Присоединитесь'' к тексту высказывания предполагаемых клиентов. В своем ответе покажите Ваше понимание смысла высказывания и принятие их чувств.
Тема 3. Методы работы в консультировании
1. Проанализировать текст высказываний клиента по схеме. Упражнение на моделирование текстов высказываний клиента.
2. Работа с запросами клиентов. Вопросы консультантов на разных этапах интервью.
3. Проведите на выбор одну из диагностических проб: Альбом моей жизни или линия жизни.
4. Приведите примеры перефразирования запросов клиента.
5. Смоделируйте варианты работы психолога с переносом и контрпереносом.
6. Определите какую технику использовал консультант
Задание 1.
Познакомьтесь с вариантом анализа первого текста, найдите в тексте соответствующие выделенным темам смысловые лексические единицы. Второй текст проанализируйте самостоятельно. Формулируйте тему от лица автора высказывания, используйте его выражения.
Присоединитесь'' к тексту высказывания предполагаемых клиентов. В своем ответе покажите Ваше понимание смысла высказывания и принятие их чувств.
Текст 1
''Я долго думала о последних годах своих и пришла к неутешительному заключению: жить мне осталось немного и ожидают меня обычные безрадостные дни. После ухода на пенсию первое время я чувствовала себя скверно. Затем, когда я приняла решение быть на работе, мне показалось, что выход найден. Я обходила сложных больных. Врач, сменившая меня, охотно прислушивалась к моим словам. Но постепенно я стала замечать, что мое положение – ложное. Новые сестры и молодые врачи, которые не знали меня и которых не знала я, с каким-то недоумением смотрели на седую старуху, бравшую журнал для консультантов и просившую истории болезни, в которых среди прочих назначений было записано: ''Консультация психиатра''. … Мне казалось, что мое мнение их вовсе не интересовало. Я стала реже бывать в больнице. И с каждым днем во мне росло ощущение моей ненужности. Не скажу, что испытать его мне было внове. Когда мой сын женился и стал все реже бывать у меня, я тешила себя иллюзиями, что он, воспитанный мной, моя плоть от плоти, не может не понять моего состояния. Моего одиночества. И он понимал и чувствовал его. Они приходили ко мне довольно регулярно, сначала с женой, потом с внуком, потом с обоими внучатами. Мы вместе обедали или ужинали. Возились с ребятами. Но общение всегда наше было связано хозяйственными заботами, летними отпусками и еще бог знает чем. А самому главному, что сближает людей, – разговорам о волнующем, интересном, огорчениях и обидах, успехах и надеждах – этому не находилось времени. Я хорошо знаю сына. Его душу. Он славный, добрый мальчик. Он не может жить без общения. Но вероятнее всего, он обсуждал многие свои вопросы с женой, друзьями, но только не со мной. Отчего?…'' (Станислав Долецкий. Мысли в пути. 1985, с. 537 – 538).
Темы высказывания | Смысловые единицы | Количество единиц |
Я и время | долго, последние годы, немного, дни, постепенно, первое время, реже, внове, регулярно, потом, потом, не находилось времени | 12 |
Ощущение моей ненужности после ухода на пенсию | ||
Мое одиночество после женитьбы сына |
Ваше ответное высказывание
_____
_____
_____
Удачные высказывания других студентов
_____
_____
_____
_____
_____
Текст 2
''Школа мне надоела, и дальше учиться нечего. Нужно пойти работать: буду занята, в голову не станут лезть дурацкие мысли. Поговорила с мамой. Она меня обругала. С мамой все ясно. Она ничего не понимает, и понять не может. Чуть что – кричит. Шпионит за мной. Ненавидит меня. Не верит ни одному моему слову. Опоздаю на минуту – скандал. Что со мной случится? Кто меня тронет? Вот взять к примеру Мишу. Он на пять лет старше меня. Здоровый. Чемпион по самбо. Конечно, когда мы вдвоем, он кое-что пытается. Но я строго скажу ему – и он руки убирает. Дурачок, не понимает, что мне это тоже приятно. А слушается меня как маленький. Мы гуляем, слушаем записи, разговариваем.
Учусь, конечно, я неважно. Могла бы заниматься хорошо. А зачем? Кому это нужно? Одноклассников смешить. Зачем тратить дело на бесполезное дело? Из класса в класс переводят – и ладно. Дурой меня не считают. Смотреть, как наша отличница зубрит уроки каждый вечер, страдает, если ей четверку поставили, – противно.
Бабушка меня то и дело обнюхивает. Ах, от тебя табаком пахнет! Ты курила? Ах, от тебя вином пахнет! Ты пила? Ах, от тебя потом пахнет! Ты не мылась? Не жизнь, а мучение…. Когда я покрасила ресницы – а наши девочки некоторые с шестого класса красятся – крику было, будто я потеряла тысячу рублей. Укоротила юбку – целый вечер было обсуждение…. Не могу же я им сказать, что нос у меня приплюснутый, хотя в общем я миловидная. Но ноги – вы меня извините. Они вполне годятся. Нос каждому виден. А брюки я могу и в холод поносить''. (Станислав Долецкий. Мысли в пути. 1985, с. 542 – 543).
Темы высказывания | Смысловые единицы | Количество единиц |
Ваше ответное высказывание
_____
_____
_____
_____
_____
Удачные высказывания других студентов
_____
_____
_____
_____
_____
Из тетради «Психологическое консультирование» Т.Ю. Андрущенко.
Задание 2. Проанализируйте предложенную ситуацию. Определите типы вопросов, задаваемых консультантом.