Контроль исходного уровня знаний. 1. Сформулируйте определение внимания.
Фронтальный опрос.
1. Сформулируйте определение внимания.
2. Перечислите основные функции внимания.
3. Расскажите про физиологические основы внимания.
4. В чем суть учения о доминанте?
5. Какую роль играет ретикулярная формация в физиологических механизмах внимания?
Основные понятия и положения темы
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Без него восприятие невозможно.
Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты даже сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет. оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Внимание— это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании(торможении, устранении) других — несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.
Физиологический механизм вниманияполучил достаточно полное объяснение в работах И.П. Павлова А.А. Ухтомского.
С точки зрения И.П. Павлова, концентрация психической деятельности при одновременном отвлечении от всего остального достигается благодаря закону взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в окре больших полушарий головного мозга. Возникший под действием внешнего сигнала очаг возбуждения в коре вызывает торможение в других участках мозга. Так обеспечиваются оптимальные условия для восприятия, запоминания или обдумывания чего-либо.
А.А. Ухтомский этот очаг возбуждения в коре больших полушарий мозга, который на определенное время подчиняет все остальные участки, называл доминантой. Доминанта – временная господствующая рефлекторная система, обуславливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность. Как господствующий очаг возбуждения доминанта существует и накапливает импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров.
Современные представления о физиологических механизмах внимания сводятся к следующим положениям:
1) Внимание выражает собой общее бодрствующее состояние мозга, и оно связано с работой ретикулярной формации.
2) Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности.
3) Активация нисходящей части ретикулярной формации ответственна за стимулирование связанных со вниманием двигательных компонентов. Волокна ретикулярной формации начинаются во всех областях коры головного мозга, особенно их много в лобных частях.
4) Лобные доли коры головного мозга являются ведущим аппаратом, регулирующим состояние произвольного внимания.
5) Непроизвольное внимание тесным образом связано с ориентировочным рефлексом.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Прохождение теста на определение уровня внимания «числовой квадрат» (приложение 1).
5.4. Итоговый контроль знаний:
1.Степень углубления в какую-либо деятельность – это такое свойство внимания, как:
1) сосредоточенность.
2) активность.
3) устойчивость.
4) распределение.
2.Высокая интенсивность и трудная переключаемость характерна для:
1) стариковской рассеянности.
2) рассеянности.
3) невнимательности ученого.
4) распределения внимания.
3.Какой процесс, помимо внимания, относят к «сквозным»?
1) мышление.
2) восприятие.
3) ощущение.
4) память.
4.Процесс сознательного либо бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой – это:
1) внимание.
2) память.
3) восприятие.
4) невнимательность.
5.Прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, что испытуемый не может перевести глаз с одного объекта на другой – это:
1) спектроскоп.
2) хроноскоп.
3) тахикоскопом.
4) электроскопом.
Задачи:
1. Водитель автомобиля при движении периодически сосредотачивает свое внимание на светофорах, на встречном транспорте, на переходах, на дорожных знаках, на показаниях приборов и т.д.
Какое свойство внимания проявляется в данном случае, как необходимое условие для профессиональной деятельности.
2. Человеку необходимо сделать какую-то работу, он ставит перед собой определенную цель и направляет на её достижение волевые усилия, концентрирует внимание. Но через определенное время деятельность настолько увлекает человека, что дальше для её совершения уже не требуется волевых усилий.
Определите вид внимания. Дайте определение.
Домашнее задание для уяснения темы занятия
Разработать план занятия по физике, учитывая особенности внимания детей школьного возраста.