Возрастной период | Хронологические рамки | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Общение | Психологические новообразования | Ключевые понятия |
Кризис новорожденности | От рождения до 2 мес. | Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни |
Младенчество | 2 мес. – 1 год | Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы») | Непосредственно-эмоциональное общение | Общение с родным взрослым — ситуативно личностное | — Потребность в общении — Базовое доверие к миру — Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний — Различение близких и посторонних людей — Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) — «Истинное» подражание — Предметное восприятие — Автономная речь — Ходьба — Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия | Биологическая беспомощность новорожденного, опережающая инициатива взрослого, бондинг, безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, максимально социальное существо, комплекс оживления, госпитализм, потребность в новых впечатлениях, доречевое общение, дефицит общения, гукание, гуление, лепет, пассивная и активная речь, прогрессивные и тупиковый движения, простые манипуляции и др. |
Кризис 1 года | Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции |
Ранее детство | 1 – 3 года | Ребенок и взрослый (конкретный, из близкого окружения), или Я и другой, или Р – Предмет – В Познание мира человеческих предметов | Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) | Общение со взрослым — ситуативно-деловое. Общение со сверстниками — начальные формы, взаимное подражание | — Овладение предметными действиями — Символическое, замещающее действие — Предметная игра — Начальные этапы изобразительной и других видов продуктивной деятельности — Активная речь — Наглядно-действенное мышление — Личное действие — Сознание «Я сам» — Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними | Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия, полифункциональные предметы, сюжетно - отобразительная игра, «игра рядом», куплетность игры, ситуативная речь, стадия каракулей, стадия головоногов, агрессивность, пассивная речь, непроизвольное внимание, непроизвольная память и др. |
Кризис 3 лет | «Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм Психологическое отделение от близкого взрослого. «Гордость за достижение» |
Дошкольное детство | 3 – 7 лет | Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений | Игра (сюжетно-ролевая игра) | Общение со взрослым: 3 - 5 лет — внеситуативно-познавательное; 5 - 7 лет — внеситуативно-личностное. Общение со сверстниками — игровое сотрудничество, сопереживание | — Воображение — Наглядно-образное мышление — Начала понятийного мышления — Картина мира, «абрис» — Новые мотивы поведения — Соподчинение, иерархия мотивов — Произвольность поведения — Первичные этические инстанции — Самосознание — Самооценка — Практическое овладение речью, развитие функций речи | Способность к замещению, символическая функция сознания, условно-динамическая позиция, ориентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, артификализм, анимизм, децентрация мышления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов), игровая роль, содержание, игры, сюжет, игра с правилами, игра-драматизация, режиссерская игра, идентификация, эгоцентрическая речь, контекстная речь и т.д. |
Кризис 7 лет | Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции |
Младший школьный возраст | 6 – 7 – 10 лет | Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя | Учебная деятельность | Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников. Совместное обсуждение учебной проблемы | — «Умение учиться» — Понятийное мышление — Внутренний план действий — Рефлексия — интеллектуальная и личностная — Новый уровень произвольности поведения — Самоконтроль и самооценка — Ориентация на группу сверстников Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности | Психологическая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд, латентный период и др. |
Кризис предподростковый | «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя |
Подростковый, отроческий возраст | 10-11 – 14-15 лет | Формирование сознательного отношения к, себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензи-тивность) для проявления индивидуальности | Интимно-личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин) Общение в общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) | Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков. Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке | — Чувство взрослости - новый уровень самосознания — Стремление к самоутверждению — Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей — Я-концепция — Формально-логическое (рассуждающее) мышление — Рефлексия | «Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, идентичность, акцентуации характера (личностных особенностей), референтная группа, лидерство, кодекс товарищества, «личный миф», «воображаемая аудитория», подростковый эгоцентризм, стратегии преодоления трудностей, конфликты, стержневые интересы |
Кризис перехода к юности (15 – 18 лет) | Становление человека как субъекта собственного развития |
Юность | Ранняя – 15-17 лет. Поздняя – 17-21 год | Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития | Учебно - профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение | Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь | — Потребность самоопределения — Готовность к личностному и профессиональному самоопределению — Жизненные планы — Устойчивое самосознание — Идентичность — Ценностные ориентации — Мировоззрение внутренняя позиция мужчины (или женщины) | Взрослость, жизненные задачи, социальные роли, модель типичного жизненного пути, психосоциальный мораторий, абстрактное мышление, философская рефлексия, ролевое смешение, диффузия идентичности, осознание собственной уникальности, смысл жизни, юношеский максимализм |
Кризис перехода к взрослости (18 – 20 лет) | «Отрыв от родительских корней» |
Взрослость: молодость и зрелость | Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») – 20-30 лет. Средняя взрослость (зрелость) – 30-60 лет | Принятие на себя полноты ответственности | Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных деятельностей — труд, семья, общение — остается постоянным, но изменяется их соотношение | Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеских и родительско-детских отношений | — Построение стратегии жизни — Феномен акме — Смысложизненные решения — Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление) — Материнство/отцовство | Взрослость, зрелость, самоактуализация, индивидуация, индивидуализация, акме, акмеология, карьера, профессионализм, генеративность, индивидуальный жизненный стиль, стили родительства, система социальных ролей, автобиографический метод, модель кризиса, модель перехода |
Нормативные кризисы зрелости | Кризис 30-летия— коррекция плана создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье; кризис 40-летия (кризис середины жизни) — осознание утраты молодости; сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста; кризис 50 лет. Пути и способы преодоления возрастных кризисов |
Взрослость: старение и старость | Пожилой возраст (старение) – 60-75 лет. Старость – 75-90 лет. Долгожительство – свыше 90 лет | Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости | Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародительство. Постепенный отказ от активности | Сужение круга общения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками | — Принятие своей жизни — Жизненная мудрость — Счастливая старость — Интегрированность, цельность | Пенсионный шок, стратегии старения, активное и пассивное старение, типологии старости, освобождение от сексуального рабства, изменения памяти, психологическое время в старости, отношение к смерти, отчаяние, счастливая старость |
Кризис индивидуального существования | Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки в отношении смерти |