Общая характеристика познавательной сферы человека. Познание и сознание: понятие «образа мира». Познание и мотивация: принцип «единства интеллекта и аффекта» (Л.С.Выготский).

К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Есть множество теорий восприятия и разные определения. Восприятие – процесс порождения образов, вытекающий при воздействии стимула на органы чувств. Это определение содержит указания на наиболее существенные характеристики восприятия: 1) процесс порождения образов. 2) продукт процесса – образ восприятия. 3) основное условие восприятия – воздействие стимулов на органы чувств. Из-за его обобщённости оно является более неопределённым, обтекаемым, требует разъяснений: о содержании процесса, образе восприятия, что такое стимул. Все теории делятся на 2 группы: 1. Объективно-ориентированные. 2. Субъективно-ориентированные. Эти подходы различаются по двум основным критериям – 1. по степени участия субъекта и объекта окружающего мира в качестве основного детерминанта процесса восприятия. Основная роль в восприятии принадлежит объектам, воздействующим на органы чувств. Есть субъективные детерминанты: потребности, эмоции, установки, познавательный процесс, мотивация. Влияние установок человека на восприятие. Пример Бодалёва: 2 группы испытуемых. Им показывали портрет одного и того же человека, одним говорили, что это преступник и просили описать, другим – что герой. Преступника описывали как массивного, зверюгу; героя – волевое лицо, губы сжаты, гордый. Грегори: восприятие астрономами планеты Сатурн. Сначала как шар с ореолами. Затем окружает кольцо: как понял, сразу увидел. Знания людей о строении Сатурна оказывает влияние на восприятие этой планеты. 2. Различаются по основному содержанию процесса восприятия. Восприятие – непосредственное чувственное отражение окружающего мира. Отражение указывает на существование определённого соответствия между объективными свойствами внешних воздействий и субъективными свойствами их образов. Процесс представления имеющихся у субъекта знаний об окружающем мире идёт в процесс его восприятия. Образ восприятия всегда осмысленный. (Леонтьев) основная функция чувственной ткани – она приобретает реальность сознательной картины мира.

Олпорт выделил 6 свойств образа восприятия (перцептивного образа):

1. Сенсорное качество. Воздействие на рецепторы приводит к различным субъективным эффектам: интенсивность, длительность во времени, протяженность в пространстве.

2. Конфигурация. Образы не сводятся к сенсорным качествам, а представляют целостные структуры: фигуры+фон. Э.Рубин описал 4 характеристики, как увидеть фон и фигуру: 1) фигура как вещь, объект, фон – аморфный. 2) фигура как выступающая перед фоном, фон за фигурой. 3) контур общий для фигуры и фона воспринимается как принадлежащий фигуре. 4) фигур как более чёткая локализация в пространстве по сравнению с фоном.

3. Константность. Свойство перцептивного образа сохранять относительное постоянство его характеристик при изменении условий восприятия одних и тех же объектов.

4. Система отсчёта. У субъектов есть система, которая измеряет количественную оценку своих образов (больше, меньше; холоднее, теплее)

5. Предметность. Выделяют 2 аспекта: 1) образы субъекта соотносятся с его знаниями о них. 2) образы содержат знания субъекта о значениях явлений.

6. Установка. Разные люди на одни и те же стимулы могут воспринимать мир по-разному.

2 вида стимулов: дистальный (предмет, ситуация), проксимальный (физическое воздействие на органы чувств).

(Выготский) Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом. "Все дело в том, что мышление и аффект представляют части единого целого - человеческого сознания". Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их отношение к целому и его единству" Существует связь между аффектом и интеллектом. "Всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта" (4; 251). Развитие мышления и эмоций берет начало из единого корня - аффективного действия младенца. Дальнейшее развитие аффекта идет: 1/ по пути дифференциации эмоциональной сферы сознания, с последующей дифференциацией в рамках самой этой сферы; 2/ в направлении изменения характерадинамических процессов. И то, и другое напрямую связано с развитием мышления.

1) Наряду с влиянием мышления на аффект существует обратное влияние аффекта на мышление. Это проявляется, в частности, в том, что: 1/ "во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее"; 2/ сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания. По Выготскому, отношение мысли к слову есть живой процесс, "движение через целый ряд внутренних планов".

2) В патологии (например, при шизофрении), как правило, имеет место не столько повреждение собственно интеллектуальных или эмоциональных аспектов сознания, сколько патологическое изменение их соотношения.

3) Выготский выдвигает принцип активного участия эмоций в общем развитии сознания. Аффект не только оказывает влияние на развитие мышления и поведения ребенка, он является мощным стимулом, побуждающим ребенка к поиску "обходных путей развития" в случае наличия врожденного дефекта.

4) Важную роль в развитии эмоциональной сферы человека играет деятельность. Деятельность может оказывать влияние опосредованно (в деятельности развивается в первую очередь мышление, что в свою очередь вызывает изменения в аффективной сфере) и непосредственно, как это происходит, например, в игровой деятельности ребенка.

5) Развитие аффективной сферы подчиняется той же логике, что и развитие других психических функций. Развитие эмоций идет в направлении осознания.

6) "Всякая эмоция есть функция личности".

(Леонтьев) Понятие «Образа мира».Всякая вещь первично положена объективно – в объективных связях предметного мира; что она – вторично – полагает себя также и в субъективности, чувственности человека, и в человеческом сознании (в своих идеальных формах). В психологии проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности. Что, иначе говоря, психология образа (восприятия) есть конкретно- научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира – мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают; это – знание также о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире. Мы действительно строим, но не Мир, а Образ, активно "вычерпывая" его, как я обычно говорю, из объективной реальности. Процесс восприятия и есть процесс, средство этого "вычерпывания", причем главное состоит не в том, как, с помощью каких средств протекает этот процесс, а в том, что получается в результате этого процесса. Я отвечаю: образ объективного мира, объективной реальности. Образ более адекватный или менее адекватный, 'более полный или менее полный... иногда даже ложный...

Всякое актуальное воздействие вписывается в образ мира, т е. в некоторое "целое.

Когда я говорю о том, что всякое актуальное, т. е. сейчас воздействующее на перцептирующие системы, свойство "вписывается" в образ мира, то это не пустое, а очень содержательное положение; это значит, что:

(1) граница предмета устанавливается на предмете, т. е. отделение его происходит не на чувствилище, а на пересечениях зрительных осей. Поэтому при использовании зонда происходит сдвиг чувствилища (При ощупывании зондом некоего объекта чувствилище перемещается с руки на кончик зонда. Чувствительность там... Я могу перестать ощупывать зондом этот предмет чуть-чуть продвинуть руку по зонду. И тогда чувствилище возвращается на пальцы, а кончик зонда теряет свою чувствительность.) Это значит, что не существует объективации ощущений, восприятий! За критикой "объективации", т. е. отнесения вторичных признаков к реальному миру, лежит критика субъективно-идеалистических концепций. Иначе говоря, я стою на том, что не восприятие полагает себя в предмете, а предмет – через деятельность – полагает себя в образе. Восприятие и есть его "субъективное полагание". (Полагание для субъекта!);

(2) вписывание в образ мира выражает также то, что предмет не складывается из "сторон"; он выступает для нас как единое непрерывное: прерывность есть лишь его момент ("Эффект туннеля": когда нечто прерывает свое движение и, как следствие своего воздействия, оно не прерывает своего бытия для меня). Возникает явление "ядра" предмета. Это явление и выражает предметность восприятия. Процессы восприятия подчиняются этому ядру. Психологическое доказательство: а) в гениальном наблюдении Г. Гельмгольца: "не все, что дано в ощущении, входит в "образ представления" (равносильно падению субъективного идеализма в стиле Иоганнеса Мюллера); б) в явлении прибавок к псевдоскопическому образу (я вижу грани, идущие от подвешенной в пространстве плоскости) и в опытах с инверсией, с адаптацией к оптически искаженному миру.

У человека мир приобретает в образе пятое квазиизмерение. Оно ни в коем случае не есть субъективно приписываемое миру! Это переход через чувственность за границы чувственности, через сенсорные модальности к амодальному миру. Предметный мир выступает в значении, т. е. картина, мира наполняется значениями.

Углубление познания требует снятия модальностей и состоит в таком снятии, поэтому наука не говорит языком модальностей, этот язык в ней изгоняется. В картину мира входят невидимые свойства предметов: а) амодальные – открываемые промышленностью, экспериментом, мышлением; б) "сверхчувственные" – функциональные свойства, качества, такие, как "стоимость", которые в субстрате объекта не содержатся. Они-то и представлены в значениях!

Здесь особенно важно подчеркнуть, что природа значения не только не в теле знака, но и не в формальных знаковых операциях, не в операциях значения. Она – во всей совокупности человеческой практики, которая в своих идеализированных формах входит в картину мира.

Иначе это можно сказать так: знания, мышление не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, прибавляясь к чувственности. (Знания входят, наука – нет!]

24. Определение, виды, свойства сенсорных процессов. Пороги чувствительности: виды, примеры методов измерения. Прямое и косвенное измерение и шкалирование ощущений. Понятие психофизического закона (Г.Фехнер, С.Стивенс). Основные положения и понятия современной психофизики.

Ощущение – психическое отражение изолированных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Возникновение ощущений связано с особыми физиологическими процессами, участвующими в приеме и первичном преобразовании воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды организма. Эти устройства получили название анализатора.

Классификации ощущений: по модальности, генетическая. Классификации рецепторов: по модальности, по виду энергии Х.Хэд, Ч.Шеррингтон.

По модальности: изначально 5 чувств, затем список пополнялся. Каждый анализатор состоит из трех частей: переферического отдела (рецептора), где происходит перекодировка физического воздействия в нервные импульсы, афферентных (проводящих) нервных путей,по которым информация, закодированная в виде нервных импульсов передается в центральную нервную систему и центра анализатора - корковых проекционных зон. В результате переработки информации в корковом отделе анализатора и возникают ощущения. Обратный сигнал, который реализует реакцию организма на стимул, проходит по эфферентным (выносящим) нервным путям.

По виду энергии (Вундт): механорецепторы - располо­женных на периферии рецепторов, проводящих путей и корковых проекционных зон. Хеморецепторы – чувствительность к химическим веществам. Фоторецепторы – энергия света.

Генетическая (Х.Хэд): эпикритическая и протопатическая чув­ствительность. Более молодая и совершенная эпикритическая чувстви­тельность позволяет точно локализовать объект в пространстве. Протопатическая более древняя – отражает субъективные процессы.

По Ч.Шеррингтонуощущения принято разделять на контактные (раздражитель сам действует на воспринимающий орган и посредник, доставляющий информацию, не требуется) и дистантные (необходим особый агент, доводящий информацию до сенсорной поверхности). Контактными ощущения являются вкусовые, обонятельные, кожные, кинестетические (ощущения положения отдельных частей тела) и органические (голод, жажда и т.п.), дистантными – слуховые и зрительные ощущения. Шеррингтон предложил классифицировать ощущения по расположению соответствующих им рецепторов (по рецептивным полям). В этом случае они различаются на интерорецептивные ощущения (от рецепторов, расположенных во внутренних органах), проприорецептивные (от рецепторов, расположенных в мышцах, связках и сухожилиях) и экстерорецептивные (от рецепторов, расположенных на наружной поверхности организма).

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии адекватных физических раздражителей на органы чувств.

Все теории делятся на 2 группы: 1. Объективно-ориентированные. 2. Субъективно-ориентированные. Эти подходы различаются по двум основным критериям – 1. по степени участия субъекта и объекта окружающего мира в качестве основного детерминанта процесса восприятия. Основная роль в восприятии принадлежит объектам, воздействующим на органы чувств. Есть субъективные детерминанты: потребности, эмоции, установки, познавательный процесс, мотивация. Влияние установок человека на восприятие. Пример Бодалёва: 2 группы испытуемых. Им показывали портрет одного и того же человека, одним говорили, что это преступник и просили описать, другим – что герой. Преступника описывали как массивного, зверюгу; героя – волевое лицо, губы сжаты, гордый. Грегори: восприятие астрономами планеты Сатурн. Сначала как шар с ореолами. Затем окружает кольцо: как понял, сразу увидел. Знания людей о строении Сатурна оказывает влияние на восприятие этой планеты. 2. Различаются по основному содержанию процесса восприятия. Восприятие – непосредственное чувственное отражение окружающего мира. Отражение указывает на существование определённого соответствия между объективными свойствами внешних воздействий и субъективными свойствами их образов. Процесс представления имеющихся у субъекта знаний об окружающем мире идёт в процесс его восприятия. Образ восприятия всегда осмысленный.

Психофизика. Каждое ощущение независимо от его принадлежности к определенной сенсорной системе, например, зрению, слуху, осязанию и т.д., обладает свойствами интенсивности, длительности и пространственной локализации. Проблеме измерения соотношения объективной и субъективной интенсивности стимула посвящен раздел психологии – психофизика. Исследования по психофизике установили прежде всего, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций окружающих нас тел, не видим невооруженным глазом множества постоянно вокруг нас происходящих микроскопических изменений. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Основатель – Фехнер (1860 г. «Элементы психофизики»).

Фехнер: Для измерения энергии возбужденного тела предложено было измерение величины интеллектуального воздействия на них стимулов, предположили, что между ними есть линейная связь. Пришёл к положению: человек не обладает способностью измерять свои ощущения прямо и непосредственно. Её можно создать, опираясь на способности человека: каждый человек может сказать, испытывает ли он ощущения в данный момент и какие меньше испытывает.

Пороги ощущений:

1) нижний абсолютный порог – это тип величины интенсивности стимула впервые вызывающего ощущения. Минимальная интенсивность раздражителя, при котором возникает соответствующее ощущение . Нижний абсолютный порог различен для каждой модальности, зависим от свойств анализатора и психологического состояния человека. Приемы установления значений: постепенно увеличивать интенсивность стимула до возникновения ощущений. Постепенно уменьшать интенсивность до исчезновения. Вычислить среднюю интенсивность раздражителя в ответ на который в 50% случаев фиксируется наличие ощущения.

2) Абсолютный верхний порог ощущения – тип величины интенсивности стимула, при котором впервые возникает изменение модальности ощущения. Максимальная интенсивность раздражителя, при котором ощущение теряет свою модальную специфичность (часто переходя в боль)

3) разностный (дифференциальный) порог – это минимальная величина изменения в интенсивности двух стимулов, впервые воспринимается, как едва заметное различие. Минимальное различие в интенсивности двух раздражителей, при котором возникают отличные друг от друга ощущения 4) относительный РП – это отношение РП к эталонному стимулу, относительно которого РП изменяется. 2 вида чувствительности: абсолютная чувствительность – величина, обратная АНП; разностная чувствительность, величина обратная РП. Измерение дифференциального порога важно для решения широкого круга практических задач. Пример, насколько автомобилист может превысить допустимую скорость, чтобы его нарушение визуально не было замечено регулировщиком движения?

Ошибки пропуска – слабое ощущение присутствует в сознании субъекта, но он не обнаруживает его и не дает реакции.

Ложные тревоги – субъект реагирует на ощущение, которого объективно нет.

В качестве единицы измерения ощущения он предлагал использовать едва заметное различие в ощущении. Едва заметное различие в ощущении – ЕЗР – субъективные различия, которые возникают при предъявлении этих двух стимулов, разделяются на величину разности порога. Использование ЕЗР в качестве единицы измерения интенсивности ощущения можно, если они равны между собой. Основной постулат: все ЕЗР, вызываемые двумя стимулами любой интенсивности, которые различаются на величину разностного порога равны между собой. Веберпоставил перед собой цель установить величину едва заметного раздражителя,т.е. наименьшего различия между двумя физическими раздражителями, которое может определить человек. Он экспериментировал со способностью различения веса. Он установил, что различительная способность зависит не от абсолютной, а от относительной величины изменения. Так, испытуемому казались разными грузы 40г и 41г, но грузы 80г и 81г казались равными. Вебер установил, что величина едва заметного различия составляет 1/40 от первоначального веса и является константой.

Э. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установленным Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной:

Дельта J/ J=К, где

J - обозначает раздражение (интенсивность стимула), дельта J – прирост стимула, К – постоянная величина, зависящая от рецептора (модальности).

Дальнейшие исследования показали, что закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки перестает быть постоянной. При приближении к пороговым величинам в закон должна быть внесена поправка, отражающая величину ощущения от деятельности самой системы (например, биение сердца в слуховой модальности или собственного свечения сетчатки в зрительной модальности). В окончательном виде закон имеет следующий вид:

Дельта J/ J + Р=К, где Р – поправка на «шум» работы сенсорной системы.

Эмпирический факт несовпадения объективной шкалы изменения раздражителя и субъективной шкалы изменения ощущения был описан основным психофизическим законом Фехнера и впоследствии модифицированный Стивенсом. Фехнер пришёл к выводу, что изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя.То есть, когда раздражитель растет в геометрической прогрессии (увеличивается в N раз), ощущение вырастает лишь в арифметической прогрессии (увеличивается на N раз).

Основной психофизический закон Фехнера выражается формулой:

R= C (lg I – lg I0), где R – интенсивность ощущения, I – интенсивность действующего стимула, I0 – интенсивность стимула, соответствующая нижнему абсолютному порогу, а С – константа Вебера-Бугера, специфическая для каждой модальности.

При введении этого закона, Фехнер исходил из невозможности непосредственной оценки испытуемым интенсивности возникающего у него ощущения. Поэтому в формуле единицами выступают физические величины.

Фехнер рассуждал следующим образом. Мы не можем измерить ощущение. Мы можем только удо­стоверить, есть ли ощущение, больше, меньше или равно данное ощущение другому. Но поскольку мы можем измерять стимулы, мы можем измерить и минимальный стимул, необходимый для вызова ощущения или для того, чтобы минимально усилить или минимально ослабить имеющееся в наличии ощущение. Поступая таким образом, мы измеряем чувствительность как величину, обратную порогу. Фехнер ввел понятие об абсолютной и различитель­ной (или дифференциальной, или разностной) чувствительности: абсолютная чувствительность изме­ряется абсолютным порогом, т.е. минимальной ин­тенсивностью раздражения, вызывающей ощущение, различительная чувствительность измеряется разност­ным порогом, т.е. минимальным приростом интен­сивности раздражения, вызывающим усиление или ослабление ощущения, по отношению к исходной интенсивности раздражения.

Косвенные измерения:

1. Метод границ(едва заметных различий, ми­нимальных изменений или серийного исследования). Это самый прямой метод определения порога. При определении разностного порога экспериментатор изменяет сравниваемый стимул малыми шагами в восходящих и нисходящих рядах. Испытуемый при каждом изменении стимула должен сказать меньше,
равен или больше переменный стимул по сравне­нию со стандартным. В результате эксперимента оп­ределяются значения переменного стимула, соответ­ствующие смене категории ответа. При определении абсолютного порога стандартный стимул не предъяв­ляется и задача испытуемого состоит в том, чтобы отвечать, обнаруживает он стимул или нет.

Ошибкой привыканияявляется тенденция сохра­нять ответ "да" в нисходящих рядах или ответ "нет" в восходящих рядах. Ошибка предвосхищения(или ожи­дания) имеет противоположный характер. Она свя­зана с ожиданием перемены и, таким образом, сме­ной ответа "да" на ответ "нет" в нисходящем ряду и "нет" на "да" - в восходящем. Основная цель чередо­вания нисходящих и восходящих рядов — сбаланси­ровать любую из постоянных ошибок, если они воз­никают. Совпадение значений на шкале стимулов в восходящих и нисходящих рядах указывает на при­выкание, а их расхождение — на предвосхищение (ожидание).

2.Метод установки(средней ошибки, воспро­изведения или метод подравнивания). При опреде­лении разностного порога испытуемый, как правило, сам подстраивает сравниваемый стимул, кото­рый может непрерывно изменяться, к стандарту, т.е.
устанавливает такое значение переменного стиму­ла, при котором он кажется равным стандарту. Эта процедура повторяется несколько раз, а затем вы­числяется среднее значение и вариабельность уста­новок испытуемого. Среднее значений подравнива­ний (установок) является прямым показателем точ­ки субъективного равенства, а вариабельность под­равниваний, допускаемая испытуемым, может быть использована для вычисления разностного порога. При определении абсолютного порога испытуемый
неоднократно устанавливает такое значение перемен­ного стимула, которое по его мнению является са­мым низким среди обнаруживаемых им стимулов.

Среднее этих установок принимается за абсолютный порог.

3. Метод постоянных раздражителей(метод ис­тинных и ложных случаев или метод частот). В этом методе используется несколько постоянных дискрет­ных значений сравниваемого стимула. При опреде­лении разностного порога каждое из них сравнива­ется со стандартным стимулом много раз. Для каж­дого из значений сравниваемого стимула подсчитывается относительная частота разных ответов, напри­мер, ответов "меньше" и "больше". Если в опыте ис­пользуются только две категории ответов, то испы­туемый будет давать правильный ответ в половине случаев даже при одном только угадывании. Поэто­му его разностный порог определяется как прира­щение или уменьшение величины сравниваемого стимула относительно стандартного, правильно оце­ниваемое им в 75% проб, т.е. посредине между 50% (случайная удача) и 100%. Это значение, соответ­ствующее 75%, определяется интерполяцией или каким-либо другим из нескольких возможных ста­тистических методов. Когда добавляется третья кате­гория ответов типа "равно", "сомнительно" и тому подобное, метод постоянных раздражителей стано­вится очень похож на метод границ. Метод постоян­ных раздражителей может быть использован также для измерения абсолютного порога. В этом случае стандартный раздражитель не применяется, а за аб­солютный порог принимают такое значение срав­ниваемого стимула, который вызывает равное чис­ло ответов "да" и "нет"

В 1941г Стивенсвыдвинул идею о возможности прямой оценки человеком своих ощущений. Он модифицировал соотношение Вебера-Брунера, заменив в нем отношение физической величины едва заметного изменения стимула к физической интенсивности исходного стимула на отношение субъективного переживания едва заметного изменения стимула к субъективному переживанию интенсивности исходного стимула. Это означает, что ощущение едва заметного изменения относится к исходному ощущению с постоянной величиной. То есть, когда мы ощущаем слабый стимул, то достаточно небольшого изменения, чтобы мы могли уловить различие, а если мы переживаем сильное ощущение, то нам требуется значительная «добавка» для того, чтобы зафиксировать в сознании факт изменения ощущения.

Степенной характер психофизического закона:

R= C(I – I0)n

Показатель n степенной функции Стивенса различен для разных модальностей ощущения. Например, он варьируется от 0,3 для громкости звука до 3,5 для электрического удара. В настоящее время версии психофизического закона Фехнера и Стивенса рассматриваются как дополняющие друг друга.

Разработал 4 метода прямого измерения ощущений, заключающихся в сравнении испытуемых интенсивности двух ощущений вызванных стимулом. Эталонное ощущение – единица измерение любого другого ощущения. Переменное ощущение – вызываемая переменная стимулом, по своей интенсивности может варьироваться. Измерение переменного ощущения в единицах измерения эталонного ощущения. 4 метода прямого измерения: 1) метод оценки отношений. Испытуемому предлагается оценить, во сколько раз переменное ощущение больше или меньше эталонного. 2) метод установления отношений. Испытуемому предлагается подобрать переменное ощущение, которое было бы больше или меньше эталонного в определенное количество раз. 3) метод оценки величины. Испытуемому предлагается оценить величину переменного ощущения в единицах величины эталонного. 4) метод установления величины. Испытуемому предлагается подобрать так величину переменного ощущения, которое бы соответствовало определенному числу единиц эталонного. 22 сенсорных качества, которые соотносятся к 10 различным модальным ощущениям.

Шкала порядка указывает только порядок явле­ний по степени выраженности того или иного при­знака. Самый длинный, тяжелый и тем­ный обозначается номером один, следующий за ним по порядку — два, следующий за вторым — три и т. д. В результате этой процедуры мы получим шкалы порядка.

Недостаток шкал порядка состоит в том, что они ничего не говорят нам о расстояниях, разделя­ющих разные точки на шкале. Измеряя силу ощущения по шкале порядка, получить которую намного легче, чем другие шка­лы, мы не можем ожидать, что эта шкала даст нам возможность сказать, насколько одно ощущение сильнее другого.

Шкала, применяемая на всех обычных термомет­рах, является шкалой интервалов независимо от того, выражена ли она в градусах по Фаренгейту или по Цельсию. Шкала имеет постоянный интервал.

Шкалы отношений встречаются во всех облас­тях науки, они представляют и самые простые изме­рения, и наиболее изощренные. Общие измерения длины, веса, электрического сопротивления, ско­рости и плотности осуществляются по шкале отно­шений. Существование равных единиц и действительной нулевой точки де­лает возможным сравнение отношений.

Можно ли шкалировать ощущения? Да, если возможны "ощущаемые отношения". Что подразуме­вается под этим и как мы переходим от ощущений к шкале отношений?

Существует несколько способов шкалирования, главными среди них являются фракционирование, оцен­ка отношения и оценка величины.Иногда все три ме­тода дают приблизительно одни и те же результаты, и тем самым подтверждают друг друга.

При методе фракционированияиспытуемому предъявляется эталон (стандарт) определенной ин­тенсивности, который он должен сравнить с рядом слабых стимулов, пытаясь выбрать один, который, как ему кажется, составляет простое отношение (дробь) с эталоном (обычно равен половине этало­на). Допустим, что строится шкала отношений для громкости звука. Испытуемому предъявляют тон по­стоянной интенсивности и предлагают подобрать более тихий тон так, чтобы его громкость была рав­на половине громкости эталона. Эта процедура по­вторяется на разных уровнях интенсивности в ши­роком диапазоне. Установки испытуемого представ­ляют собой большое число интервалов, каждый из которых оценивается как отношение 1:2. С их помо­щью можно построить шкалу. Это будет шкала отно­шений, которая содержит истинный нуль.

Какой вид будет иметь такая шкала, если ее по­местить вдоль шкалы физической интенсивности? Ответ можно получить, рассмотрев рис.1. Громкость - мера силы звукового ощущения, представлена в зависимости от интенсивности стимула в децибелах (см. подпись к рис. 1). Увеличение оценки громкости по мере увеличения интенсивности стимула изобра­жено сплошной линией, названной "шкалой сонов". Сон - единицы громкости. Один сон — громкость тона, частота которого равна 1000 Гц, а интенсив­ность — 40 децибелам над абсолютным порогом. Два сона равны удвоенной громкости, три сона - утро­енной громкости и т. д. Крутой участок кривой озна­чает, что при высоких интенсивностях звука гром­кость возрастает быстрее. По определению, один сон получают при тоне 40 децибел. Видно, что 2 сона имеют место при тоне 55, 7 сонов — при 60, 13 со­нов - при 70, 25 сонов - при 80, 50 сонов — при 90 децибелах над абсолютным порогом. При низких уров­нях интенсивности звука мы должны сильно про­двинуться по нашей логарифмической шкале физи­ческой энергии, чтобы получить незначительное возрастание громкости, но при высоких интенсив­ностях сравнительно небольшое увеличение энергии ведет к громадному изменению громкости. Указан­ные выше соотношения получены эмпирически в результате тщательных экспериментов. Для упроще­ния расчетов громкости было принято международ­ное соглашение о том, что увеличение интенсивно­сти на 10 децибел удваивает громкость. Итак, гром­кость звука, интенсивность которого равна 40 деци­бел, составляет 1 сон; 50 децибел - 2; 60 децибел -4; 70 децибел - 8 и т. д.

Прерывистая линия (рис. 1), названная "шкалой децибел", показывает, как увеличилась бы громкость, если бы выполнялся закон Фехнера, так как на го­ризонтальной оси отложены логарифмические еди­ницы — децибел тоже является логарифмической единицей — интенсивность ощущения должна быть связана с ней линейно. Ясно видно большое расхож­дение между предсказаниями закона Фехнера и ре­зультатами измерений по методу фракционирования.

Второй метод - оценка отношения- связан с методом фракционирования и поэтому может слу­жить проверкой для него. Метод оценки отношения состоит в том, что испытуемому предъявляют два различных по интенсивности стимула и просят оце­нить кажущееся отношение между ними, например, составляет ли слабый звук по громкости '/2, '/5, 4/s или какую-либо другую часть сильного звука. Такие субъективные оценки возможны, если они не очень затруднительны. В действительности испытуемые вна­чале не очень уверены в правильности оценок, но скоро приобретают способность быстро оценивать отношения, и точность оценок показывает, что они могут служить ценным дополнением к методу фрак­ционирования.

Частным случаем метода оценки отношения яв­ляется метод постоянной суммы. Два стимула, раз­личные по интенсивности (или по другой характе­ристике), предъявляются одновременно или непос­редственно один за другим, и наблюдатель должен оценить каждый в процентах от их суммы. Так, два расположенных рядом световых пятна сначала, ког­да их яркости кажутся различными, могут быть оце­нены как 70 и 30, а затем, по окончании уравнива­ния, как 50 и 50. Очевидно, что метод постоянной суммы есть метод оценки отношения, где оценки даются в процентах. Сказать, что два "слагаемых" в сумме составляют 100, — не значит скрыть существу­ющие между ними отношения (7:3; 1:1).

В методе оценки величиныиспользуется более пря­мая процедура. Предположим, что мы хотим полу­чить прямые оценки величины громкости и тем самым проверить результаты, полученные с помощью метода оценки отношения. Сначала мы предъявляем тон умеренной громкости, например, равный 80 де­цибелам, и сообщаем наблюдателю, что эта гром­кость является эталоном и должна быть оценена, на­пример, 10 единицами (модуль). Испытуемый дол­жен численно оценивать относительную громкость всех последующих предъявляемых тонов, причем более слабым тонам должны быть приписаны числа меньше 10, а более громким — больше 10. Если пере­менный тон в четыре раза громче эталона, ему при­писывается 40, если он кажется вдвое слабее этало­на, ему приписывается 5 и т.д. Экспериментатор не накладывает никаких ограничений на пределы оце­нок на обоих концах шкалы. Затем в случайном по­рядке испытуемому предъявляют большой ряд ин-тенсивностей, выбранных заранее.

Динамика изменения ощущения не сводится исключительно к действию психофизических законов. Важную роль играют такие механизмы изменения чувствительности, как адаптация, сенсибилизация, явления контраста и синестезии. Адаптация – это

Наши рекомендации