Эмпирическое исследование 2. Воспоминание о переломных событиях как механизм структурирования представления о прошлом
Цель исследования - эксплицировать роль воспоминаний о переломных событиях в организации временного аспекта автобиографической памяти. Основная гипотезаисследования: субъективная представленность в памяти значимых автобиографических событий не является равномерной, а имеет своеобразные точки "сгущения" в области переломных жизненных событий.
МЕТОДИКА
В исследовании приняли участие 40 испытуемых (29 женщин, 11 мужчин). Средний возраст испытуемых - 27.5 лет. Испытуемым для самостоятельного заполнения предлагались три бланка.
Бланк N 1: "Объективные сведения об испытуемом".
Бланк N 2: "Моя судьба" - инструкция: "Попробуйте выстроить на листе модель своей жизни: помещайте на "рисунок судьбы" только те события, без которых Ваша жизнь не была бы Вашей, без которых она не смогла бы сбыться. Стрелка, разделяющая поле Вашего прошлого - ось времени. Начало линии - момент Вашего рождения, а конец стрелки - сегодняшний день. На оси времени помечайте возраст, когда то или иное событие произошло, а возле него делайте подпись".
Бланк N 3: "Переломные события моего прошлого" - инструкция: "Отметьте на "Линии жизни" события, которые изменили Вашу личность, сделали Вас другим (ой)".
РЕЗУЛЬТАТЫ
Было получено 40 протоколов. По методике "Моя судьба" всего было актуализировано 302 события, относящихся к возрасту от 1 года до 60 лет. В среднем каждым испытуемым актуализировано 10 воспоминаний. По методике "Переломные события моего прошлого" всего было названо 169 событий, относящихся к возрасту от 3 до 55 лет. Испытуемые вспоминали в среднем 5 событий.
При визуальном анализе протоколов "линия жизни" наблюдается видимое "сгущение" событий в области переломных жизненных событий. При этом универсальность представленности "пика" в индивидуальном протоколе не наблюдается. В качестве иллюстрации рассмотрим три случая.
Испытуемый АБ (возраст 62 года) актуализировал 18 воспоминаний и указал 4 переломных события. При равномерном распределении событий по временной оси к 15-летнему периоду "пика" должно было бы быть отнесено 4.35, что составляет 24.2% (18 : 62 x 15) воспоминаний (в реальности - 4 события или 22.2%). Таким образом, в данном случае эффект "пика" отсутствует. В то же время, если рассмотреть аналогичный по протяженности интервал из периодов, предшествующих или следующих за переломными событиями, то к ним отнесено семь событий (38.9%).
Испытуемый КМ (возраст 47 лет) актуализировал десять воспоминаний, указав три переломных события. При равномерном распределении событий по временной оси к 15-летнему периоду "пика" должно было бы быть отнесено 3.19 или 32% (10 : 47 x 15) воспоминаний (реально актуализировано шесть событий, что составляет 60%). Таким образом, в данном случае эффект "пика" выражен отчетливо. Если же рассмотреть аналогичный по протяженности интервал из периодов, предшествующих или следующих за переломными событиями, то к ним отнесено семь или 70% событий, т.е. наблюдается "сгущение" воспоминаний в области переломных событий.
Испытуемый ВП (возраст 54 года) актуализировал 18 воспоминаний и указал два переломных события. В случае равномерного распределения событий по временной оси к 15-летнему периоду "пика" должно было бы быть отнесено пять или 27.7% (18 : 54 x 15) воспоминаний (в реальности - восемь или 44.4%). Следовательно, данные этого испытуемого демонстрируют наличие эффекта "пика". Рассмотрев аналогичный по протяженности интервал из периодов, предшествующих или следующих за переломными событиями, мы видим, что здесь присутствует девять событий (50% от всего числа названных).
Таким образом, наблюдается феномен "сгущения" автобиографических воспоминаний в области переломных жизненных событий, т.е. при качественном анализе отдельных случаев обнаруживает-
стр. 27
Рис. 2. Схема интервального разбиения жизненного пути личности вокруг переломного жизненного события n.
ся существование индивидуальной конфигурации "пиков" автобиографических воспоминаний.
Строгая проверка основной гипотезы потребовала разработки оригинального математического аппарата для статистической оценки надежности утверждения о наличии "сгущения" воспоминаний на определенных отрезках временной оси жизни. Реализация разработанного алгоритма (автор О. В. Митина) приводит к формулировке четырех статистических гипотез (одной - основной и трех - подчиненных)*.
Основная статистическая гипотеза 1: воспоминания распределены по оси времени равномерно, т.е. конфигурация переломных событий прошлого не связана с конфигурацией значимых событий прошлого. В случае отвержения данной гипотезы возникает вопрос о конкретной функции, описывающей выявленные "сгущения".
Статистическая гипотеза 2: распределение воспоминаний относительно переломных событий прошлого имеет линейный характер, т.е. "сгущения" воспоминаний вокруг переломных точек автобиографии описываются арифметической функцией.
Статистическая гипотеза 3: распределение воспоминаний относительно переломных событий прошлого имеет квадратичный характер, т.е. "сгущения" воспоминаний вокруг переломных точек автобиографии описываются геометрической функцией.
Статистическая гипотеза 4: распределение воспоминаний относительно переломных событий прошлого имеет кубический характер.
С целью анализа указанных альтернатив (статистические гипотезы 1, 2, 3, 4) для каждого респондента результаты графических методик "Моя судьба" и "Переломные события моего прошлого" были наложены друг на друга. Вокруг каждого переломного жизненного события строилась центрированная система интервалов, длины которых соотносились между собой как 1/2 : 1/3 : 1/4 (рис. 2).
На рис. 2 такой сходящейся центрированной системой являются интервалы Полный интервал события TN - это [TN - 1 , TN + 1 ].
Полный интервал события T 1 - это [T 0 , Т 2 ]. Т 0 = 0 (момент рождения). Если испытуемый в ходе эксперимента выделил N переломных жизненных событий, то полный интервал события TN - это [TN - 1 , TN + 1 ]. N - актуальный возраст испытуемого на момент проведения исследования.
Следует отметить, что поскольку расстояния (измеренные в годах) между различными переломными событиями не равны между собой, то и границы центрированных интервалов не симметричны относительно "центра" - соответствующего переломного жизненного события.
Будем обозначать число воспоминаний, воспроизведенных из интервала как число событий, воспроизведенных из интервала как число жизненных событий, воспроизведенных из интервала как
Если человек вспоминает события своего прошлого равномерно (гипотеза 1), независимо от приближения/удаления к точкам переломных жизненных событий, то число событий, попавших в каждый из трех центрированных интервалов, соотносится между собой пропорционально отношению длин соответствующих отрезков. То есть:
Если принять альтернативную основной гипотезу о том, что частота воспроизведения жизненных событий выше вблизи переломных жизненных событий (гипотезы 2, 3, 4), то соотношение между количеством событий, относящихся к каждому из трех временных интервалов, должно быть иным. Так, если допустить, что плотность воспоминаний возрастает линейно вблизи переломного события (т.е. вблизи переломных событий испытуемые чаще указывают на наличие значимых событий), что соответствует гипотезе 2, то указанное соотношение примет следующий вид:
Авторы благодарят М. Т. Гамбаряна за написание компьютерной программы, реализующей этот алгоритм.
стр. 28
Если предположить теоретическую модель, согласно которой возрастание плотности воспоминаний о значимых событиях происходит по квадратичной зависимости (гипотеза 3) по мере приближения к переломному событию, то соотношение трансформируется:
Для кубической модели (гипотеза 4) это соотношение примет следующий вид:
Таким образом, в любой модели, отличной от равномерной, соотношения между соответствующими показателями всегда больше соответствующих базовых. Поэтому проверка нашей основной гипотезы сводится к проверке того, что в выборке показателей, вычисленных для всех испытуемых, соответствующие средние отличаются в большую сторону от базовых. А именно, для каждого испытуемого i мы вычисляем набор эмпирических показателей:
- для всех Ni переломных событий в жизни этого испытуемого, т.е. n лежит в диапазоне от 1 до Ni , и получаем усредненные оценки
Далее вычисляем среднее для наборов
и с помощью статистической процедуры T -test (см., например, компьютерную программу SPSS и руководство к ней) проверяем гипотезу о том, что эмпирические средние, вычисленные таким образом, значимо отличаются от теоретически предсказанных на основе модели каждого из типов распределения значимых событий в жизни человека.
В табл. 4 представлены результаты проверки гипотезы о равномерном распределении воспоминаний о значимых событиях прошлого относительно воспоминаний о переломных событиях прошлого.
Таблица 4. Результаты статистического анализа соотношений распределения во времени воспоминаний о значимых событиях прошлого и воспоминаний о переломных событиях для гипотезы 1 (для двусторонних интервалов)
Соотношения | Эмпирическое среднее | Стандартное отклонение | Проверка против H 0 -гипотезы о равномерном распределении |
S 4 n /S 2 n | .7454 | .16245 | Проверяемое значение = 0.5 |
9.553*** | |||
S 3 n /S 2 n | .8475 | .14224 | Проверяемое значение = 0.667 |
8.039*** | |||
S 4 n /S 3 n | .8822 | .13144 | Проверяемое значение = 0.75 |
6.360*** |
Уровни значимости отвержения нулевой гипотезы *** p < 0.0005.
стр. 29
Таблица 5. Результаты статистического анализа соотношений распределения во времени воспоминаний о значимых событиях прошлого и воспоминаний о переломных событиях прошлого для гипотезы 2 (для двусторонних интервалов)
Уровни значимости отвержения нулевой гипотезы *** p < 0.0005.
Таблица 6. Результаты статистического анализа соотношений распределения во времени воспоминаний о значимых событиях прошлого и воспоминаний о переломных событиях прошлого для гипотезы 3 (для двусторонних интервалов)
Уровни значимости отвержения нулевой гипотезы ** p < 0.01, * p < 0.05.
Как видно из табл. 4, гипотеза 1 о равномерном распределении во времени воспоминаний о значимых событиях прошлого относительно воспоминаний о переломных событиях прошлого безусловно отвергается на уровне значимости p < 0.0005, так как проверяемые значения во всех случаях значимо меньше эмпирически полученных значений.
В табл. 5 представлены результаты проверки гипотезы 2 о линейном распределении воспоминаний о значимых событиях прошлого относительно воспоминаний о переломных событиях прошлого.
Как видно из табл. 5, гипотеза 2 о линейном распределении во времени воспоминаний о значимых событиях прошлого и воспоминаний о переломных событиях прошлого безусловно отвергается на уровне значимости p < 0.0005, так как проверяемые значения во всех случаях значимо меньше эмпирически полученных.
В табл. 6 представлены результаты проверки гипотезы 3 о квадратичном распределении воспоминаний о значимых событиях прошлого относительно воспоминаний о переломных событиях прошлого.
Как видно из табл. 6, гипотеза 3 о квадратичном распределении во времени воспоминаний о значимых событиях прошлого и воспоминаний о переломных событиях прошлого безусловно отвергается на уровне значимости p < 0.05 (проверяемые значения во всех случаях значимо меньше эмпирически полученных значений).
И наконец, в табл. 7 представлены результаты проверки гипотезы 4 о кубическом распределении воспоминаний о значимых событиях прошлого относительно воспоминаний о переломных событиях прошлого.
Таблица 7. Результаты статистического анализа соотношений распределения во времени воспоминаний о значимых событиях прошлого и воспоминаний о переломных событиях прошлого для гипотезы 4 (для двусторонних интервалов)
стр. 30
Как видно из табл. 7, гипотеза 4 о кубическом распределении во времени воспоминаний о событиях прошлого и воспоминаний о переломных событиях прошлого может быть принята для двусторонних интервалов, так как эмпирические средние оказываются равными проверяемым теоретическим значениям.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
"Сгущение" воспоминаний, относящихся к периоду, предшествующему событию, которое человек оценивает как переломное, может отражать два разнородных процесса. Во-первых, ожидание существенных жизненных перемен должно стимулировать активное запечатление событий-предвестников. Во-вторых, поскольку переломное событие часто является неожиданным, может наблюдаться ретроспективное означивание, т.е. приписывание впоследствии событию, первоначально воспринятому как не слишком важное, "вторичной" значимости.
Высокая насыщенность воспоминаниями периода, следующего за наступлением переломного события, свидетельствует о том, что после его наступления человек воспринимает окружающее более обостренно, чаще склонен оценивать происходящие события как важные и фиксировать их в памяти, т.е. наблюдается своеобразный "эффект шлейфа".
Количество переломных событий жизни индивидуально для каждого субъекта и не является социально или культурно заданным. Оно больше зависит от индивидуальной интерпретации и особенностей личности, чем от объективной ситуации. Переломные события играют важную роль в становлении личности [26]. Они обеспечивают субъекту возможность рефлексировать путь развития/становления собственной личности, разбивать свой жизненный путь на осмысленные этапы. Поскольку переломные события воспринимаются субъектом как маркер для определения такого состояния как "прерванная идентичность", концентрация важных событий вокруг переломного события обеспечивает максимальный доступ к содержанию памяти о тех периодах жизни, в которые происходило переопределение его идентичности (Я был - Я стал). Подобная ситуация, характеризующаяся неустойчивой идентичностью, наиболее выражена в возрастном периоде 15 - 30 лет, когда происходит обретение первой стабильной идентичности. Вследствие этого в исследованиях выявляется универсальный характер эффекта "пика". Однако полученный эффект носит кумулятивный характер, т.е. представляет собой результат суммирования эмпирических данных об индивидуальных "пиках воспоминаний". Необходимый в жизни каждого человека этап становления идентичности в юношеском возрасте сменяется глубоко индивидуальной конфигурацией уникальных переломных событий, которая и формирует неповторимую архитектуру автобиографической памяти личности.
Таким образом, эффект "пика" воспоминаний в автобиографической памяти личности не является исключительно "возрастным" универсальным феноменом. В его формирование вносит вклад не только универсальный фактор форматирования воспоминаний о прошлом согласно культурным сценариям жизни, но и фактор индивидуальной конфигурации событий, пережитых субъектом в качестве переломных.
ВЫВОДЫ
1. Культурные жизненные сценарии могут рассматриваться в качестве интериоризованных идеальных средств, формирующих автобиографическую память как высшую психическую функцию, детерминируя ее организацию в содержательном и временном аспектах.
2. Высокая доступность воспоминаний, относящихся к возрасту 15 - 30 лет (универсальный эффект "пика"), связана с преимущественной фиксацией и извлечением автобиографической информации, включенной в культурный сценарий жизни.
3. Жизненные сценарии обладают культурной специфичностью, которая выражается в содержании и социальной желательности возраста наступления событий.
4. Наряду с универсальным "пиком" воспоминаний выявлена и индивидуальная конфигурация участков временной оси прошлого, характеризующихся более высокой плотностью воспоминаний.
5. Наиболее доступные для воспроизведения автобиографические воспоминания группируются вокруг воспоминаний о переломных событиях.
6. Функция, описывающая возрастание доступности воспоминаний из периодов, окружающих переломные события, носит степенной характер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций: Собр. соч. Т. 3. М., 1983. Т. 3.
2. Леонтьев А. Н. Психология памяти. М., 1998.
3. Нуркова В. В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности // Мир психологии. 2004. N 2. С. 77 - 87.
4. Нуркова В. В., Василевская К. Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации // Вопросы психологии. 2003. N 5. С. 93 - 102.
5. Нуркова В. В. Совершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М., 2000.
стр. 31
6. Bluck S., Harbermas T. The life story schema // Motivation and Emotion. 2000. V. 24. P. 121 - 145.
7. Conway M.A., Pleydell-Pearce C.W. The construction of autobiographical memories in the self-memory system // J. Psychological review. 2000. V. 107. N 2.
8. Conway M.A., Rubin D.C The structure of autobiographical memory // Theories of memory. / Eds. A.C. Collins, S.E. Gathercole, M.A. Conway, P.E.M. Morris. Hove, Sussex: Lawrence Erlbaum associates. 1993. P. 103 - 137.
9. Eakin P.J. Autobiography, Identity, and Fictions of Memory / Memory, Brain and Belief. Eds. D.L. Spcacter, E. Scarry. Harvard University Press, 2001.
10. Fitzgerald J.M. Vivid memories and the reminiscence phenomenon: The role of a self narrative // Human development. 1988. N31.
11. Holbrook M.B. Nostalgia and consumption preferences: Some emerging patterns of consumer tastes // J. of Consumer Research. N 20. 1993.
12. Hyland D.T., Ackerman A.M. Reminiscence and autobiographical memory in the study of the personal past // J. of Gerontology: Psychological science. 1988. N 43.
13. Jansari A., Parkin A.J. Things that go bump in your life: Explaining the reminiscence bump in autobiographical memory // Psychology & Aging. 1996. N11.
14. Lampinen J.M., Odegard T.N., Leding J.K. Diachronic Disunity // The Self and Memory. / Eds. D.R. Beike, J.M. Lampinen, D.A. Behrend New-York, 2003.
15. Larsen S.F. Memorable book: Recall of reading and its personal context // Empirical approaches to literature and aesthetics (Advances in Discourse Processes, V. 52). / Eds. M.S. MacNealy & R. Krus. Norwood, NJ: Ablex, 2003.
16. McAdams D.P. The psychology of life stories // Review of General Psychology. 2001. N 5.
17. Neisser U. Commentary // Human Development. 1988. N31. P. 261 - 273.
18. Nourkova V.V., Bernstein D.M., Loftus E.F. Biography becomes autobiography: Distorting the subjective past and present through story completion // The American J. of Psychology. 2004. V. 117. N 1. P. 65 - 80.
19. Pillemer D.B. Momentous Events and the Life Story // Review of General Psychology. 2001. V. 5. N 2. P. 123 - 134.
20. Rubin D.C., Wetzler S.E., Nebes R.D. Autobiographical memory across the adult lifespan // Autobiographical memory. / Eds. Rubin D.C. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 202 - 221.
21. Rubin D.C., Rahhal T.A., Poon L.W. Things learned in early adulthood are remembered best // Memory and Cognition. 1998. N 26(1). P. 3 - 19.
22. Rubin D.C., Schulking M.D. The distribution of autobiographical memories across the lifespane // Memory and Cognition. 1997. N 25(6).
23. Rubin D.C., Berntsen D. Cultural Life Scripts Structure Recall from Autobiographical Memory // Memory & Cognition. 2004. V. 32. N 3. P. 427 - 442.
24. Rubin D.C., Berntsen D. Life scripts help to maintain autobiographical memories of highly positive, but not highly negative events // Memory and Cognition. 2003.
25. Schank R.C., Abelson R.P. Scripts, plan and knowledge / Eds. P.N. Johnson-Laird, P.C. Wason // Thinking. Readings in cognitive science. Cambridge: Cambridge University Press, 1977. P. 421 - 345.
26. Settersten R.A., Hagestad G.O. What's the latest? Cultural age deadlines for family transitions // The Gerontologist. 1996a. V. 36. P. 178 - 188.
27. Settersten R.A., Hagestad G.O. What's the latest? II. Cultural age deadlines for educational and work transitions // The Gerontologist. 1996b. V. 36. P. 602 - 613.
28. Shum M.S. The role of temporal landmarks in the autobiographical memory processes // Psychological Bulletin. 1998. V. 124. P. 423 - 442.