Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы. Опасности впадения в нетоманию подвержены также люи с ос­ложненными психическими реакциями, с подавленным настроени­ем

Опасности впадения в нетоманию подвержены также люи с ос­ложненными психическими реакциями, с подавленным настроени­ем. Речь идет не о депрессии: ее на момент ухода в Интернет у че­ловека может и не быть, но непременно имеется какой-то изъян функционирования душевных и эмоциональных механизмов, нару­шение психической и биохимической их сторон. В тех случаях, ког­да возникают тяжелые жизненные ситуации, которые никак не сти­мулируют интерес к повседневной деятельности и общению, человек и уходит в Интернет — где искусственные условия, свои, ирреаль­ные правила игры, своя, игровая стимуляция уводят от реального мира, компенсируют недостающее в эмоциональной сфере, дают об­легчение. Но чем больше отрыв от реальности, тем больше для че­ловека опасность «съехать» с зоны эмоционального равновесия. Эмоциональная подавленность в процессе «лечения» Интернетом лишь усугубляется, и в итоге это неизбежно ведет к депрессивным последствиям.

Как в процессе лечения наркомании, дабы избавиться от пристрастия к наркотику, нужно прежде всего перестать его употреблять, так и тут, чтобы преодолеть депрессию, необходимо сначала «развести» человека и компьютер. Но удалить человека от компьютера, а компьютер от че­ловека — сегодня трудновыполнимая задача, особенно если говорить не о конкретной ситуации, а о человечестве в целом.

Увлеченность человечества Интернетом столь велика, что можно всерьез утверждать: на наших глазах происходит процесс сращи­вания реального и виртуального миров в некий единый мир. На­блюдая и анализируя этот процесс, психологи считают, что необхо­димо, прежде всего, осознать опасности, подстерегающие постоянных пользователей Сети. Надо напоминать им, что Интернет при всех его необычайных возможностях, в принципе, — лишь огромное информационное поле, приложение к реальному миру, но не он сам. Любое смещение представлений об этом постулате грозит человеку бедой.

Проблематика общения в условиях виртуальной реальности, Интернета и прочих компьютерных «заморочек» сегодня столь актуальна, что к ней уже обращается художественная литература. Так, эта тема легко и орга­нично легла в ткань прозы современного российского писателя В. Пеле­вина. Его герои любят играть с компьютером, погружаться в недра па­раллельных компьютерных миров. Персонажи его книги «Generation П»,

410____________ Раздел IV, Прикладная этика: проблемы и решения

к примеру, уже начинают создавать альтернативную квазиреальность и транслировать ее по телевидению, выдавая за подлинную. Компьютер­ными средствами они создают образы политиков, вкладывают им в уста нужные фразы, дергают их за электронные ниточки. Вместе с тем «ин­терактивность» (способность читателя или зрителя воздействовать на развитие действия) и «виртуальность» (одновременное существование множества реальностей, среди которых нет истинной) — это, как уже отмечалось, то, что объединяет компьютерное сознание с психоделичес­ким. Компьютеры, как и наркотики, давно перестали быть достоянием радикальной культуры. Мода и музыка, кинематограф и другие визу­альные искусства на всех своих этажах — элитарном, мещанском или массовом — давно взяли на вооружение компьютерные и психодели­ческие идеи.

Сегодня мы имеем дело с глобальной тенденцией — современное информационное общество существует не в «реальности», а в про­странствах средств массовой коммуникации. Паутина Интернета стала сама по себе средством изменения состояния сознания. По­этому наркотики и компьютеры нельзя заклеймить как «иллюзию выхода» или «обманный выход», тем более что они и не претендуют на необманность и неиллюзорность. Виртуальность — это не ис­кусственная реальность, а отсутствие деления реальностей на истинные и иллюзорные.

Уже вполне сложился миф об особой, постоянно длящейся кибернети­ческой галлюцинации, в которую попадает человек, сосредоточенный на общении с компьютером. Это иная, виртуальная реальность, альтерна­тивная по отношению к наличной и традиционной. Человек уходит туда и уже не хочет возвращаться к сомнительному удовольствию общения с реальным миром и людьми.

Ниже мы приводим «исповедь» одного нетомана: «В сетке человек свободен. В первую очередь — от себя. Он не имеет внешнего вида, не имеет личности. Он может нарисовать себя на белом листе — нарисо­вать себе пол, возраст, карьеру, прошлое, лицо, тело, характер... Он мо­жет примерить к себе любую роль... И сбросить ее, если ему не понра­вится. В любую секунду человек может перечеркнуть все и начать сначала. Жизнь, злая и суровая жизнь, которая не знает пощады, — вдруг дает человеку в сетке неограниченное количество шансов испра­вить свои ошибки, вернуться в этот мир в другом облике, прожить все сначала... В Интернете вы можете повернуть время назад. Вы можете

Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы____________________ Ш

родиться снова, не забывая ошибок из прошлой жизни! Вы можете вой­ти в жизнь этого человека еще раз, в новом облике, новой личностью, и все будет еще во сто раз лучше, чем в первый раз. Вы будете понимать его с первого слова, и вы никогда не обидите его...

Вы спросите, а как же мораль? А у вас всегда есть оправдание. Ведь мы все большие! Мы же знаем, что на самом деле этого всего нет! Кто ■заставляет взрослого человека верить в виртуальные образы?

Моральная безнаказанность прекрасна. Врать, строить из себя не то, чем ты являешься на самом деле, описывать себя как хочешь, говорить не то, что думаешь, — все это в реальной жизни осуждается... А в вир­туальной жизни это даже не обсуждается! .Каждый может врать сколь­ко хочет, при этом оставляя за собой право так же верить или не верить другим сколько угодно.

Еще одна интересная деталь — контроль над ситуацией. Если она становится невыносимой, Интернет всегда предоставляет человеку»воз-можность более или менее элегантно уйти от разговора. Он может де­монстративно «оборвать связь» или изобразить яростное желание про­должать беседу, но при этом устроить свое «выпадение» из сетки и отложить разговор до назначенного им момента.

Постепенно человек, который в Интернете проводит больше времени, чем в реальной жизни, начинает свои интернетные модели поведения пе­реносить на реальную жизнь. В первую очередь свое отношение к роле­вым играм. Люди, долго время играющие одну или даже несколько ро­лей, начинают делать это профессионально... У них хорошо получается убеждать людей в чем-то, чего нет на самом деле (раньше эти люди не могли даже убедить кого-то, что с ними стоит поговорить хоть раз). Со временем Интернет также приучает не стесняться вранья. Ведь и эту модель можно перенести на жизнь: «Никто тебя не заставлял верить».

Интернет — это мир, который мы сами себе придумали. Его на са­мом деле нет — каждый живет тем, что он сам в этом мире видит. Прой­дет совсем немного времени, и вы начнете примерять к реальной жизни и эту теорию... Ведь мы и свой мир, и правила приличия, и правила морали придумали! Кто как хочет, так и живет. Один верит в Бога, другой — в лотерею... Один считает, что воровать — это плохо. Другой этим живет и плевал на нашу мораль.

Изменилось наше отношение к реальности. Реальность виртуальная стала для нас настолько реальной, что мы начали в ней жить. Мы там жили, нам там было хорошо, и мы начали там проводить больше време­ни, чем в обычной жизни. Мы там сформировались заново... Там сфор-

Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы. Опасности впадения в нетоманию подвержены также люи с ос­ложненными психическими реакциями, с подавленным настроени­ем - student2.ru 412 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

мировались другие люди... С другими моделями поведения и с другим устройством. А потом мы начали перетаскивать эту свою новую модель поведения и отношения к миру в реальную жизнь.

А вы для нас просто сумасшедшие. Мы думаем по-другому. Мы жи­вем не так. Мы смотрим на вещи не так. Может быть, просто немного более честно? Может быть, мы просто встретили слишком много людей, которые ощутили свою свободу и сказали открыто, что они думают? Может, мы в результате признались себе в том, что и мы думаем не так, как нам велели. А потом, со временем, мы разучились этого стыдиться. Важен сам факт: постоянное проживание в Интернете изменяет личность человека.

А еще я хочу сказать,, что мне все равно иногда становится страшно. Страшно, что я вынужден жить в мире, в который я на самом деле уже не вписываюсь. Страшно оттого, что я больше люблю мир, которого вообще нет. Страшно оттого, что я уже и не отличаю, кто врет, а кто говорит правду. Иногда мне кажется, что все врут. А иногда не хочется общаться с реальными людьми вообще... Это, кажется, называется пара­нойя. Когда мне становится совсем худо, я ухожу в свой дурацкий вир­туальный мир и закрываю за собой оконце».

Конечно, было бы абсолютно неверно говорить только об отрица­тельных сторонах виртуального мира, ничего не сказав о положи­тельных. Так, положительное начало Интернета — способность связывать людей, устанавливать между ними необходимые кон­такты, как деловые, так и личностные (иногда Интернет играет роль брачного агентства, причем совершенно бескорыстного — слу­чаи счастливых браков, заключенных благодаря Интернету, извест­ны и многочисленны).

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что компьютер может способствовать гуманизации общества.

Высшее проявление реального гуманизма — это забота о лицах, стра­дающих физическими или психическими недостатками. В последние годы была проделана огромная работа по созданию различных специ­ализированных видов информационной технологии, позволяющей в зна­чительной степени компенсировать эти недостатки миллионам людей, страдающим потерей зрения, слуха, заболеваниями опорно-двигатель­ного аппарата. Все это дало им возможность работать, будучи привя­занным к дому. Новые технологии предоставляют всем людям равные возможности в обретении полноценной среды обитания, деятельности и общения.

!_____________ Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы___________________ Ш

Наконец, следует иметь в виду, что негативным явлением, связан­ным с пользованием Интернета, можно успешно противостоять с по­мощью сетевого этикета (нэтикета).Это новая «отрасль» этикета, связанная с необходимостью и потребностью нравственной оценки бурно развивающихся интернет-технологий и разработки рекомен­даций по их использованию. Появляется нэтикет на основе клас­сической этики, принадлежит к разделу прикладной этики (наряду с биоэтикой, экологической, биомедицинской и другими этиками) и выступает как способ нормативной регуляции поведения и общения в Интернете: включает в себя запрет грубости, пропаганды наркоти­ков, насилия, размещения материалов порнографической, нацистской направленности. Правила нэтикета носят рекомендательный харак­тер и не регламентируют конкретные меры наказания за тот или иной нравственный проступок. Внутренним гарантом пользователя Интернета, как и в этике вообще, выступает совесть, а внешним — общественное мнение. Все другие категории классической этики {добро и зло, долг и добродетель, совесть и честь, достоинство и благородство, справедливость и ответственность) сохраняют свою общечеловеческую значимость в Интернете, ориентируя пользовате­лей на открытый диалог, толерантность и взаимоуважение.

Вместе с тем информационное сообщество, учитывая специфику совершенно новой сферы — Сети, обеспечивающей внедрение но­вых информационных и коммуникационных технологий, формиру­ет и собственные принципы сетевой этики. Например, принцип лич­ной свободы (иногда его называют принципом анархии), согласно которому каждый пользователь Интернета волен делать все, что ему будет угодно, если это не вредит другим членам общества и не ущемляет его интересов. Этот принцип вполне согласуется с «золо­тым правилом нравственности», сформулированным еще в древнос­ти. В качестве принципа сетевого этикета называют также принцип здорового консерватизма, предусматривающий бережное отноше­ние сетевого сообщества к уже достигнутым знаниям, соблюдение требования преемственности. Наряду с этим указывается и на принцип самосохранения сетевого сообщества, которое должно бе­речь и защищать свою среду обитания — Сеть, обеспечивая ее устой­чивость, адекватно используя механизмы обратной связи. Сетевой этикет налагает определенную ответственность на каждого члена сообщества, получающего и представляющего свою собственную информацию в Интернете.

Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы. Опасности впадения в нетоманию подвержены также люи с ос­ложненными психическими реакциями, с подавленным настроени­ем - student2.ru 414^___________ Раздел IV, Прикладная этика: проблемы и решения

Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 415



Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы. Опасности впадения в нетоманию подвержены также люи с ос­ложненными психическими реакциями, с подавленным настроени­ем - student2.ru Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы. Опасности впадения в нетоманию подвержены также люи с ос­ложненными психическими реакциями, с подавленным настроени­ем - student2.ru Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы. Опасности впадения в нетоманию подвержены также люи с ос­ложненными психическими реакциями, с подавленным настроени­ем - student2.ru Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы. Опасности впадения в нетоманию подвержены также люи с ос­ложненными психическими реакциями, с подавленным настроени­ем - student2.ru Сегодня необходим своеобразный Ренессанс гуманистических иде­алов, необходимо найти разумный баланс между информационны ми технологиями и ценностями гуманизма, поскольку в обществе все явственнее ощущается потребность перехода от «количествен­ного идеала» эпохи массового потребления к пониманию «качества жизни» как главной общечеловеческой ценности. Поэтому и встает вопрос о формировании новых подходов к понятию компьютерной цивилизации, ее целей и нравственно-ценностного содержания.

Наши рекомендации