Практическое занятие 4. Познание человека
Цель занятия – осознание психологического познания человека и, в частности, характеристики человека в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Используется материал, в котором отрефлексировано отношение человека к его роли Испытуемого.
Задание. Предлагается текст письма испытуемого («И») к экспериментатору («Э»). На основе знакомства с ним предлагается ответить на вопросы об авторе письма и на обобщающие вопросы по теме.
Сидней ДЖУРАРД. Письмо от «И» к «Э» (Ист.: Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. – Псков, 1997. С.63-67. С ред. изм.)
Дорогой «Э» (Экспериментатор)!
Меня зовут «И». Вы меня не знаете. Друзья зовут меня по-другому, но с тех пор, как я принимаю участие в Вашем исследовании, я потерял это имя и стал « И № 27». Я участвую в Ваших опросах и экспериментах. Я отвечаю на Ваши вопросы, заполняю опросники, позволяю Вам подключать меня ко всяким приборам и замерять мои физиологические реакции. Я жму на рычаги, щелкаю переключателями, слежу за движущимися мишенями, выбираюсь из лабиринтов, учу бессмысленные слоги, рассказываю Вам, что я вижу в чернильных пятнах – делаю кучу того, о чём Вы меня просите. Я начал задумываться: а почему [и зачем] я всё это для Вас делаю? Что это мне даёт? Иногда Вы мне за это платите. Чаще же я должен принимать в этом участие, потому что я – студент-психолог младшего курса, и мне говорят, что я не получу диплома, пока не приму участие по крайней мере в двух исследованиях. А если я буду участвовать в бóльшем количестве исследований, то получу преимущества на экзаменах. Я – часть факультетского «фонда испытуемых».
Когда я спросил Вас, что я лично получу от Ваших исследований, Вы ответили мне: «Это для Науки». Когда Вы проводите некоторые особые исследования, Вы часто лжёте мне относительно своих намерений. Вы вводите меня в заблуждение. И теперь мне трудно доверять Вам. Я начинаю видеть в Вас обманщика, манипулятора. Мне это не нравится.
Фактически, и я лгу Вам в большинстве случаев, даже в анонимных опросниках. Когда я не вру, то иногда отвечаю случайным образом, чтобы сделать всё поскорее и вернуться к своим собственным делам. А ещё, я часто вычисляю, что Вы пытаетесь сделать, что Вы хотите, чтобы я сказал или сделал; тогда, если Вы мне нравитесь, я делаю так, как Вы хотите, а если нет, то я все Вам порчу. Вы не говорите, на что Вы действительно надеетесь или каковы Ваши гипотезы. Но каждая методика в Вашей лаборатории, альтернативы, которые Вы мне предлагаете, инструкции – всё вместе заставляет меня действовать совершенно определённым образом. Как будто Вы шепчете мне на ухо: «Когда загорится свет, нажми на ЛЕВЫЙ рычаг», – а потом как будто забываете, что мне шептали, или отказываетесь от этого. Но я-то уловил это сообщение. И я нажимаю на правый или левый рычаг, в зависимости от того, как я к Вам отношусь.
Вы знаете, даже, когда Вас нет в комнате, когда Вы – только отпечатанная инструкция к опроснику или голос, записанный на магнитофон, который говорит мне, что мне предлагается сделать, – я интересуюсь Вами. Я интересуюсь тем, кто Вы есть, кто Вы НА САМОМ ДЕЛЕ. Мне интересно, что Вы собираетесь делать с «поведением», которое я Вам демонстрирую. Кому Вы собираетесь показать мои ответы? Кто будет просматривать мои пометки в ответных листах?
А Вы вообще имеете хоть какой-то интерес к тому, что я думаю, чувствую и воображаю себе, когда ставлю все эти значки, которые Вы так ревностно анализируете и подсчитываете? Конечно, Вы никогда не спрашиваете меня, что я при этом имею в виду. Если бы Вы спросили, я бы рассказал с радостью. Вообще-то, я рассказываю своему соседу или подружке всё, что я думаю о Вашем исследовании: о чём оно, и что я имел в виду, когда делал то-то и то-то. Если бы мой сосед доверял Вам, он мог бы предложить замечательное объяснение того, что означают Ваши данные (мои ответы, мои реакции). Причём он дал бы объяснение, более удачное, чем Ваше. Один Бог знает, сколько блестящих психологических идей уходит в песок, когда мы с соседом за пивом обсуждаем Ваш эксперимент и моё в нём участие.
Честно говоря, я здорово устал быть «И». Это вроде как быть перфокартой в компьютерном отделе кадров Университета. Я чувствую, что на меня давят, запугивают, обманывают. Я чувствую, что мной манипулируют, куда бы я ни пошёл. Реклама в магазинах и на телевидении, политические речи, продавцы и мошенники всех мастей давят на меня, чтобы заставить меня купить, сказать или сделать что-то такое, что, как я подозреваю, совсем не принесёт мне пользы. Вот им от этого польза будет. Особенно – их карманам. А Вы продаёте свои «знания эксперта» обо мне этим людям?! Если это так, то Вы поступаете со мной нечестно. Вы говорили мне, что когда я раскроюсь перед Вами и позволю изучать меня, то, в конечном счёте, это будет мне полезно. Меня это не убеждает. Очень похоже, что Вы изучаете меня, чтобы понять, как влиять на мои мысли и действия так, чтобы я этого не осознавал. Меня это обижает в бóльшей степени, чем ВЫ это осознаете.
С Вашей стороны непорядочно заставлять меня показывать Вам, как можно мной управлять, а затем передавать эту информацию другим людям – тем, кто платит Вам жалованье или финансирует оборудование Вашей лаборатории. Я чувствую, что меня используют. Мне это не нравится. Но я защищаюсь. Я не раскрываясь перед Вами до конца или же лгу. И Вам следовало бы попробовать хоть когда-нибудь остановиться и постараться допустить следующее.
Вот Вы пишете статьи, книги. На основе полученных Вами данных, на результатах моей скрытности, Вы конструируете какие-то свои теории… Вы допускали когда-нибудь, что в действительности всё это может оказаться паутиной лжи и полуправды, моей лжи и полуправды? Вы допускали, что всё это может оказаться шуткой, которую я сыграл с Вами, потому что Вы мне просто не нравитесь? Или оттого, что я Вам не верю? Такое допущение могло бы дать Вам некоторые основания для озабоченности.
Мистер «Э», я не «параноик», как Вы могли бы сказать. И я не дурак. И я верю, что из моего участия в Ваших исследованиях могло бы получиться что-нибудь путное. И даже полезное для меня. Я не так уж эгоистичен и был бы рад предложить себя для исследования, чтобы помочь другим. Но сначала нужно кое-что изменить. Вы намерены меня выслушать? Тогда я скажу о том, чего бы я хотел от Вас.
Я хотел бы, чтобы Вы помогли мне лучше понять, что сделало меня таким, какой я есть. Я хочу это знать, потому что хочу стать более свободным, чем сейчас. Я хочу больше знать о своих возможностях. Я хочу быть более целостным, более мужественным, более просвещённым. Я хочу быть способным на бóльшие чувства, хочу лучше учиться, лучше запоминать и выражать себя полнее, чем сейчас. Я хочу научиться осознавать и преодолевать влияние со стороны других людей, окружающих меня, если эти люди мешают мне идти той дорогой, которую я выбрал сам. А теперь, если Вы обещаете помочь мне в этом, я с радостью приду в Вашу лабораторию и обнажу перед Вами и тело, и душу. Я буду там, ЖЕЛАЯ показать Вам всё, на что способен. Причём именно то, что в тот момент Вас особенно интересовало бы. Уверяю Вас, что это очень отличалось бы от того, что я демонстрировал Вам раньше (хуже я просто не смог бы сделать). На самом деле, заходя в Вашу лабораторию, я скрещиваю пальцы и говорю себе: «То, что я говорю или делаю, – ЭТО НЕ Я». Не кажется ли Вам, что стоит попробовать взаимодействовать по-другому?
Когда Вы будете доверять мне, я буду доверять Вам. Конечно, если Вы будете достойны доверия. Я бы хотел, чтобы Вы выбрали время и побеспокоились о том, чтобы познакомиться со мной, как с человеком, прежде, чем погружаться в Ваши экспериментальные процедуры. И я хотел бы понять Вас и знать, кто Вы на самом деле, чтобы решить, хочу ли я раскрываться перед Вами. Иногда Вы напоминаете мне врачей. Они смотрят на меня, как на малопривлекательную посудину, содержащую болезнь, – и она-то их действительно интересует. А Вы смотрите на меня, как на ящик, в котором содержатся «реакции». И это всё, что я для Вас значу. Позвольте Вам заметить, что, когда я это чувствую, я отворачиваюсь от Вас. Хорошо, я выдам Вам реакции. Но Вам никогда не узнать, что при этом я имею в виду. Вы знаете, я ведь могу говорить не только словами, но и действиями. И когда Вы думаете, что в лаборатории я отвечаю на «стимулы», мои реакции на самом деле обращены к ВАМ. И вот, что я имею в виду: «Получи-ка, ты, такой-сякой противный…» Это Вас удивляет? А не должно бы.
И ещё одно. В Ваши тесты встроены всякие штучки, чтобы определить, честен ли я, или намеренно вру, или отвечаю случайным образом. Все эти штучки, – они меня не обманут. На самом деле в них не было бы необходимости, если бы мы были на равных. В мире и без Вас достаточно всяких обманщиков. Я хотел бы надеяться, что психологи больше достойны доверия, чем политики или торговцы.
Хотите, я заключу с вами договор? Вы показываете мне, что Вы проводите свои исследования ДЛЯ МЕНЯ: чтобы помочь мне стать свободнее, лучше понимать самого себя, уметь лучше СЕБЯ контролировать. И я открываюсь Вам с любой стороны, любым способом, как захотите. И я не буду разыгрывать Вас и обманывать. Я не хочу, чтобы мной «УПРАВЛЯЛИ», – ни Вы, ни кто-нибудь ещё. И я не хочу управлять другими людьми. Я не хочу, чтобы Вы помогали другим людям узнать, как мной можно «управлять», как они смогут действительно меня контролировать. Покажите мне, что Вы – за меня, и я покажу вам СЕБЯ.
Вы работаете для меня, господин «Э», – и тогда я действительно работаю для Вас. Между нами: вместе мы с Вами могли бы разработать гораздо более аутентичную и освобождающую психологию.
Искренне Ваш – «И».
Вопросы
(ответы на них оформляются по аналогии с ответами на предыдущих ПЗ)
1. Каковы Ваши впечатления от этого письма? (Поставьте номер вопроса – 1, напишите сокращённо слово «Впечатления» и поставьте двоеточие: « 1. Впеч-я:».)
1а) Какие чувства у Вас вызвало это письмо? (Запишите номер пункта – 1а), ключевое слово «Чувства» и поставьте двоеточие: «1а) Чувства: … ». В течение полуминуты или немного большего времени – до минуты – обозначьте свои чувства по поводу этого письма.)
1б) Какие мысли у Вас появились по поводу этого письма? (Запишите номер пункта – 1б), ключевое слово «Мысли» и поставьте двоеточие: « 1б) Мысли: …». В течение одной – полутора минут сформулируйте основные мысли, возникшие у Вас по поводу этого письма.)
1в) Какие намерения у Вас возникли в связи с этим письмом? Что Вам захотелось сделать? (Или как будто бы захотелось сделать, как если бы Вы оказались причастны к тому, о чём говорится в письме.) (Запишите номер пункта – 1в), ключевое слово «Намерения» (сокращённо) и поставьте двоеточие: « 1в) Намер.: …». В течение одной – полутора минут сформулируйте свои реальные – или воображаемые – намерения, связанные с содержанием письма.)
2. Каков человек, написавший данное письмо? Дайте ему характеристику, по возможности, отвлекаясь от возникшего к нему личного отношения. (Запишите номер пункта – 2, ключевые слова «Характеристика «И»» (сокращённо), поставьте двоеточие: «2. Х-ка «И»: …». В течение примерно одной – полутора минут охарактеризуйте автора письма. Какой это человек? Начните так: «И» – …»).
3. Нарисуйте автора письма на одинарном листке из тетради в течение примерно 3(5) минут. Оформите листок наоборотной стороне, перевернув его «вверх ногами» и сделав «шапку» – такую же, как в протоколе. В протоколе запишите номер пункта – 3, ключевое слово «Рисунок» (сокращённо), поставьте двоеточие и сделайте ссылку на вкладыш в протокол: «3. Рис.: см. вкл.».
4. Какие черты автора проявились в его письме (а) с наибольшей и (б) с наименьшей очевидностью? Запишите номер пункта – 4, ключевое слово « Очевидные черты», поставьте двоеточие: «4. Очевидные черты «И»:». В течение примерно полутора – двух минут разведите наиболее и наименее очевидные для Вас по тексту письмаавторские проявления:
«4а) самые очевидные … (Какие проявления автора?);
«4б) менее других очевидны … » (Какие проявления автора?).
Аргументируйте своё решение:
«4в) Думаю, что это объясняется …». Чем?
5. Есть ли противоречия в письме «И» как в его самопрезентации? (Запишите номер пункта – 5, ключевые слова «5. Самопрезентация «И» …» и, если какие-то противоречия есть, то обозначьте в течение одной – полутора минут, в каких отношениях они проявились).
6. Является ли самопрезентация автора письма парадоксальной? Аргументируйте своё мнение. (Запишите номер пункта – 6, ключевые слова « 6. Самопрезентация автора …» и, если в чём-то Вы обнаружили парадоксальность самопрезентации, то раскройте её в течение одной – полутора минут).
7. В каком плане (или в каких планах) Вы могли бы говорить об интегрированности автора письма? Аргументируйте своё мнение. (Запишите номер пункта – 7, ключевые слова «7. Интегрированность здесь …» и далее – ответ в течение одной – полутора минут).
8. Опираясь на предыдущие ответы, постарайтесь обобщить, дать ответы-определения, с учётом своего опыта, доступных источников информации и предложенных на лекции требований к «работающему» определению. (Запишите номер пункта и ключевые слова: «8 Общие ответы:»).
8а) Что такое «противоречивость человека»? Запишите номер пункта и ключевые слова: «8а) Противоречивость человека – это …», – и сформулируйте свой ответ на этот вопрос.
8б) Что такое «парадоксальность человека»? Запишите номер пункта и ключевые слова: «8б) Парадоксальность человека – это …», – и далее сформулируйте свой ответ.
8в) Что такое «интегрированность человека»? Запишите номер пункта и ключевые слова: «8в) Интегрированность человека – это …», – и далее сформулируйте свой ответ.
8г) Что такое отдельный человек для естествознания? Запишите номер пункта и ключевые слова: «8г) Человек для естествознания – это …», – и далее сформулируйте свой ответ.
8д) Что такое отдельный человек для обществознания? Запишите номер пункта и ключевые слова: «8д) Человек для обществознания – это …», – и далее сформулируйте свой ответ.
8е) Что такое отдельный человек для гуманитарных наук? Запишите номер пункта и ключевые слова: «8е) Человек для гуманитарных наук – это …», – и далее сформулируйте свой ответ.
8ё) Что такое отдельный человек для философии? Запишите номер пункта и ключевые слова: «8ё) Человек для философии – это …», – и далее сформулируйте свой ответ.
8ж) Что такое отдельный человек для психологии? Запишите номер пункта и ключевые слова: «8г) Человек для психологии – это …», – и далее сформулируйте свой ответ.
Выводы
(оформляются по аналогии с ответами на предыдущие вопросы)
1. Постарайтесь обобщить:
«1а) Исп-ый в лабораторном эксперименте – …». (Что Вы можете о нём сказать, в общем?).
«1б) Исп-ый в естественном эксперименте – … ». (Что Вы можете о нём сказать, в общем?).
«1в) Исп-й участник образовательного процесса – …». (Что Вы можете о нём сказать, в общем?).
«1г) Исп-ым во взаимодействии людей становится … ». (Кто? Что Вы можете о нём сказать, в общем?).
«1д) Исп-ый, в общем, – это …». (Кто?).
2. Используется выражение: «психологическое познание человека» (ППЧ).
2а) Каков его смысл, с Вашей точки зрения? («2а) Для меня ППЧ – это …»).
2б) Каково значение этого выражения для большинства преподавателей на психолого-педагогическом факультете? («2б) Для преп-лей ППФ ППЧ – это …»).
2в) Каково самое общее значение этого выражения? Что оно значит? («2в) По-моему, в общем, ППЧ – это …»).
3. Каково объективное значение работы на этом ПЗ в рамках подготовки в магистратуре ППФ? («3. Объект. значение работы на этом ПЗ – …»).