Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы. Опасности впадения в нетоманию подвержены также люи с осложненными психическими реакциями, с подавленным настроением
Опасности впадения в нетоманию подвержены также люи с осложненными психическими реакциями, с подавленным настроением. Речь идет не о депрессии: ее на момент ухода в Интернет у человека может и не быть, но непременно имеется какой-то изъян функционирования душевных и эмоциональных механизмов, нарушение психической и биохимической их сторон. В тех случаях, когда возникают тяжелые жизненные ситуации, которые никак не стимулируют интерес к повседневной деятельности и общению, человек и уходит в Интернет — где искусственные условия, свои, ирреальные правила игры, своя, игровая стимуляция уводят от реального мира, компенсируют недостающее в эмоциональной сфере, дают облегчение. Но чем больше отрыв от реальности, тем больше для человека опасность «съехать» с зоны эмоционального равновесия. Эмоциональная подавленность в процессе «лечения» Интернетом лишь усугубляется, и в итоге это неизбежно ведет к депрессивным последствиям.
Как в процессе лечения наркомании, дабы избавиться от пристрастия к наркотику, нужно прежде всего перестать его употреблять, так и тут, чтобы преодолеть депрессию, необходимо сначала «развести» человека и компьютер. Но удалить человека от компьютера, а компьютер от человека — сегодня трудновыполнимая задача, особенно если говорить не о конкретной ситуации, а о человечестве в целом.
Увлеченность человечества Интернетом столь велика, что можно всерьез утверждать: на наших глазах происходит процесс сращивания реального и виртуального миров в некий единый мир. Наблюдая и анализируя этот процесс, психологи считают, что необходимо, прежде всего, осознать опасности, подстерегающие постоянных пользователей Сети. Надо напоминать им, что Интернет при всех его необычайных возможностях, в принципе, — лишь огромное информационное поле, приложение к реальному миру, но не он сам. Любое смещение представлений об этом постулате грозит человеку бедой.
Проблематика общения в условиях виртуальной реальности, Интернета и прочих компьютерных «заморочек» сегодня столь актуальна, что к ней уже обращается художественная литература. Так, эта тема легко и органично легла в ткань прозы современного российского писателя В. Пелевина. Его герои любят играть с компьютером, погружаться в недра параллельных компьютерных миров. Персонажи его книги «Generation П»,
410____________ Раздел IV, Прикладная этика: проблемы и решения
к примеру, уже начинают создавать альтернативную квазиреальность и транслировать ее по телевидению, выдавая за подлинную. Компьютерными средствами они создают образы политиков, вкладывают им в уста нужные фразы, дергают их за электронные ниточки. Вместе с тем «интерактивность» (способность читателя или зрителя воздействовать на развитие действия) и «виртуальность» (одновременное существование множества реальностей, среди которых нет истинной) — это, как уже отмечалось, то, что объединяет компьютерное сознание с психоделическим. Компьютеры, как и наркотики, давно перестали быть достоянием радикальной культуры. Мода и музыка, кинематограф и другие визуальные искусства на всех своих этажах — элитарном, мещанском или массовом — давно взяли на вооружение компьютерные и психоделические идеи.
Сегодня мы имеем дело с глобальной тенденцией — современное информационное общество существует не в «реальности», а в пространствах средств массовой коммуникации. Паутина Интернета стала сама по себе средством изменения состояния сознания. Поэтому наркотики и компьютеры нельзя заклеймить как «иллюзию выхода» или «обманный выход», тем более что они и не претендуют на необманность и неиллюзорность. Виртуальность — это не искусственная реальность, а отсутствие деления реальностей на истинные и иллюзорные.
Уже вполне сложился миф об особой, постоянно длящейся кибернетической галлюцинации, в которую попадает человек, сосредоточенный на общении с компьютером. Это иная, виртуальная реальность, альтернативная по отношению к наличной и традиционной. Человек уходит туда и уже не хочет возвращаться к сомнительному удовольствию общения с реальным миром и людьми.
Ниже мы приводим «исповедь» одного нетомана: «В сетке человек свободен. В первую очередь — от себя. Он не имеет внешнего вида, не имеет личности. Он может нарисовать себя на белом листе — нарисовать себе пол, возраст, карьеру, прошлое, лицо, тело, характер... Он может примерить к себе любую роль... И сбросить ее, если ему не понравится. В любую секунду человек может перечеркнуть все и начать сначала. Жизнь, злая и суровая жизнь, которая не знает пощады, — вдруг дает человеку в сетке неограниченное количество шансов исправить свои ошибки, вернуться в этот мир в другом облике, прожить все сначала... В Интернете вы можете повернуть время назад. Вы можете
Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы____________________ Ш
родиться снова, не забывая ошибок из прошлой жизни! Вы можете войти в жизнь этого человека еще раз, в новом облике, новой личностью, и все будет еще во сто раз лучше, чем в первый раз. Вы будете понимать его с первого слова, и вы никогда не обидите его...
Вы спросите, а как же мораль? А у вас всегда есть оправдание. Ведь мы все большие! Мы же знаем, что на самом деле этого всего нет! Кто ■заставляет взрослого человека верить в виртуальные образы?
Моральная безнаказанность прекрасна. Врать, строить из себя не то, чем ты являешься на самом деле, описывать себя как хочешь, говорить не то, что думаешь, — все это в реальной жизни осуждается... А в виртуальной жизни это даже не обсуждается! .Каждый может врать сколько хочет, при этом оставляя за собой право так же верить или не верить другим сколько угодно.
Еще одна интересная деталь — контроль над ситуацией. Если она становится невыносимой, Интернет всегда предоставляет человеку»воз-можность более или менее элегантно уйти от разговора. Он может демонстративно «оборвать связь» или изобразить яростное желание продолжать беседу, но при этом устроить свое «выпадение» из сетки и отложить разговор до назначенного им момента.
Постепенно человек, который в Интернете проводит больше времени, чем в реальной жизни, начинает свои интернетные модели поведения переносить на реальную жизнь. В первую очередь свое отношение к ролевым играм. Люди, долго время играющие одну или даже несколько ролей, начинают делать это профессионально... У них хорошо получается убеждать людей в чем-то, чего нет на самом деле (раньше эти люди не могли даже убедить кого-то, что с ними стоит поговорить хоть раз). Со временем Интернет также приучает не стесняться вранья. Ведь и эту модель можно перенести на жизнь: «Никто тебя не заставлял верить».
Интернет — это мир, который мы сами себе придумали. Его на самом деле нет — каждый живет тем, что он сам в этом мире видит. Пройдет совсем немного времени, и вы начнете примерять к реальной жизни и эту теорию... Ведь мы и свой мир, и правила приличия, и правила морали придумали! Кто как хочет, так и живет. Один верит в Бога, другой — в лотерею... Один считает, что воровать — это плохо. Другой этим живет и плевал на нашу мораль.
Изменилось наше отношение к реальности. Реальность виртуальная стала для нас настолько реальной, что мы начали в ней жить. Мы там жили, нам там было хорошо, и мы начали там проводить больше времени, чем в обычной жизни. Мы там сформировались заново... Там сфор-
412 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
мировались другие люди... С другими моделями поведения и с другим устройством. А потом мы начали перетаскивать эту свою новую модель поведения и отношения к миру в реальную жизнь.
А вы для нас просто сумасшедшие. Мы думаем по-другому. Мы живем не так. Мы смотрим на вещи не так. Может быть, просто немного более честно? Может быть, мы просто встретили слишком много людей, которые ощутили свою свободу и сказали открыто, что они думают? Может, мы в результате признались себе в том, что и мы думаем не так, как нам велели. А потом, со временем, мы разучились этого стыдиться. Важен сам факт: постоянное проживание в Интернете изменяет личность человека.
А еще я хочу сказать,, что мне все равно иногда становится страшно. Страшно, что я вынужден жить в мире, в который я на самом деле уже не вписываюсь. Страшно оттого, что я больше люблю мир, которого вообще нет. Страшно оттого, что я уже и не отличаю, кто врет, а кто говорит правду. Иногда мне кажется, что все врут. А иногда не хочется общаться с реальными людьми вообще... Это, кажется, называется паранойя. Когда мне становится совсем худо, я ухожу в свой дурацкий виртуальный мир и закрываю за собой оконце».
Конечно, было бы абсолютно неверно говорить только об отрицательных сторонах виртуального мира, ничего не сказав о положительных. Так, положительное начало Интернета — способность связывать людей, устанавливать между ними необходимые контакты, как деловые, так и личностные (иногда Интернет играет роль брачного агентства, причем совершенно бескорыстного — случаи счастливых браков, заключенных благодаря Интернету, известны и многочисленны).
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что компьютер может способствовать гуманизации общества.
Высшее проявление реального гуманизма — это забота о лицах, страдающих физическими или психическими недостатками. В последние годы была проделана огромная работа по созданию различных специализированных видов информационной технологии, позволяющей в значительной степени компенсировать эти недостатки миллионам людей, страдающим потерей зрения, слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Все это дало им возможность работать, будучи привязанным к дому. Новые технологии предоставляют всем людям равные возможности в обретении полноценной среды обитания, деятельности и общения.
!_____________ Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы___________________ Ш
Наконец, следует иметь в виду, что негативным явлением, связанным с пользованием Интернета, можно успешно противостоять с помощью сетевого этикета (нэтикета).Это новая «отрасль» этикета, связанная с необходимостью и потребностью нравственной оценки бурно развивающихся интернет-технологий и разработки рекомендаций по их использованию. Появляется нэтикет на основе классической этики, принадлежит к разделу прикладной этики (наряду с биоэтикой, экологической, биомедицинской и другими этиками) и выступает как способ нормативной регуляции поведения и общения в Интернете: включает в себя запрет грубости, пропаганды наркотиков, насилия, размещения материалов порнографической, нацистской направленности. Правила нэтикета носят рекомендательный характер и не регламентируют конкретные меры наказания за тот или иной нравственный проступок. Внутренним гарантом пользователя Интернета, как и в этике вообще, выступает совесть, а внешним — общественное мнение. Все другие категории классической этики {добро и зло, долг и добродетель, совесть и честь, достоинство и благородство, справедливость и ответственность) сохраняют свою общечеловеческую значимость в Интернете, ориентируя пользователей на открытый диалог, толерантность и взаимоуважение.
Вместе с тем информационное сообщество, учитывая специфику совершенно новой сферы — Сети, обеспечивающей внедрение новых информационных и коммуникационных технологий, формирует и собственные принципы сетевой этики. Например, принцип личной свободы (иногда его называют принципом анархии), согласно которому каждый пользователь Интернета волен делать все, что ему будет угодно, если это не вредит другим членам общества и не ущемляет его интересов. Этот принцип вполне согласуется с «золотым правилом нравственности», сформулированным еще в древности. В качестве принципа сетевого этикета называют также принцип здорового консерватизма, предусматривающий бережное отношение сетевого сообщества к уже достигнутым знаниям, соблюдение требования преемственности. Наряду с этим указывается и на принцип самосохранения сетевого сообщества, которое должно беречь и защищать свою среду обитания — Сеть, обеспечивая ее устойчивость, адекватно используя механизмы обратной связи. Сетевой этикет налагает определенную ответственность на каждого члена сообщества, получающего и представляющего свою собственную информацию в Интернете.
414^___________ Раздел IV, Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 415
Сегодня необходим своеобразный Ренессанс гуманистических идеалов, необходимо найти разумный баланс между информационны ми технологиями и ценностями гуманизма, поскольку в обществе все явственнее ощущается потребность перехода от «количественного идеала» эпохи массового потребления к пониманию «качества жизни» как главной общечеловеческой ценности. Поэтому и встает вопрос о формировании новых подходов к понятию компьютерной цивилизации, ее целей и нравственно-ценностного содержания.