное условие: вы предлагаете активно-действующим выждать некоторое время после начала выполнения приема, а не "набрасываться" на пассивно-воспринимающих. В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме — оно ищет первое прикосновение. Только в таком случае контакты со стороны «актеров» становятся актуальными, принятыми «зрителями».
Цель "актеров" в этом импровизированном театре тела («телесном джазе», но меткому выражению П Горобца) — удивить своих партнеров, причем, удивить постановкой "спектакля", его сюжетом, сценическими ходами. Задача пассивно-воспринимающих — одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач ("чем меня касаются?","где будут касаться в следующий раз?"и др. ).
Время, отводимое на это упражнение — 5-7 минут, после чего партнеры меняются ролями. Хорошо данное упражнение сопровождать музыкой медитативно-релаксационного характера.
Специальное замечание касается окончания данного и всех последующих упражнений-приемов. Когда вы просите вашего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, чаще всего, и за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается из позиции лежа прямо подняться и сесть (вспоминается, что так поднималась и садилась в гробу гоголевская ведьма из "Вия"). Правильное окончание — это вначале ротация-поворот тела на бок и, только потом, подьем. Вспоминаем, что именно так поступают дети первых лет жизни, осваивая пока еще не послушное их воле тело (а значит — более объектное, пассивное, расслабленное — то тело, на достижение характеристик которого и нацелен данный прием).
2. «Телесная гомеопатия»
В этом приеме мы открываем для себя область г.н. "телесной гомеопатии" и знакомимся с одним из ключевых ее принципов — принципом малых доз и величин. Основатель гомеопатии, врач Ганеман, в работах "Organon'Y'Fragmenta de Viribus"(1805) и "Reine Arzneimittellehrc"(181t) сформулировал принцип, который применительно к танатотерапии, можно представить может быть так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.
В демонстрации партнер, на котором вы показываете данный прием, занимает позицию "звезды". Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Первое — устанавливаете контакт. Затем, после достаточно продолжительного времени, прикоснувшись своей рукой, к примеру, к его ступне, вы начинаете плавно и очень медленно (принцип "не спеши" предыдущего приема сохраняется) надавливать и, таким образом, отводить ее в сторону •
Заметим, что в русском языке представляется трудным найти глагол, обозначающее описываемое действие и не содержащий контекст увечья (сравни: скручивать-выкручиватъ-сворачивать — мед. сворачивать ногу, смещать — мед. смещать кости и др.).
Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно-воспринимающий сразу реагирует на данный прием — прежде всего, дыханием (оно меняется), тремором "шторок" ресниц, последние отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля) .
Время, отводимое на данный прием, не ограничено и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл (хорошо воспринимается шутка, что цикл состоит из одной ноги, одной руки и одной головы).
При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная и измеряется килограммами веса руки. Это разница связана с участием контроля и активности лежащего в позиции «звезды» партнера. Вспомним, что истинную неактивность, пассивность, предметность тело занимает только после смерти (отсюда шоковость эффекта фильма А.Сокурова "Круг второй", особенно тех кадров, где тело умершего отца героя используется в этом непривычном качестве — в роли предмета, объекта, рядом положенного к другим предметам, явствам и др).
В работе с головой особое значение придается посадке активно-действующего. Она должна быть
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 119
максимально устойчивой и удобной. Рекомендуется сесть у изголовья лежащего пассивно-воспринимающего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ваших ног. Руки лежащего широко раскрыты (позиция "звезды") и лежат на полу. Вы касаетесь ладонью одной из щек. Выдерживаете значительную по времени паузу (лицо — одно из ниболее табуированых мест «русского тела»). Только после этого плавно и аккуратно приступаете к надавливанию. Своим надавливанием Вы отводите лежащую голову на незначительное расстояние (нос лежащего партнера отводится не более чем на несколько сантиметров), затем Вы в таком же гомеопатическом режиме снимаете свою нагрузку и голова партнера возвращается на место Время выполнения приема — 4-5 минут на каждую конечность.
Впечатления от данного приема в основном касаются ощущений поляризации внутри тела. Часто возникает ощущение отсутствия той или иной конечности (способ работы с болью), или, наоборот, ощущение наличия руки активно-действующего (при том, что последний уже приступил к работе с другой конечностью).
Применение базовых приемов танатотерапии возможно как индивидуально, так и группой подготовленных танатотерапевтов и также включает работу с дыханием (вдох — это жизнь, выдох — смерть), отдельными частями тела (нижняя челюсть, глаза, шея, подошвы ног), что является ключевым в оказании помощи в терминальной фазе умирания и др.
Танаготерапия как вид телесно-ориентированной психотерапии охватывает четыре базовые психотерапевтические проблемы человека, связанные со сверхконтролем сознания (голова), контактами чувствами (грудь, руки, шея), сексуальными взаимоотношениями (паховая область), опорами (ноги).
Из приведенных элементов Танатотерапии («театр прикосновений», «телесная гомеопатия») группой 3-5 человек можно осуществить своеобразную «сборку» /инициацию (слово "инициация" заимствовано из латинского языка и означает"войти внутрь"), когда каждый из «актеров» сам выбирает, каким из приведенных выше приемов он собирается работать Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды», группа «актеров» рассаживается вокруг и по команде ведущего приступают к работе, используя выбранные «актерами» приемы (Рисунок из итальянского журнала «Re Nudo»).
Эффект многократно усиливается с добавлением следующих приемов и принципов Танатотера-пии' «телесной магии», «последовательности предъявляемых опор» и др.
В ходе сеанса тело лежащего на спине человека впервые по-настоящему максимально расслабляется, конечности холодеют, нижняя челюсть отпадает, руки и ноги раскрываются. Тело в итоге максимально «заземляется», что автоматически запускает механизм активизации энергии из «проблемных»/больных зон тела человека. Такой энергетический баланс («заземление/активизация») максимально биологичен и целителен для человека.
Особый интерес представляют описания «путешествий» лицами, проходивших сеансы танатоте-рапии. В большинстве деталей они соответствуют описаниям лиц, перенесших клиническую смерть ( выход из тела, «канал», «светящееся существо», восторг и др.) (.5,7,8,12,14,15,16) Ниже приведены наиболее характерные протоколы впечатлений и переживаний участников сеансов Стилистика языка сохранена.
Татьяна С, 32года.
Я поняла, что смерть — не эмоциональное состояние..., так как в этом эмоции не участвуют, Я впервые почувствовала отвинченность рук и ног. Я подняла голову над телом и наблюдала... Голова, еще что-то и это "что-то" не любит эту дурацкую голову. Хотелось, чтобы это не кончалось... Хотелось выпрыгнуть из тела, как змея из кожи, это как наркоз: темное, черное пространство с геометрическими фигурами... Еще бы чуть-чуть и тогда что-нибудь случилось... Когда подняли — блаженство и яркий свет...
Елена К., 37 лет.
У меня был опыт клинической смерти. Я стала сравнивать. То было очень приятно, бежал отец, но мне было все равно. И ощущение дикой боли, когда возвращается жизнь...
В "театре прикосновений" одна часть тела то появлялась, то пропадала. Потом все понеслось вверх, но при этом ощущение доверия, что в правильное место. Когда надавили, я поняла, что это дает всему телу расслабиться. Я расстекласъ и впиталась в землю. "Глюки" начались, когда оставили в покое... Я как бы была с душой, а возвращалась в тело, как в гости — придя в дом, в котором не живешь, или как влезть в перчатку...
Наташа Л., 28 лет.
С самого начала хотелось неимоверно стонать... Что больше всего удивило — я наблюдала со стороны... Трудно вспомнить...
Я смотрела со стороны: я лежала в пижаме. Самое полное погружение — когда оставили в покое. Мне несколько раз было в жизни — туннель со светом. В этот раз — он извивался, как поезд, ячейками. Я долго билась над вопросом — если трубу изогнуть, света не должно быть... В конце — серая дверь. Казалось, что тело не имеет конкретного формы, а принимает вид, который связан с движениями.
В настоящее время ведется работа по когнитивному картированию этого пространства с целью создания своеобразных «лоций» и управления этими путешествиями (своеобразный «танатотерапевтический Internet»).
Результаты
Танатотерапия оказывает мощное релаксационное воздействие, затрагивая и корректируя практически все психологические проблемы человека.
Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет получать значимые результаты и в области медицины, при лечении: пациенток, страдающих бесплодием и привычным невынашиванием (В.Баскаков, Москва), остеохондроза позвоночника (А.Гайваненко ,Одесса), депрессии, астении (К.Баранников, Екатеринбург), наркомании (А.Пономарев, Екатеринбург; К.Кишиневская, Саратов), шизофрении (К.Баранников, Екатеринбург); при работе с болями (Е.Косырева, Минск), при подготовке к родам (Ю.Постнова, Москва), при работе со страхами и со страхом смерти (С.Воронкина, Краснодар: И.Воскресенская, Петрозаводск; Е.Белая, Владивосток; К.Кишиневская, Саратов; К.Баранников, Екатеринбург).
Литература
1 Баскаков В. Танатотерапия. Психологический энциклопедический словарь. Инфра-М (в печати)
2. Баскаков В. Русское тело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера). «Психологическая консультация», №1, 1998г. Стр 13-20.
3. Баскаков В. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов. Сб Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.1991. Стр.54-61.
4. Баскаков В. Минимальные по силе и амплитуде воздействия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб.,2000, стр.264-276.
5 Гроф С , Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.1996.-246с.
6. О Павел Флоренский Человек умирает только раз в жизни ' «Не восхищением непщева» (Филип.2, 6-8) (К суждению о мистике), Сергиев Посад, 1915.
7. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок,- Мн.: Харвест, 1998.- 656с
8. Стивен Левин. Кто умирает? — К.: «София», Ltd. 1996.-352с.
9 Талалаж Я , Талалаж С. Самые невероятные в мире — секс, ритуалы, обычаи. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.- 262с.
10. Трудно быть трупом. Газета «Комсомольская правда», 23 июня 1998г.
11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.-831с.
12. A New Age Handbook on Death and Dying DeVorss & Company, 1982
13. Baskakov V. Body Magic/ Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 №1, April 1994, p.15-17
14. Easy Death: Spiritual Discourses and Essays on the Inherent and Ultimate Transcendence of Death and Everything Else The Dawn Horse Press, 1991
15. Kubler-Ross, E On Death and Dying. London: Collier-Macmillan Ltd ,1969
16. Moody, R.A Life After Life, Atlanta, Ga- Mockingbird Books, 1975