Глава 7 Мобилизация группы на совместное решение задачи

Сказка в шесть кадров

Цели:

- отработать с группой сразу несколько умений:

* взаимодействие с партнером,

* структурирование текста,

* использование мимики и жестов;

- рассмотреть на практике и проанализировать стиль межличностных отношений в группе и от­ветственность лидера за их эффективность;

- дать возможность участникам проверить себя и свою готовность выступать в качестве лидера;

- попрактиковаться в работе над групповой зада­чей, эффективно используя вклад каждого чле­на команды.

Размер группы: достаточно большой, разделяется на малые группы (по 5-7 человек).

Ресурсы

Желательно, чтобы каждая подгруппа могла пора­ботать в уединении, а потому нужны либо смежные с учебным классом помещения, либо большое про­странство, позволяющее подгруппам работать авто­номно, не мешая друг другу. Могут понадобиться бу­мага и ручки для каждой подгруппы. Хорошо так­же, если тренер подготовит для показа итогов рабо­ты элементы сценической одежды (шапки, шляпки, куски ткани, жакеты, юбки), парики - хотя бы ми­нимальный реквизит. Это сделает показ гораздо бо­лее эффектным и интересным.

Время: 45-60 минут.

Ход упражнения

Суть задания такова: берется известная сказка и определяются ее сюжетные узлы, т. е. места дейст­вия, которые наиболее важны и являются сюжетообразующими.

Возьмем, к примеру, "Красную шапочку". В ней мы обнаружим шесть таких узлов (именно поэтому упражнение и названо сказкой в шесть кадров, хотя есть и другие, гораздо более длинные и сложные ис­тории, где шестью сюжетными узлами мы никак не обойдемся!)

Но вернемся к "Красной шапочке". Каковы сю­жетные узлы сказки?

1. Мама отправляет Красную Шапочку к Бабушке.

2. Красная Шапочка встречается в лесу с Волком.

3. Волк попадает в дом Бабушки.

4. Волк съедает бедную Бабушку.

5. Волк пожирает Красную Шапочку.

6. Охотники убивают Волка и освобождают персо­нажей (торжество справедливости!).

Художники, иллюстрирующие сказки, изобража­ют, как правило, на страницах книг именно сюжетные узлы того или иного произведения. Потому что здесь - напряженное действие, конфликт, а не прос­тое описание.

Теперь вы должны будете сыграть сказку. Но иг­рать ее нужно особенным способом: без движений и слов. Представим сказку как серию рисунков к ней или фотографий, т. е. каждая иллюстрация - это застывшая сцена, остановленный фрагмент дей­ствия. Тогда, увидев картинки одну за другой по порядку, мы как будто прочтем всю сказку от на­чала до конца.

- Скажите, пожалуйста, наши сцены будут играть­ся в движении? - обращаемся к участникам тренинга.

- Нет!

- Вы сможете общаться между собой, разговари­вать, спорить? - продолжаем проверку понимания упражнения.

- Нет!

- Как же зритель сможет разобраться в том, что происходит на сцене, каковы взаимоотношения ге­роев?

Тут-то и начинается совместное размышление.

1. Даже в стоп-кадре, который мы будем назы­вать английским словом "фриз" (заморозка), мы мо­жем сохранить иллюзию движения. Для этого ваши фризы должны быть динамичными - как будто еще секунду назад персонажи двигались и застыли на пике действия! Все позы, жесты должны быть мак­симально выразительными.

2. Мимика - вот второй ваш помощник. Нейтраль­ное, ничего не выражающее лицо не несет зрителю информации. Эмоции героя, его отношение к проис­ходящему мы обязаны выразить лицом-маской.

3. Мизансцена, т. е. картинка, которую выстроит группа, должна быть внятной и четкой. Для этого всегда нужно помнить о зрителе.

СТАРАЙТЕСЬ «РАБОТАТЬ НА ЗАЛ» ЛИЦОМ, А НЕ СПИНОЙ. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ИСПОЛ­НИТЕЛИ НЕ ПЕРЕКРЫВАЛИ ДРУГ ДРУГА. Ис­пользуйте правильно все пространство площадки тре­нинга, не скучиваясь в одном месте и не оставляя пустыми края сцены.

Прежде чем начать работу над постановкой кар­тин, предлагаем участникам следующий порядок ра­боты.

1. Обсуждаем количество сюжетных узлов-карти­нок в сказке.

2. Определяем количество действующих лиц. (Вы­ясняем, кто из героев действует на протяжении всех сцен, а кто появляется лишь в части из них. При необходимости решаем, кто из участников тренинга будет играть несколько ролей в разных сценах.)

3. Все те, кому не досталось ролей, все равно уча­ствуют в картинке-фризе. Они исполняют роли зве­рей, предметов, деревьев и т.д.

4. Выстраиваем кадры-фризы по очереди, один за другим. Запоминаем мизансцены. Шлифуем мими­ку, жесты. Отрабатываем четкость и быстроту пере­хода от сцены к сцене.

...После 20-30 минут репетиций приглашаем груп­пу (или группы) на сцену. По команде "фриз!" уча­стники застывают в первом кадре-сцене. Вместе со зрителями (это группы, ожидающие своей очереди) обсуждаем картинку. Пытаемся определить, какую роль исполняет каждый из актеров. Обращаем вни­мание на выразительность и точность мизансцен. По хлопку ведущего группа перестраивается на следую­щую картинку. Вновь команда "фриз!" и разбор.

Когда показ закончен, аплодисментами благодарим группу за спектакль и приглашаем на площадку следующую группу с ее вариантом сказки без слов.

Завершение

На самом деле это упражнение универсально. Ра­ботая с тренинговой группой, в рамках этого зада­ния вы можете рассматривать эффективность невер­бального общения, можно использовать "Сказку в шесть кадров" для развития и тренировки спонтан­ности и творческого воображения. В рамках лидер­ского тренинга нас, естественно, будет больше всего интересовать то, как участники решали проблемы коммуникации, как (подспудно, без всякого нажима с нашей стороны!) группа работала как КОМАНДА, насколько эффективным было именно групповое вза­имодействие.

Одним из условий успешности упражнений является эффективная организация групповой работы. Так как это упражнение используется в тренинге лидерства (хотя оно замечательно подходит и к коммуникативно­му тренингу!), то одна из задач тренера - проследить, как и кем будет организована групповая работа. Не стоит вмешиваться в стихию определения или самовыдвижения лидеров. Тренер остается наблюдателем, ко­торый лишь время от времени подстегивает действие напоминанием о том, что прибли­жается срок показа. Иногда тренер может быть и консультантом по творческим вопро­сам - обратить внимание на построение ми­зансцены, на детали одежды или реквизита и т.д. Но он не вмешивается в организацию репетиционного процесса.

Обсуждая ход упражнения, тренер может использовать материалы своих наблюдений за группой. Хотелось бы обратить его вни­мание на следующие моменты:

- Кому принадлежит инициатива в группе?

- Чьи творческие идеи находят поддерж­ку у других членов команды, а чьи нет? По­чему?

- Как определяется лидер - самоназначе­нием или группа вручает одному из участ­ников полномочия руководителя? Есть ли по­пытки ввести коллегиальное руководство или определяется единоличный лидер?

- Как группа реагирует на возникновение лидера? Возникают ли очаги напряженности, конкуренции или же все группируются во­круг обозначившегося лидера?

- Кто из членов команды пытается вытес­нить идеи и действия других на периферию группового действия? Кто проявляет инициа­тиву в установлении партнерства, кто демон­стрирует агрессивность, кто остается в пози­ции ведомого?

- Кто проявлял независимость суждений и действий, а кто предпочитал идти в русле идей лидера или большинства? Насколько продуктивна была такая тактика с учетом командной работы над общей задачей в огра­ниченном промежутке времени?

- Изменились ли инструменты влияния лидера на группу в ходе работы? Изменилось ли отношение группы к нему? Каков стиль взаимодействия лидера и команды?

- Носило взаимодействие участников хао­тический характер или же имело определен­ную структуру?

Оценка перечисленных элементов работы группы позволит обсудить вместе с командой особенности взаимодействия участников, на­личие внутригрупповых альянсов и напряже­ний, стили коммуникации и роли отдельных игроков.

Печатная машинка

Цели:

- в игровой форме подчеркнуть важность каждо­го игрока в решении групповой задачи;

- закрепить навыки совместного решения группо­вой задачи;

- развить концентрацию внимания участников тренинга.

Размеры группы: как минимум, 8-10 человек. Ресурсы: доска и мел или флип-чарт с фломасте­рами для записи текста упражнения. Время: 15-20 минут.

Ход упражнения

Это упражнение лучше всего проводить с группой игроков в 8-14 человек. Если же группа большая, то образуем подгруппы. На доске/флип-чарте запи­сывается текст:

- Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать. (Конфуций)

- Тот, кто, обращаясь к старому, способен откры­вать новое, достоин быть учителем. (Конфуций)

- Человек - все равно что кирпич: обжигаясь, он становится твердым. (Бернард Шоу)

- Кто хочет прочитать записанные на доске афо­ризмы? Мы можем с легкостью прочесть написан­ное. Мы можем обсудить глубину мысли, подумать, как каждый из афоризмов соотносится с нашей лич­ной жизненной практикой.

Задание усложнится тогда, когда чтение каждого текста станет задачей коллективной. Это значит, что сейчас каждый игрок получит лишь по одному сло­ву из текста. Я попрошу вас после этого произнести афоризм целиком, добившись логически верного и эмоционально наполненного звучания.

Итак, первому игроку - первое слово "не", второ­му — "печалься", третьему — "о", четвертому — "том" и т.д. Так распределяем текст первого отрывка, раз­делив его на сегменты. Если игроков не хватает, то даем некоторым по несколько слов.

Приступаем к самому упражнению. Читая слово, игрок как бы впечатывает его в общий текст и в со­знание участников группы.

С первых же попыток произнести текст как еди­ное логическое и эмоционально окрашенное целое группа столкнется с проблемой: каждый игрок будет ставить после своего слова интонационную точку, как бы завершая своим словом высказывание. Раз­нобой силы голоса, эмоций также будет мешать це­лостному восприятию афоризма. Добиваемся единого звукового, логического и эмоционального звучания, пока не достигаем целостной осмысленной и ритми­ческой передачи текста. После этого переходим к следующему афоризму.

Завершение

- Чем, на ваш взгляд, полезно это упражнение бу­дущим лидерам?

- После разбора хода игры давайте вновь вернем­ся к трем афоризмам, чтобы обсудить их смысл!

Мне необходима помощь!..

Цели:

- потренироваться в осознании собственных пове­денческих моделей;

- закрепить навыки диалогового стиля общения в практике лидера, развить его эмпатические воз­можности;

- потренироваться в "отзеркаливании" собеседни­ка, пристройке.

Размер группы: камерный состав - 12-15 участни­ков.

Ресурсы: флип-чарт/доска.

Время: зависит от числа участников и их готовно­сти к диалогу.

Ход упражнения

Группа разбивается на подгруппы в 3-5 человек.

На доске или флип-чарте записаны роли:

- ДРУГ

- начальник

- партнер

- подчиненный

- сосед

- дальний знакомый

- коллега по работе.

Ведущий просит каждую подгруппу задуматься над тем, как одна и та же информация трансформи­руется в различной ситуации, применительно к различным людям, в зависимости от формы высказы­вания.

Насколько мы успешны в том, что можно было бы назвать уместным поведением - реакциями, адек­ватными той ситуации, месту, в которых мы оказа­лись, людям, с которыми мы общаемся?

- Мне необходима помощь! - обращаетесь вы к различным людям и получаете в ответ...

Давайте проверим, как каждый из перечисленных на доске/флип-чарте людей может отреагировать на вашу просьбу. Построим работу следующим обра­зом:

- в каждой подгруппе определите для себя, о ка­ком виде деятельности будет идти речь, в какой по­мощи вы нуждаетесь;

- каждый попытается представить себе (можно сделать необходимые пометки), как будет развивать­ся сцена-диалог с каждым из героев, указанных в нашем списке;

- следующий этап заключается в том, что в груп­пе проигрываются все варианты диалога со всеми ге­роями. Каждый из участников подгруппы может по­участвовать в импровизированной сцене-диалоге, предъявив товарищам свое видение ситуации и ра­зыграв с партнером свой вариант развития сцены;

- последний этап - обсуждение. Чтобы сделать его эффективным и конкретным, раздаем каждой под­группе листок с наводящими вопросами:

* Насколько варианты, которые были заранее под­готовлены вами, вписываются в общее представление группы о том, как может развиваться ситуация?

* Считаете ли вы свои предложения оптимальны­ми после того, как познакомились с мнениями дру­гих участников команды?

* Считаете ли вы свой вариант развития сюжета более примиренческим, более агрессивным, более нейтральным, более интеллигентным, чем варианты, предложенные товарищами? Говорит ли выбранный вами способ реакции о стиле вашего поведения в ре­альной обстановке?

* Что в реакциях и предложениях товарищей по группе показалось вам неприемлемым? Что стало неожиданностью? С чем вы готовы безоговорочно согласиться?

Завершение

Приглашаем все группы соединиться в форум. Предлагаем участникам упражнения самостоятель­но определить, что являлось для них главным в про­веденном упражнении, в чем его польза и учебный потенциал. Поощряем высказывания перед общим форумом. Подводим итог выступлениям.

Дорогой длинною...

Цели:

- способствовать мобилизации внимания участни­ков и включенности их в решение групповой за­дачи;

- интеграция группы за счет осознания коллек­тивной ответственности и включенности в сов­местную командную деятельность;

- потренироваться в определении четких целей де­ятельности, в выработке совместной стратегии и тактики успеха;

- развить лидерские качества в членах команды, проверить их готовность взять на себя ответст­венность за решение задачи, способность эффек­тивно работать и общаться с партнерами по ко­манде.

Размер группы: до 20-25 человек.

Ресурсы: два стола, два набора "Лего", флип-чарт, маркеры для записей, секундомер (идеальный вари­ант - большие настенные часы с секундной стрел­кой).

Время: 1-1,5 часа.

Ход игры

Группа разделяется тренером на две равные под­группы, каждая выбирает лидера. Тренер задает ли­дерам определенный стиль поведения. Один из ли­деров будет работать по деловому типу, т. е. он на­целен на выполнение задачи, работа - главное. На­строения, сомнения, тревоги, рефлексия участников возможны лишь в том случае, если не отвлекают от генеральной линии. Второй лидер определен как социоэмоциональный тип руководителя. В своей рабо­те с группой он руководствуется идеями, предложе­ниями участников, готов быть внимателен к их про­блемам, вовлекает их эмоционально в общий про­цесс. Обратим внимание на то, что группа не выдви­гала лидеров, а получила решение сверху: лидеры -выдвиженцы руководителя тренинга. Это важно, и к этому замечанию мы еще вернемся.

Каждая группа получает инструкцию. Она одина­кова для обеих команд.

Инструкция

Друзья! Перед вами стоит грандиозная задача на­ционального масштаба. Вы - те, кто своим упорным трудом, творческой энергией, эффективным сотруд­ничеством построит долгожданную магистраль, со­единяющую центр страны с периферией. Одна про­блема: техника должна быть переправлена на дру­гой берег широкой реки.

Перед вами на столе - набор конструктора "Лего". Вам необходимо из кирпичиков выстроить мост, соединяющий оба берега.

Правила строительства таковы:

1. Вы должны использовать минимум кирпичи­ков.

2. Выстроить максимально длинный мост (не ме­нее 70 см).

3. Мост должен быть максимально высоким.

4. Использовать по возможности более мелкие "кирпичики" конструктора.

5. Выполнить задачу в максимально короткий срок.

В ходе работы вы не сможете пользоваться сове­тами тренера или любого другого участника тренинга, не состоящего в вашей команде. Только команда работает над строительством моста. Временные рамки:

- Обсуждение инструкции и правил строительства с тренером - три минуты. После этого группа нач­нет работать в абсолютно автономном режиме!

- Групповая дискуссия о методах строительства, тренировка, апробация методов строительства - 25 минут.

- Обсуждение результатов тренировки и принятие стратегических и тактических решений - 15 минут.

Таким образом, через 48 минут после прочтения дается старт строительству. На этом этапе всем уча­стникам команды, кроме лидера, ЗАПРЕЩЕНО РАЗ­ГОВАРИВАТЬ. Использовать можно лишь невербаль­ные средства общения! Каждая попытка разговора со стороны участников команды стоит группе дополни­тельных 15 секунд (штрафное время, которое будет прибавлено ко времени строительства).

Сразу же после прочтения инструкции начинается отсчет времени и игра.

Завершение

После того как команды завершили работу, объяв­ляется затраченное на строительство моста время, подсчитывается количество "кирпичиков", измеряет­ся длина и высота моста. Когда промеры закончены, под аплодисменты и музыку открывается движение по сданному в строй участку автомагистрали!

Строители пока не идут на банкет, потому что по­сле пуска моста предполагается анализ деятельнос­ти - подробный "разбор полетов".

- Что вы чувствовали, прочитав инструкцию и по­знакомившись с условиями игры?

- Какой этап обсуждения задачи показался вам наиболее важным?

- Как происходили обсуждение и принятие реше­ний?

- Кто осуществлял руководство группой? Работал ли в полную силу назначенный формальный лидер, был ли выдвиженец группы лидером альтернатив­ным, а может быть, работа происходила под коллек­тивным руководством?

- Насколько тип лидерства, определенный для ва­шего формального руководителя, был эффективен для конкретной задачи и конкретной группы?

- Что повлияло на результат игры?

- Что мешало группе работать эффективнее?

- Что каждый из вас может вынести для себя по­сле игры?

Это упражнение-игра, как и часть других игр на групповое взаимодействие, важны и с точки зрения создания партнерских отношений, чувства ответственности, улучшения коммуникации, но также для подготовки об­ратной связи участников группы. Важно дать игрокам возможность проанализиро­вать поведение каждого партнера. Сделать это можно, засняв весь ход встречи на ви­деокамеру и обсудив затем фильм с груп­пой. Но техника не всегда под рукой, да и бывает ненадежной. Что же делать в таком случае?

Я предлагаю воспользоваться методикой "Машина" - так называется методика оцен­ки группового взаимодействия. Нам потре­буется два наблюдателя-эксперта, которые с первых минут игры будут внимательно на­блюдать за происходящим в каждой команде. (Можно даже на каждую команду дать по два эксперта. Роль эта не менее ув­лекательная, да и результат обучения серь­езный. Эксперт, хорошо и внимательно отра­ботавший, получает не меньше эмоциональ­ного и практического материала, чем строи­тели!)

Эксперты-наблюдатели следят за работой команд по листу-схеме. На нем мы видим изображение машины. Детали машины - ме­тафорическое определение роли игрока в группе. Таким образом, делая по ходу уп­ражнения заметки на листе, эксперты опре­деляют НА КАЖДОМ ЭТАПЕ (выработка идеи и тренировка, обсуждение результатов тренировки, собственно строительство мос­та), кто в группе выполнял роль:

1) переднего освещения — смотрит вперед, думает о перспективе;

2) заднего света - анализирует прошлый опыт, связан с прошлым;

3) гвоздя (протыкает камеру) — создает проблемы, задерживает эффективное движе­ние машины;

4) рессор - скрадывает ухабы (споры, ссо­ры, раздражение) дороги;

5) горючего - дает энергию для движе­ния;

6) двигателя - получает бензин и превра­щает идеи в практическое действие;

7) колес - реализуют стремление двигате­ля привести машину в движение;

8) тормоза - тормозит движение, снижает скорость;

9) руля - управляет движением, выбира­ет стратегию, направление;

10) аксессуаров - внешние украшения, аб­солютно бесполезные в практическом смысле;

11) бампера - принимает на себя удар при столкновении (интересов, амбиций, идей...);

12) закрылок - не позволяет грязи за­брызгать другие детали;

13) радиатора — охлаждает двигатель, не дает ему закипеть;

14) связки - детали, которая объединя­ет переднюю и заднюю часть корпуса ма­шины;

15) багажника - на нем важный груз, но чтобы воспользоваться им, нужно остано­виться, выйти из машины;

16) внешнего сидения - во время всей поездки остается снаружи и никак не вли­яет на то, что происходит.

По окончании игры эксперты представля­ют участникам свои метафорические оцен­ки. До их вердикта полезно выслушать са­мих игроков, как они считают, какие роли в машине они сами выполняли на разных этапах игры. Потом будет интересно срав­нить их мнение с мнением наблюдателей-экспертов.

Кстати, подобная методика будет полезна и после следующего упражнения - "Путе­шествие Незнайки". Даже тематически она прекрасно сочетается с ним!

Путешествие незнайки

Цели:

- способствовать мобилизации внимания участ­ников и их участию в решение групповой за­дачи;

- интегрировать группу за счет осознания коллек­тивной ответственности и включенности в сов­местную командную деятельность;

- потренироваться в выработке совместной страте­гии и тактики успеха;

- развить лидерские качества в членах команды, проверить их готовность взять на себя ответст­венность за решение задачи, возможность эф­фективно работать и общаться с партнерами по команде.

Размер группы: максимум, до 26 человек.

Ресурсы: набор карточек с материалами игры, флип-чарт, маркеры для записи, секундомер (идеаль­ный вариант - большие настенные часы с секундной стрелкой).

Время: 1 час.

Ход игры

К игре необходимо подготовить карточки из плот­ной бумаги. На каждой карточке помещаем данные ниже фрагменты информации (каждый абзац текста соответствует отдельной карточке!):

- Что такое боб?

- С какой скоростью ехал Незнайка от Огурцовой реки в Солнечный город?

- Незнайка ехал от Огурцовой реки в Солнечный город со скоростью один грих.

- Что такое нюш?

- Сколько бобов в одном часе?

- Между бульваром Васильков и Солнечным го­родом 120 михов.

- Что такое мих?

- 1 боб = 2 лизам.

- Незнайка ехал от бульвара Васильков до Сол­нечного города со скоростью 0,8 грих.

- Сколько михов в одном километре?

- Что такое лиз?

- Между Цветочным городом и Солнечным горо­дом 1500 нюш.

- Боб - это единица времени.

- В одном километре 10 михов. (1 км = 10 мих).

- От Огурцовой реки до Цветочного города рассто­яние в 500 нюш.

- Мих - это единица для измерения расстояния.

- Какое расстояние между Цветочным городом и Солнечным городом?

- Незнайка всегда ведет машину с постоянной ско­ростью.

- В одном часе два боба. (1 час = 2 боба).

- Незнайка проехал расстояние от Огурцовой ре­ки до Солнечного города за время в одну пятую боба.

- 1 нюш = 10 михам.

- Какое расстояние между Солнечным городом и бульваром Васильков?

- Что такое грих?

- Какое расстояние между Огурцовой рекой и Цветочным городом?

- Незнайка ехал из Цветочного города к Огурцовой реке со скоростью 25 нюш/лиз.

- 1 грих = 25 нюш/лиз.

- Маршрут путешествия Незнайки - прямое шос­се от Цветочного города через бульвар Васильков и Огурцовую реку до Солнечного города.

Тренер объявляет команде, что ей предстоит в те­чение 40 минут решить некую логическую задачу. Задача записывается на доске в виде вопроса:

"Сколько времени заняла поездка Незнайки от Цветочного города до Солнечного города?"

Чтобы найти ответ, игрокам придется обменяться информацией, так как каждый из членов команды получает лишь отдельный фрагмент условия задачи (если игроков меньше, чем карточек, то некоторые игроки могут получить несколько карточек).

После того как будет дан старт, можно начинать обмениваться информацией. ЗАПРЕЩАЕТСЯ лишь передавать карточки из рук в руки, собирать их в одном месте или у одного человека. Карточка, полу­ченная каждым игроком, остается с ним до конца игры! По ходу игры можно делать записи, ходить, обсуждать задачу и т.д.

Через 40 минут представитель команды должен со­общить тренеру ответ.

Обсуждая ход игры, можно воспользоваться мето­дикой "Машина" для того, чтобы рассмотреть ко­мандное и индивидуальное поведение в ходе поисков решения.

Артель художников

Цели:

- способствовать мобилизации внимания и творче­ской фантазии участников в ходе решения груп­повой задачи;

- интегрировать группу за счет осознания коллек­тивной ответственности и включенности в сов­местную командную деятельность;

- потренировать зрительное воображение и па­мять, развить навыки пространственной согласо­ванности среди членов группы.

Размер группы: желательно небольшой. В против­ном случае стоит разбить большую команду на под­группы по 8-10 человек.

Ресурсы: лист бумаги.

Время: 15-20 минут.

Ход игры

Участники садятся в круг. Одному из игроков да­ется чистый лист бумаги. Тренер просит его, вгля­дываясь в лист, начать "словесное рисование" - опи­сание пейзажа, портрета, натюрморта или любой дру­гой бессюжетной картины. Рассказчик пытается оп­ределить фрагменты картины, где и как они распо­ложены, какими красками изображены, уточняет по­дробности. По хлопку ведущего листок передается следующему по порядку игроку, который продолжа­ет рисовать ту же картину, заполняя пространство листа новыми элементами изображения.

Картина "рисуется" совместными усилиями коман­ды до тех пор, пока кто-то из игроков не сообщает о том, что изображение рассыпалось - он не может вспомнить, чем заполнен лист, который находится в его руках. С этого игрока начинается совместное "рисование" следующей картины.

Завершение: обсуждение игры.

Что понравилось, а что не понравилось в игре? Как команда воспринимает скрытый смысл задания? Чему учит отработанное упражнение? (Развитие вни­мания, зрительного воображения, умения простран­ственного ориентирования; тренировка концентра­ции; развитие группового сотрудничества, взаимопо­нимания.)

Co-творчество

Цели:

- способствовать мобилизации внимания и творче­ской фантазии участников в ходе решения груп­повой задачи;

- интегрировать группу за счет осознания коллек­тивной ответственности и включенности в сов­местную командную деятельность.

Размер группы: не играет роли, так как работа проводится в малых группах (4-5 человек).

Ресурсы: доска/флип-чарт и маркеры; одинаковый набор для каждой команды: клей, куски картона и цветной бумаги, проволока, 2-3 куска пластилина разных цветов, ножницы, 2 воздушных шарика, ко­робка спичек, 5 трубочек для коктейля.

Время: 40 минут.

Ход игры

Каждая команда усаживается за стол, на котором разложены необходимые материалы. Тренер объяв­ляет задачу: через 30 минут группа должна предста­вить товарищам из других групп плод своего кол­лективного творчества. Что за произведение будет выставлено на вернисаже - решать группе. Важно лишь, чтобы в этом творческом акте участвовала вся команда, решение принималось коллегиально, и в работе были использованы все выложенные на стол материалы! Дать название полученному произведе­нию - дополнительная задача, стоящая перед кол­лективом творцов.

Через 30 минут все группы выносят работы на ус­тановленные в центре комнаты столы, и участники команд могут посмотреть и оценить творчество това­рищей.

Завершение

- Какие работы представляют, на ваш взгляд, на­ибольший интерес?

- Что вы думаете по поводу названий произведе­ний коллективного творчества?

- Как происходила групповая работа? (Обсуждение ролей, взятых на себя или навязанных группой. Стиль работы лидера и группы. Механизм принятия коллективного решения. Распределение ролей на эта­пе реальной работы по созданию произведения.)

- В чем, на ваш взгляд, это задание проявило "плюсы" и "минусы" коллегиального решения и сов­местного творчества? Приведите конкретные приме­ры и запишите их в два столбика.

Обсудите представленные на доске результаты.

Наши рекомендации