Рекомендации по выполнению НИРС. 1. Проблема целостного и частичного описания человека в психологии.

1. Проблема целостного и частичного описания человека в психологии.

2. Парадигмальные установки в психологии.

3. Кризисы психологической науки: иллюзии и реальность.

4. Анализ описок и опечаток, допускаемых пользователями интернета, в логике бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии.

Рекомендованная литература по теме занятия.

основная:

1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.

2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.

дополнительная:

1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

1. Тема №3 «Методология исследования психологии»

2. Формы работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы.

Анализ литературных источников по теме «Методолгия исследования психологии»

- Подготовка материалов по НИРС.

Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.

1. Как общие особенности психологической науки влияют на методологию психологии?

2. Как грамотно выстроить методологическую линию исследования?

3. Чем могут быть определены границы методологического значения психологической практики?

4. В чем сильные и слабые стороны методологии российской психологии?

5. В чем обнаруживается значение методологии для психологической практики?

Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

1. Проблема методологии обсуждается и решается на:

1) одном уровне.

2) трех уровнях.

3) двух уровнях.

4) не решается вообще.

Ответ: 2.

2. Авторство идеи о смене парадигм принадлежит:

1) Т.Куну,

2) Л.С.Выготскому,

3) В.И.Слободчикову.

4) С.Л.Рубинштейну.

Ответ: 1.

3. В основу естественнонаучной парадигмы легли идеи:

1) механики.

2) оптики.

3) термодинамики.

4) эволюционизма.

Ответ: 1

4. В основе гуманитарной парадигмы не лежат идеи:

1) культурологии.

2) обществознания.

3) антропологии.

4) физики.

Ответ: 4.

5. Понимание как метод характерен:

1) для естественнонаучной парадигмы.

2) для гуманитарной парадигмы.

3) для внепарадигмальной науки.

4) для внегуманитарной науки.

Ответ: 2.

Самоконтроль по ситуационным задачам.

1. Определите возможности и области взаимодополнения и преимущественного использования методов объяснительной, описательной и практической психологии.

Ответ: Основным из постулатов современной психологии является положение о бесконечности и многогранности человека и о принципиальной незавершенности его бытия. В этой связи основополагающим является использование методов объяснительной, описательной и практической психологии в их взаимодополняющем единстве. Примером такого взаимодополнения являются прикладные аспекты клинической психологии, когда психолог для уточнения проблем человека использует научные объяснительные методы, дополняет картину при использовании методов описательной психологии, а в решении проблемы пациента опирается на методы практической помощи.

2. Определите, какие методы исследования обозначены бук­вами А, В, С.

Признаком, отличающим метод А от других методов, является не­вмешательство исследователя в ход изучаемых психических явлений. При использовании метода В такое вмешательство осуществляется ради со­здания условий, в которых интересующие исследователя явления и свя­зи выступили бы в наиболее чистом виде. Это вмешательство, однако, остается незаметным для испытуемых. Метод С в главном аналогичен методу В, но здесь испытуемые знают, что являются таковыми.

Ответ: А — наблюдение, В — естественный эксперимент, С — лабораторный эксперимент.

Наши рекомендации