Присоединитесь'' к тексту высказывания предполагаемых клиентов. В своем ответе покажите Ваше понимание смысла высказывания и принятие их чувств.

Тема 3. Методы работы в консультировании

1. Проанализировать текст высказываний клиента по схеме. Упражнение на моделирование текстов высказываний клиента.

2. Работа с запросами клиентов. Вопросы консультантов на разных этапах интервью.

3. Проведите на выбор одну из диагностических проб: Альбом моей жизни или линия жизни.

4. Приведите примеры перефразирования запросов клиента.

5. Смоделируйте варианты работы психолога с переносом и контрпереносом.

6. Определите какую технику использовал консультант

Задание 1.

Познакомьтесь с вариантом анализа первого текста, найдите в тексте соответствующие выделенным темам смысловые лексические единицы. Второй текст проанализируйте самостоятельно. Формулируйте тему от лица автора высказывания, используйте его выражения.

Присоединитесь'' к тексту высказывания предполагаемых клиентов. В своем ответе покажите Ваше понимание смысла высказывания и принятие их чувств.

Текст 1

''Я долго думала о последних годах своих и пришла к неутешительному заключению: жить мне осталось немного и ожидают меня обычные безрадостные дни. После ухода на пенсию первое время я чувствовала себя скверно. Затем, когда я приняла решение быть на работе, мне показалось, что выход найден. Я обходила сложных больных. Врач, сменившая меня, охотно прислушивалась к моим словам. Но постепенно я стала замечать, что мое положение – ложное. Новые сестры и молодые врачи, которые не знали меня и которых не знала я, с каким-то недоумением смотрели на седую старуху, бравшую журнал для консультантов и просившую истории болезни, в которых среди прочих назначений было записано: ''Консультация психиатра''. … Мне казалось, что мое мнение их вовсе не интересовало. Я стала реже бывать в больнице. И с каждым днем во мне росло ощущение моей ненужности. Не скажу, что испытать его мне было внове. Когда мой сын женился и стал все реже бывать у меня, я тешила себя иллюзиями, что он, воспитанный мной, моя плоть от плоти, не может не понять моего состояния. Моего одиночества. И он понимал и чувствовал его. Они приходили ко мне довольно регулярно, сначала с женой, потом с внуком, потом с обоими внучатами. Мы вместе обедали или ужинали. Возились с ребятами. Но общение всегда наше было связано хозяйственными заботами, летними отпусками и еще бог знает чем. А самому главному, что сближает людей, – разговорам о волнующем, интересном, огорчениях и обидах, успехах и надеждах – этому не находилось времени. Я хорошо знаю сына. Его душу. Он славный, добрый мальчик. Он не может жить без общения. Но вероятнее всего, он обсуждал многие свои вопросы с женой, друзьями, но только не со мной. Отчего?…'' (Станислав Долецкий. Мысли в пути. 1985, с. 537 – 538).

Темы высказывания Смысловые единицы Количество единиц
Я и время долго, последние годы, немного, дни, постепенно, первое время, реже, внове, регулярно, потом, потом, не находилось времени 12
Ощущение моей ненужности после ухода на пенсию
Мое одиночество после женитьбы сына

Ваше ответное высказывание

_____

_____

_____

Удачные высказывания других студентов

_____

_____

_____

_____

_____

Текст 2

''Школа мне надоела, и дальше учиться нечего. Нужно пойти работать: буду занята, в голову не станут лезть дурацкие мысли. Поговорила с мамой. Она меня обругала. С мамой все ясно. Она ничего не понимает, и понять не может. Чуть что – кричит. Шпионит за мной. Ненавидит меня. Не верит ни одному моему слову. Опоздаю на минуту – скандал. Что со мной случится? Кто меня тронет? Вот взять к примеру Мишу. Он на пять лет старше меня. Здоровый. Чемпион по самбо. Конечно, когда мы вдвоем, он кое-что пытается. Но я строго скажу ему – и он руки убирает. Дурачок, не понимает, что мне это тоже приятно. А слушается меня как маленький. Мы гуляем, слушаем записи, разговариваем.

Учусь, конечно, я неважно. Могла бы заниматься хорошо. А зачем? Кому это нужно? Одноклассников смешить. Зачем тратить дело на бесполезное дело? Из класса в класс переводят – и ладно. Дурой меня не считают. Смотреть, как наша отличница зубрит уроки каждый вечер, страдает, если ей четверку поставили, – противно.

Бабушка меня то и дело обнюхивает. Ах, от тебя табаком пахнет! Ты курила? Ах, от тебя вином пахнет! Ты пила? Ах, от тебя потом пахнет! Ты не мылась? Не жизнь, а мучение…. Когда я покрасила ресницы – а наши девочки некоторые с шестого класса красятся – крику было, будто я потеряла тысячу рублей. Укоротила юбку – целый вечер было обсуждение…. Не могу же я им сказать, что нос у меня приплюснутый, хотя в общем я миловидная. Но ноги – вы меня извините. Они вполне годятся. Нос каждому виден. А брюки я могу и в холод поносить''. (Станислав Долецкий. Мысли в пути. 1985, с. 542 – 543).

Темы высказывания Смысловые единицы Количество единиц

Ваше ответное высказывание

_____

_____

_____

_____

_____

Удачные высказывания других студентов

_____

_____

_____

_____

_____

Из тетради «Психологическое консультирование» Т.Ю. Андрущенко.

Задание 2. Проанализируйте предложенную ситуацию. Определите типы вопросов, задаваемых консультантом.

Наши рекомендации