Теория дифференциальных эмоций и эмпирическое исследование депрессии

Согласно теории дифференциальных эмоций, субъективное переживание депрессии представляет собой изменчивую комбинацию аффектов и аффективно-когнитивных структур. Переживание депрессии даже более сложно, чем переживание тревоги: большое количество активированных эмоций повышает вероятность конфликтов в эмоциональной динамике. Переживание депрессии включает в себя следующие фундаментальные эмоции: печаль (ключевая эмоция), гнев, отвращение, презрение, страх, вина и смущение. Предполагается, что гнев, отвращение и презрение (враждебность) проявляются человеком как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям.

Базовые эмоции считаются первичными и наиболее важными элементами депрессии, но депрессия проявляет себя и такими симптомами, как снижение сексуального влечения, ухудшение физического состояния и чувство усталости. Эти феномены имеет смысл рассматривать как непосредственный эффект или побочный продукт депрессии. Однако они имеют также и мотивационное значение, а следовательно, влияют и на другие компоненты депрессии и на ее течение.

По теории дифференциальных эмоций, снижение сексуального интереса и связанные с этим опасения по поводу сексуальной несостоятельности в какой-то мере детерминированы комбинацией переживаемых человеком враждебных чувств по отношению к самому себе, с одной стороны, и таких компонентов депрессии, как страх и чувство вины — с другой. Субъективное переживание физического неблагополучия отчасти вызвано фактором усталости, а отчасти — ощущением замедления моторной и умственной активности, которое является результатом эмоциональных конфликтов. Конфликтность переживаемых при депрессии эмоций влечет за собой повышенные затраты энергии, что в свою очередь вызывает у человека чувство усталости.

Анализ переживания депрессии с помощью ШДЭ.Дифференциальный подход к анализу переживания депрессии осуществляли с помощью шкалы дифференциальных эмоций (ШДЭ). Для изучения симптомов депрессии потребовалась модификация ШДЭ (Izard, 1972). Вопросы, относящиеся к эмоциям гнева, отвращения и презрения, были использованы нами как для измерения чувств, переживаемых человеком по отношению к самому себе, так и для измерения чувств, направленных на других людей (компоненты враждебности, направленные вовнутрь и вовне). Мы ввели дополнительные шкалы для измерения сексуального влечения, физического благополучия и чувства усталости. Кроме того, мы использовали пункты из многофакторной шкалы депрессии Цукермана (Zuckerman, 1960), причем те из них, которые коррелируют с депрессией положительно, получили обозначение «Z», а те, которые связаны с депрессией отрицательно, обозначались «Z-». Вопросы из ШДЭ, вопросы из дополнительных шкал и из шкалы Цукермана мы расположили в случайном порядке, и суммарная шкала получила обозначение ШДЭ+Д.

При изучении нормальной, не клинической депрессии мы просили испытуемых вспомнить или представить ситуацию депрессии и заполнить ШДЭ+Д. В табл. 10-1 приведен профиль эмоций здоровых испытуемых, представлявших ситуацию депрессии. Профиль эмоций, выявленных с помощью априорных шкал ШДЭ, которые описывают чувства, переживаемые человеком по отношению к самому себе, приведен в столбце 1. Полученный профиль полностью совпал с нашими ожиданиями. Мы видим, что ключевой эмоцией в данном случае является печаль, ее количественное значение существенно выше значений других эмоций.

Таблица 10-1 Иерархия значений априорных и эмпирических факторов депрессии*

             
  Априорные (из пунктов шкалы ШДЭ) Эмпирические факторы (из пунктов ШДЭ+Д)      
  Фактор Шкала (х) Шкала (х) Альфа  
  Печаль 4,24 Печаль+Z 3,8 0,89  
  Отвращение 3,14 Гн/Отв/Прз: враждебность, направленная на себя** 3,1 0,86  
  Презрение 2,86 Страх 2,8 0,90  
  Гнев 2,85 Усталость 2,6 0,77  
  Страх 2,80 Социальность/ сексуальность 2,5 0,61  
  Усталость 2,64 Вина 2,4 0,83  
  Вина 2,41 Гн/Отв/Прз: враждебность, направленная вовне 2,3 0,93  
  Удивление 2,23 Удивление 2,2 0,92  
  Интерес 2,20 Физическое самочувствие (энергия) 2,0 0,85  
  Смущение 2,05 Радость+Z-*** 1,2 0,78  
  Удовольствие 1,14 Смущение 2,0 0,80  
             

* Данные Изарда, 1972 (N=332 студента колледжа). ** Гн/Отв/Прз = гнев/отвращение/презрение.

*** Z и Z-: пункты из шкалы депрессии Цукермана (MAACCL), положительно и отрицательно коррелирующие с депрессией.

Второе, третье и четвертое места в априорном профиле депрессии занимают эмоции отвращения, презрения и гнева, обозначенные нами как триада враждебности (в данном случае — враждебности, направленной на самого себя). Ранговый порядок триады враждебности в общем паттерне эмоций свидетельствует о ее достаточно важной роли в ситуации депрессии. Пятое и седьмое места занимают эмоции страха и вины, которые находятся в довольно сложной связи как друг с другом, так и с остальными эмоциональными компонентами депрессии. Шестым по величине является неэмоциональный фактор усталости; причины его присутствия в паттерне переживания депрессии уже обсуждались нами ранее.

Более полная картина депрессии представлена во втором столбце этой же таблицы, здесь приводятся эмпирические факторы, выявленные с помощью факторного анализа данных ШДЭ+Д. Большинство пунктов «Z» повторяют тенденции, проявляемые шкалой печали ШДЭ, а пункты «Z-» — шкалой радости ШДЭ.

Сопоставляя выявленные экспериментальным путем факторы с соответствующими им базовыми эмоциями, можно заметить, что иерархия эмоций, полученная с помощью факторного анализа, фактически идентична иерархии эмоций, полученной с помощью априорных шкал. Различия объясняются главным образом присутствием новых аффективных факторов (сексуальное влечение, физическое состояние, чувство усталости), которые тесно переплетаются с эмоциональными факторами.

На пятом месте в эмпирическом профиле депрессии — между эмоциями страха и вины — находится фактор социальности/сексуальности, выделенный на основании данных, полученных с помощью шкалы депрессии Цукермана. Пониженная социальная активность и утрата сексуального интереса связаны, несомненно, с тормозящим влиянием эмоций страха и вины, а также с чувствами некомпетентности и неадекватности, возникающими в результате направленной вовнутрь враждебности. Снижение сексуального влечения также может быть связано с субъективным переживанием слабости, физического неблагополучия, которое, в свою очередь, является функцией усталости и эмоциональных конфликтов, требующих чрезмерных для депрессивного индивида затрат энергии.

Седьмое место в эмпирическом паттерне депрессии занимает направленная вовне враждебность, которая может выполнять адаптивную функцию, препятствуя чрезмерному нарастанию враждебных чувств по отношению к самому себе. Она также может ослаблять страх и чувство вины.

Эмоция страха в феноменологическом паттерне депрессии может играть адаптивную роль. Во-первых, страх может побуждать индивида к бегству от неблагоприятной ситуации или к ее изменению. Во-вторых, страх служит препятствием для нарастания враждебных чувств, которые человек испытывает по отношению к самому себе, и таким образом снижает вероятность суицидального поведения.

Исследование переживания нормальной депрессии проводилось на двух выборках здоровых испытуемых: сначала испытуемыми были студенты колледжа, а затем — 330 школьников-старшеклассников из семей, относящихся к среднему классу. Аффективные профили, полученные на этих двух выборках с помощью ШДЭ+Д, были сходными, что подтверждает конструктивную валидность факторов ШДЭ+Д и справедливость дифференциального подхода к анализу депрессии. В обеих выборках эмоция печали и внутренняя враждебность занимали первое и второе места соответственно, а на пятом месте в обеих выборках была эмоция вины. Усталость занимала четвертое место в эмпирическом профиле студентов колледжа и третье — в профиле школьников. Среди первых шести факторов наибольшее различие между профилем студентов и профилем школьников заключалось в обратных рангах факторов страха и внешней враждебности, которые заняли соответственно третье и шестое места у студентов и шестое и четвертое — у школьников. Более высокий показатель внешней враждебности у школьников-старшеклассников, по-видимому, объясняется их подростковым возрастом, для которого характерны негативистские тенденции. Высокая внешняя враждебность, очевидно, подавляет страх, и этим, вероятно, объясняется его более низкий ранг в среднем профиле депрессии школьников.

Эмоциональные профили депрессивных пациентов, проходящих курс психотерапии.Шкала дифференциальных эмоций может быть использована как вспомогательный инструмент в психотерапии. В табл. 10-2 приводятся полученные с помощью ШДЭ эмоциональные профили двух депрессивных пациентов, проходивших курс психотерапии. Хотя оба профиля в целом сходны с профилем нормальной депрессии, между ними есть некоторые различия, и эти различия не были неожиданными для нас. Согласно теории дифференциальных эмоций, феноменологический паттерн депрессии не только варьирует от индивида к индивиду, но и изменяется с течением времени. Именно поэтому эмоциональный паттерн, в том виде, в каком он выявлен на момент обследования, может служить подспорьем психотерапевту, подсказывая ему, в каком направлении следует вести лечение пациента.

Таблица 10-2

Аффективно-эмоциональные профили двух депрессивных пациентов, проходящих курс психотерапии (по данным ШДЭ)*

       
  Домохозяйка (29 лет) Студент колледжа (20 лет)  
  Печаль 15 Печаль 15  
  Удивление 7 Страх 14  
  Гнев 7 Отвращение 13  
  Вина 7 Вина 13  
  Страх 7 Смущение 1 1  
  Усталость 5 Презрение 10  
  Интерес 5 Усталость 9  
    Гнев 8  
       

*Данные Изарда, 1972. Диапазон оценок ШДЭ от максимально возможной 15 до минимально возможной 3.

Первый из двух профилей, приведенных в табл. 10-2, принадлежит домохозяйке, которая, так же как и ее муж, имела внебрачные связи. Оба супруга знали об изменах друг друга и как будто не выказывали недовольства таким положением дел. На самом же деле пациентка была внутренне не согласна с этим и не могла адаптироваться к подобным отношениям. Наиболее выражена в ее депрессивном профиле эмоция печали, но высокий показатель имеет также и эмоция удивления — сложившаяся ситуация изумляла и поражала пациентку. Повышенные значения имеют также эмоции гнева, вины и страха.

Второй пациент, студент колледжа, переживал потерю отца и страдал от чувства личностной неадекватности. Он был гораздо более ослаблен и заторможен, чем упомянутая домохозяйка. Об этом свидетельствует тот факт, что страх, наиболее токсичная и ослабляющая эмоция, занимает в его профиле второе место после эмоции печали. В профиле присутствуют также эмоции отвращения и презрения — эти чувства пациент испытывал главным образом по отношению к самому себе. Кроме этого, в его реактивной депрессии важную роль играли эмоции вины и смущения.

Эмоционально-аффективные профили госпитализированных депрессивных пациентов.Маршалл и Изард (Marshall, Izard, 19726) при исследовании депрессивных больных применили модифицированную форму ШДЭ+Д. Ими были протестированы 30 женщин и 10 мужчин. В табл. 10-3 сравнивается иерархия факторов, выявленных с помощью ШДЭ+Д на выборке госпитализированных депрессивных больных, с иерархией факторов, выявленных с помощью той же методики на выборке школьников-старшеклассников. Между эмоциональными профилями этих двух групп испытуемых обнаруживается довольно значительное сходство. Разница в два и более ранга отмечена лишь для трех факторов. Одно из этих различий явилось неожиданным для авторов, существование двух других исследователи предполагали. По сравнению со школьниками депрессивные больные отмечали у себя меньшее чувство усталости. Объяснение данному факту мы нашли в условиях жизни этих двух групп испытуемых. Можно сказать, что пациенты клиники не испытывают большой усталости потому, что в определенной степени «ограждены» от жизни: они временно освобождены от своих повседневных обязанностей, их активность ограничена и, кроме того, они принимают антидепрессанты. Как и ожидалось, в профиле депрессивных больных враждебность, направленная вовне, имеет более низкий ранг, чем в профиле школьников. Это согласуется с уже упомянутыми возрастными особенностями, с клиническими наблюдениями и с теорией дифференциальных эмоций, согласно которой внешняя враждебность, ослабляя внутреннюю враждебность и препятствуя развитию таких компонентов депрессии, как страх и чувство вины, выполняет адаптивную функцию.

Порядковые ранги факторов ШДЭ+Д для школьников, воображавших ситуацию депрессии, и для депрессивных больных

           
  Фактор Школьники (N = 313) Депрессивные больные (N = 40)  
  Печаль    
  Враждебность, направленная на самого себя    
  Страх    
  Усталость    
  Вина 4,5    
  Враждебность, направленная вовне    
  Физическое самочувствие    
  Смущение 4,5    
           

Наибольшее различие между депрессивными больными и школьниками отмечено для фактора смущения, который у депрессивных больных имеет значительно более высокий ранг. Этот факт согласуется с теорией дифференциальных эмоций и с предположением Фромм-Райхман о том, что эмоция стыда является важным компонентом депрессии, и опровергает точку зрения Фрейда, который считал, что депрессивный человек утрачивает чувство стыда и в качестве защиты выставляет напоказ свои несчастья и страдания. Различия в степени выраженности смущения и внешней враждебности, по-видимому, отчасти объясняются различиями в тяжести депрессии и в степени общей психологической адаптации. В целом, несмотря на эти незначительные различия в порядковых рангах различных аффектов, эмоциональный профиль здоровых испытуемых, мысленно переживавших ситуацию депрессии, аналогичен профилю госпитализированных депрессивных больных.

Шульц (Schultz, 1976) обнаружил, что направленные на врача фантазии депрессивных больных, связанные с гневом, удовольствием и релаксацией, ослабляют тяжесть депрессивных переживаний. Это наблюдение согласуется с принципом взаимодействия эмоций (гнев подавляет и ослабляет печаль) и с точкой зрения Бека (Beck, 1967) и Лазаруса (Lazarus, 1968).

ЭМГ-анализ дискретных эмоций у здоровых и депрессивных людей.Шварц и соавт. (Schwärzt, Fair, Salt, Mandel, Klerman, 1976), работая со здоровыми и депрессивными испытуемыми, просили их вызвать у себя радостные, грустные или гневные мысли и чувства, а также мысли и чувства, связанные с обычным днем жизни. С помощью электродов исследователи записывали ЭМГ лобных мышц, мышц, сморщивающих бровь, мышц, опускающих угол рта и жевательных мышц. Данный эксперимент, как и более ранний эксперимент этих же авторов, выявил четко выраженные различия в профилях лицевой мышечной активности при переживании радости, печали и гнева (рис. 10-1).

В экспериментальной ситуации (при мысленном переживании радости, печали и гнева) ЭМГ-профили здоровых и депрессивных испытуемых были схожи по форме, но различались степенью выраженности изменений активности отдельных мышц. Так, изменения активности мышц-корругаторов у депрессивных испытуемых в ситуации воображаемой радости были гораздо менее выражены, а в ситуации гнева — более выражены, чем у здоровых испытуемых. На основании средних ЭМГ-профилей можно четко дифференцировать эти две группы испытуемых. Профиль депрессивных испытуемых в ситуации радости гораздо более сглажен, чем профиль здоровых испытуемых. Кроме того, значительные различия обнаруживаются в профилях двух групп испытуемых при нейтральных условиях. ЭМГ-профиль «обычного дня» у здоровых испытуемых практически идентичен ЭМГ-профилю, который обнаруживается у них в ситуации радости, тогда как у депрессивных больных профиль «обычного дня» похож на комбинацию профилей для ситуации печали и ситуации гнева. Можно сказать, что эмоциональный паттерн «печаль—гнев» характеризует повседневную жизнь депрессивного индивидуума, и это предположение согласуется как с психоаналитической теорией (Abraham, 1968; Freud, 1968), так и с теорией дифференциальных эмоций (Izard, 1972).

Переживание депрессии у 10—11-летних детей.На рис. 10-2 приводятся эмоциональные профили депрессивных и недепрессивных детей, составленные по результатам «Детского опросника депрессии» (Children's Depression Inventory, GDI; Ko-vacs, Beck, 1977). Для оценки аффективной симптоматологии депрессии использовалась детская модификация ШДЭ (ШДЭ-4).

Теория дифференциальных эмоций и эмпирическое исследование депрессии - student2.ru

Печаль Стыд Страх Отвращение Смущение Интерес

Самонаправ- Гнев Вина Презрение Удивление Радость

ленная

враждебность

Рис. 10-2. Эмоциональные профили депрессивных и недепрессивных детей, составленные по

результатам «Детского опросника депрессии».

Условные обозначения: 1 — депрессивные мальчики (N=19), 2 — депрессивные девочки (N=14), 3 — недепрессивные мальчики (N=23), 4 — недепрессивные девочки (N=28).

У девочек эмоциональный профиль депрессии совпадает с профилем депрессии у взрослых людей. Показатель депрессии положительно коррелирует с показателями печали, внутренней враждебности, стыда, гнева, презрения, вины и страха, выявленными с помощью шкал ШДЭ-4, и отрицательно коррелирует с показателем радости. У мальчиков средний показатель по CDI также обнаруживает положительную корреляцию с показателями печали, внутренней враждебности, гнева, стыда и смущения, однако эта корреляция не так высока, как у девочек. Хотя половые различия были довольно значительными в депрессивной и в смешанной выборках испытуемых, в контрольной выборке испытуемых они почти не выражены. Но вопрос о выраженности этих половых различии в других возрастных группах остается открытым и подлежит дальнейшему изучению.

Высокие показатели внутренней враждебности, обнаруженные у депрессивных девочек, указывают на то, что переживание депрессии у них сходно с переживанием депрессии у взрослых. Внутренняя враждебность связана, очевидно, с тенденциями самообвинения и низкой самооценкой, которые традиционно рассматриваются как симптомы депрессии (Beck, 1967; Seligman, Peterson, 1986). Подобно взрослым, депрессивные девочки обнаруживали низкую способность к решению проблемных ситуаций, но не обнаруживали снижения вербальных способностей. Главное отличие переживания депрессии у девочек от переживания ее у взрослых состоит, по-видимому, в более частом переживании депрессивными девочками эмоции гнева. В подтверждение этого вывода ряд исследователей (Jacobson, Lahey, Strauss, 1983; Kazdin, Esveldt-Dawson, Unis, Rancurello, 1983) обнаружили, что показатели депрессии у детей, как у мальчиков, так и у девочек, положительно коррелируют с показателями агрессии и поведенческих нарушений.

Высокие показатели по шкале гнева в сочетании с низкими показателями внутренней враждебности у мальчиков свидетельствуют о том, что симптомы депрессии у них отличны от симптомов депрессии у девочек и у взрослых людей. Хотя взрослая депрессия довольно часто включает в себя эмоцию гнева, отличительными чертами депрессии, как правило, считаются печаль, стыд, вина, самообвинительные тенденции и низкая самооценка (Beck, 1967; Lewis, 1971). В аналогичном исследовании, где испытуемыми были студенты колледжа (Izard, Blumberg, Oyster, 1985), авторы не обнаружили половых различий в переживании депрессии, и это позволяет предположить, что данный фактор играет роль только в детской депрессии. Одна- \ ко вопрос о роли половых различий и возраста в переживании депрессии требует дальнейшего исследования и осмысления.

РЕЗЮМЕ

Горе, связанное с утратой объекта любви или привязанности, — это универсальное человеческое переживание. Утрата любимого человека вызывает самое глубокое и острое переживание горя. Доминирующей эмоцией в горе является печаль, но она взаимодействует с другими эмоциями. Степень взаимодействия печали с эмоциями страха, гнева, вины и стыда зависит от прошлого опыта человека и ситуации, сложившейся на момент утраты. Учеными выдвигаются предположения о биологической обусловленности горя и о его адаптивно-биологическом значении. Переживание горя объединяет и сплачивает людей, которые по природе своей является общественными существами.

Боулби, проведя обширный анализ горя в контексте реактивного сепарационно-го синдрома, выделил три стадии, которые проходит ребенок после разлуки с матерью: стадию протеста, которая характеризуется энергичными попытками вновь обрести мать или человека, который заботился бы о нем так же, как она; стадию отчаяния, которое выражает себя непрекращающимся плачем, и наконец, стадию эмоционального отчуждения. В случае особенно интенсивного переживания горя, как, например, при утрате спутника жизни, горе может стать причиной болезни или смерти скорбящего человека. Многие исследователи, основываясь на клинических наблюдениях, пришли к выводу, что процесс переживания горя может приобретать патологический характер.

В полном соответствии с общепризнанным мнением о том, что самой распространенной негативной эмоцией является печаль, ученые рассматривают депрессию как наиболее распространенную психологическую или психопатологическую проблему. В наиболее интересных и жизнеспособных теориях депрессия рассматривается как комплексное явление, связанное с нейрофизиологическими и биологическими факторами, с рядом аффектов и с различными аффективно-когнитивными структурами.

Результаты исследований однояйцевых близнецов указывают на генетические детерминанты депрессии. Биохимические исследования связывают депрессию с нарушениями синтеза и метаболизма биогенных аминов; данные исследования послужили поводом для создания ряда антидепрессантов, однако вопрос о терапевтической ценности этих препаратов пока остается открытым. В когнитивной теории Бека (Beck, 1967, 1976) в качестве основных детерминант депрессии рассматриваются восприятие индивидом самого себя, его восприятие мира и своего будущего. Данная теория содержит чрезвычайно интересный и полезный анализ симптомов и проявлений депрессии.

Бихевиористский подход к изучению депрессии представлен различными теориями научения. Хотя в некоторых из этих теорий учитываются биологические факторы депрессии, в большинстве авторы все же подходят к изучению депрессии с классических бихевиористских позиций. Так, в одних теориях депрессия рассматривается как состояние беспомощности, обусловленное многократным и неизбежным воздействием аверсивного стимула, ожиданием боли и страхом. Другие теоретики бихевиористского направления рассматривают депрессию как результат неадекватного подкрепления или отсутствия подкрепления, как утрату определенных навыков адаптивного поведения и замещение их реакциями избегания. Третьи акцентируют внимание на утрате эффективности стимула, которым обычно подкрепляется адаптивное поведение.

В психоаналитической теории важная роль отведена ряду дискретных эмоций. Современные теоретики психоанализа расширили концепцию утраты, включив в нее такие компоненты депрессии, как утрата самоуважения, уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

В теории дифференциальных эмоций депрессия трактуется как сложный паттерн базовых эмоций, включающий в себя прежде всего эмоцию печали, а также различные комбинации гнева, отвращения и презрения (враждебные чувства по отношению к самому себе и к другим людям), эмоции страха, вины и смущения. Кроме того, учитывается роль других аффективных факторов, таких как снижение сексуального интереса, повышенная утомляемость и ухудшение физического самочувствия. Результаты эмпирических исследований здоровых испытуемых и госпитализированных депрессивных больных с помощью ШДЭ подтверждают концепцию депрессии, предлагаемую теорией дифференциальных эмоций. Эмоциональные и аффективно-когнитивные профили депрессии, полученные на нормальной и клинической выборках, не имеют существенных различий. Незначительные же отклонения можно легко объяснить многообразием форм депрессии и различиями в психологических статусах здоровых и депрессивных испытуемых.

ШДЭ-профили могут быть использованы в психотерапии для выявления основных компонентов переживания депрессии. Эти профили также показывают разнообразие эмоциональных паттернов депрессии, что обусловлено индивидуальными особенностями клиентов и спецификой различных жизненных ситуаций.

Результаты изучения ЭМГ-активности лицевых мышц у здоровых и депрессивных индивидов вполне согласуются с концепцией депрессии, принятой в теории дифференциальных эмоций.

Эмоционально-аффективные профили депрессии, полученные на выборке ΙΟΙ 1-летних детей, свидетельствуют о том, что эмоциональный паттерн депрессии у девочек аналогичен эмоциональному паттерну депрессии у взрослых людей. Как и у взрослых, у депрессивных девочек обнаруживается низкая способность к решению проблемных ситуаций, но не выявлено снижения вербальных способностей. Переживание депрессии у мальчиков имеет свои специфические особенности, которые заключаются в преобладающей роли эмоции гнева.

ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Avertit J. R. Grief: Its nature and significance. — Psychological Bulletin, 1968, 70, 721-748. Описание функций горя в эволюционной перспективе.

Blumberg S, H., Izard С. E. Discriminating patterns of emotions in 10- and 11-year-old children's anxiety and depression. — Journal of Personality and Social Psychology, 1985, 49(1), 194-202.

Эмпирический анализ детской депрессии на уровне отдельных эмоций. Описаны характерные эмоциональные профили 10-11-летних детей.

Gaensbauer T. L, Harman R. J., Cytryn L., McKnew D. H. Social and affective development of infants with a manic-depressive parent. — American Journal of Psychiatry, 1984, 141,223— 229.

Охарактеризованы дети родителей с биполярным аффективным расстройством. Всеобъемлюще изучены их реакции на матерей, незнакомцев и фрустрирующие ситуации.

Zahn-Waxler С., Cummings E. M., McKnew D. H., Radke-Yarrow M. Altruism, agression and social interactions in young children with a manic-depressive parent. — Child Development, 1984,55(0,112-122.

Исследование социальной и эмоциональной деятельности детей, родители которых страдают биполярным аффективным расстройством. Обсуждаются проблемы девиантного поведения этих детей и развитие психопатологии на основе такого поведения.

Zahn-Waxler С., Kochanska G., Krupnick J., McKnew D. H. Patterns of guilt in children of depressed and well mothers. — Developmental Psychology, 1990, 26(1), 5~59.

Интервью психиатра и полупроективная процедура позволяет обнаружить, что чувство вины у детей, чьи матери подвержены депрессии, мало соотносится с эмпатией и социальным поведением. В то же время такая связь выявляется у обычных детей.

Глава 11

ГНЕВ

Гнев — одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Наверняка в вашей жизни бывали случаи, когда вы, вспоминая об испытанном гневе, переживали смущение и стыд, особенно если вам не удалось сдержать вспышку гнева перед человеком, которого уважаете и мнением которого дорожите. Вы стыдитесь того, что «по-, теряли контроль над собой». Гневные слова или другие проявления гнева могут стать причиной временного разлада отношений между людьми. Как уже говорилось, гнев может быть связан с печалью, а гневные чувства, которые человек испытывает по отношению к самому себе, в комбинации с печалью и другими эмоциями могут способствовать развитию депрессии. Гнев также может взаимодействовать с эмоциями вины и страха.

Сдерживая гнев, человек может страдать от того, что не имеет возможности свободно выразить свои чувства или устранить барьеры, препятствующие его стремлению к желанной цели. При определенных обстоятельствах сдерживание гневных проявлений может вызывать патологическое повышение активности вегетативной нервной системы, что выражается в повышении диастолического давления, учащении сердечного ритма и в других физиологических нарушениях. Регулярное повторение ситуаций, вызывающих подобные нарушения в сердечно-сосудистой и других системах организма, может привести к психосоматическим расстройствам.

Но если последствия гнева столь неблагоприятны для человека, то почему мы считаем его одной из важнейших эмоций? Для того чтобы оценить индивидуальное и социальное значение гнева, необходимо подробно рассмотреть характеристики it функции данной эмоции, проанализировать ее взаимосвязь с другими эмоциями, с позывами, с мыслительными процессами и поведением.

В ситуации фрустрации одновременно с эмоцией гнева часто активируются такие эмоции, как отвращение и презрение, и тогда формируется комплекс эмоций, который мы называем триадой враждебности. Эта триада негативных эмоций может активироваться в самых разных ситуациях, и в крайних случаях приводит к тому, что жизнь превращается в череду ссор и перебранок. Человек может испытывать враждебные чувства к самому себе, к другим людям или он может быть недоволен ситуацией, испытывая враждебность к «системе» в целом. Хотя гнев, отвращение и презрение очень часто действуют в комбинации, каждая из этих эмоций имеет свои отличительные особенности. Для того чтобы контролировать свои эмоции, мы прежде всего должны уметь отличить одну эмоцию от другой, уметь идентифицировать эмоцию и назвать ее. Мы рассмотрим характеристики всех членов триады враждебности и начнем с эмоции гнева.

ПРИЧИНЫ ГНЕВА

Ограничение свободы

Чувство физической или психологической несвободы, как правило, вызывает у человека эмоцию гнева. Кампос и Стенберг (Campos, Stenberg, 1981) обнаружили, что ограничение свободы движений рук вызывает у 4-месячных младенцев реакцию гнева. По просьбе экспериментаторов мать придерживала руки ребенка, не позволяя ему шевелить ими. Мимическая реакция, которую демонстрировали 4-месячные младенцы на подобное ограничение свободы, была оценена экспериментаторами как реакция гнева. Семимесячные дети отвечали на него не только гневной мимикой, они уже могли установить его источник, о чем свидетельствовал тот факт, что они направляли взгляд на мать.

Даже при отсутствии систематических исследований в рамках других культур мы можем, по-видимому, утверждать, что ограничение физической свободы является универсальным активатором эмоции гнева. Основанием для этого утверждения может служить тот факт, что практически любое ограничение свободы вызывает у человека гнев. Так, старшие дети и подростки реагируют на вербальные ограничения и запреты, возможно, даже более бурно, чем на физическую несвободу. Мы, взрослые, часто сердимся на всевозможные правила и предписания, в силу которых чувствуем себя скованными рамками условностей. Психологический смысл любого ограничения, как физического, так и вербального, состоит в том, что оно ограничивает свободу деятельности человека, препятствует достижению желанной цели.

Наши рекомендации