Классификация потребностей
Существуют различные классификации потребностей. Так, выделяют первичные потребности (в воде, пище, избегании холода, сексуальной разрядке) и вторичные (психогенные) потребности. Американский психолог Г.А.Мюррей даст следующий перечень психогенных потребностей:
§ унижения достижения
§ аффилиации (привязанности) агрессии
§ независимости противодействия
§ уважения избегание неудач
§ защиты избегание вреда
§ доминирования покровительства
§ привлечения внимания к себе порядка
§ осмысления игры
§ сексуальных отношений понимания
§ поиска помощи (зависимости) неприятия
Потребности также можно подразделить на позитивные (например мотивация достижения)и негативные (избегание неудач), явные и латентные (скрытые). Явные потребности свободно и объективно выражаются во внешнём поведении латентные проявляются во сне или игре.
А.Маслоу (представитель гуманистической психологии) предложил представить потребности иерархически, в виде пирамиды:
V. Потребности самоактуализации: реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении.
IV. Потребности самоуважения: потребности в достижении. в признании, одобрении.
III. Потребности в социальных связях: потребности в любви, нежности, социальной присоединенностй.
II. Потребности в безопасности: безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности.
I. Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность.
Таким образом, в основании этой пирамиды лежат физиологические потребности, а на вершине — потребность в самоактуализации. Потребность в самоактуализации означает желание человека самоосуществится, его стремленнг стать тем, чем он может быть. Потребности низших уровней А.Маслоу называл дефицитными (нуждами), а высших уровней — бытийственными (потребностями роста). В случае конфликта между потребностями различных уровней побеждает низшая потребность. Потребности более высокого порядка появляются по мере удовлетворения потребностей более низкого порядка.
15.3. Мотив и мотивация
Потребности актуализируются, объективируются, конкретизируются в мотивах личности. Мотив — это то, ради чего осуществляется активность человека, то что движет человеком и придает направленность его поведению и деятельности. Мотив — это сложное психическое образование. включающее в себя и потребность. и представлению о цели, и побуждение, и намерение. Опредмеченная потребность.
Мотивация — процесс образования мотива конечной целью которого является побуждение к достижению выработанной цели.
Выделяют три стадии формирования мотива, когда стимулом является нужда человека в чем-то:
1 стадия – принятие стимула, формирование потребности и первичного (абстрактного) мотива. Стимул должен быть осознанным. Например, человек должен осознать чувство голода. Кроме того, у него должно появиться переживание дискомфорта и желание от него избавиться. Возникает побуждение устранить нужду, которая означает, что сформировалась потребность.
2 стадия – поисковая активность (внешняя и внутренняя), связанная с перебором возможных средств удовлетворения потребности в данных обстоятельствах. Внутренняя поисковая активность — мысленный перебор конкретных предметов и условий их достижений. Внешняя поисковая активность проявляется у человека в том случае, если он попадает в незнакомую ситуацию и вынужден заняться поиском реального объекта (по принципу «что подвернется»).
3-стадия – выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. После рассмотрения различных вариантов удовлетворения потребности, человек должен на чем-то остановиться, выбрать конкретную цель и путь её достижения. Выбор конкретного предмета и способа удовлетворения потребности связан с принятием решения. На третьей стадии заканчивается формирование конкретного мотива, то есть преобразование стимула в сознательное преднамеренное побуждение к действию, поступку.