Общее представление о тренинге
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВСЕРОССИЙСКИЙ Ордена «Знак Почета» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ
(ФГБУ ВНИИПО)
Психотехнологические методы в управлении сотрудниками оперативных подразделений ФПС ГПС МЧС России
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Москва – 2011 г.
УДК 614.84:15
Психотехнологические методы в управлении сотрудниками оперативных подразделений ФПС ГПС МЧС России:Метод. пособие.– М: ВНИИПО, 2011. – 138стр.
Авторский коллектив:д-р тех. наук А.В.Матюшин, д-р тех. наук А.А.Порошин, М.В.Шишков, Э.В.Лазарева, С.Н.Голубева, В.В.Еремина, О.С.Серегина (ФГБУ ВНИИПО МЧС России); Н.С.Баскакова (Главное управление МЧС России по г.Москве).
Пособие разработано на основе исследования применения психотехнологических методов (на примере тренингов) в управлении сотрудниками оперативных подразделений ФПС ГПС МЧС России. В пособии дан общий подход к внутриорганизационному обучению как важной составляющей эффективного управления. Описан тренинг как наиболее популярная модель квазипрофессионального обучения специалистов. Приведены теоретические и интерактивные компоненты тренинга. Разработан алгоритм составления программы тренинга на основе проектного подхода, даны общие рекомендации для психологов по организации и проведению тренингов, возможности их использования в рамках тематического плана психологической подготовки.
Представлены разработанные и адаптированные для подразделений ФПС ГПС МЧС России программы тренингов, направленные на повышение психологической готовности коллектива к действиям в экстремальной ситуации, формирование мотивации достижений, командообразование, с подробным описанием сценариев их проведения. В приложениях к программам представлен практический материал для работы.
Пособие предназначено для специалистов психологических служб территориальных подразделений МЧС России.
Рекомендовано ГУ ЦЭПП МЧС России для использования в деятельности психологов МЧС России по направлению психологической подготовки (письмо от 11.07.2011 №436исх).
ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2011
Содержание
стр.
Введение. 4
1. Общее представление о тренинге. 6
1.1. Понятие психологического тренинга. 6
1.2. Основные принципы проведения тренингов. 7
1.3. Общие задачи тренинга. 8
1.4. Компоненты тренинга. 9
2. Алгоритм подготовки психологических тренингов. 14
2.1. Проблема разработки концепции тренинга. 14
2.2. Постановка целей и задач. 17
2.3. Выбор методов. 19
2.4. Прогноз результатов. 20
2.5. Выделение блоков тренинговой программы и занятий на каждый блок. 20
2.6. Посттренинговая стадия. 22
2.7. Оценка эффективности проведенного тренинга. 23
3. Общие рекомендации по проведению тренингов. 26
3.1. Комплектование групп. 26
3.2. Требования к ведущему тренинга. 26
3.3. Продолжительность тренинга. 29
3.4. Учет групповой динамики. 29
3.5. Составление сценария тренинга. 30
3.6. Техническое оснащение. 31
4. Программы тренингов. 32
4.1. Общее представление о психологической готовности коллектива к действиям в экстремальных ситуациях, обоснование выбора тематики тренингового курса. 32
4.2. Тренинг повышения психологической готовности коллектива к действиям в экстремальной ситуации (для начальствующего состава) 35
4.3. Тренинг мотивации достижения. 62
4.4 Тренинг командообразования. 787
Заключение. 95
Приложение 1. Материалы к тренингу повышения психологической готовности коллектива 96
Приложение 2. Материалы к тренингу мотивации достижений……………………….114
Приложение 3. Материалы к тренингу командообразования. 122
Литература. 136
Введение
Эффективность деятельности сотрудников ФПС определяется в первую очередь состоянием кадрового потенциала. В экстремальных условиях сотрудникам приходится решать чрезвычайно сложные задачи, требующие от них отдачи физических, психологических и духовных сил. Они несут повышенную меру моральной ответственности и нуждаются в психологической устойчивости, самообладании и уверенности в квалифицированности принятия решений. Они должны уметь быстро мобилизоваться, эффективно доводить действия до необходимого результата, уметь восстанавливаться в ограниченные промежутки времени, регулировать свое психическое состояние и быть профессионально подготовленными к действиям в сложных условиях.
Одна из основных задач руководителей в системе МЧС – создание таких условий деятельности, при которых каждый член коллектива имеет возможность наращивать свой личностно-профессиональный потенциал, важной особенностью которого является устойчивость к неблагоприятным факторам, нередко носящим стрессовый, а иногда и экстремальный характер. Однако эффективное управление невозможно не только без соответствующей профессиональной подготовки, но и без психологической готовности как руководителей, так и подчиненных к выполнению своих функциональных обязанностей, что подразумевает налаженную систему коммуникации внутри подразделения, готовность работать в команде, нацеленность на достижение общего результата, личностное принятие каждым сотрудником целей и задач профессиональной деятельности и многое другое.
Таким образом, проблема управления тесно связана с одной стороны с организацией профессионального обучения сотрудников, а с другой – с поиском таких форм и методов обучения, которые бы позволили воздействовать не только на уровень профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников, но и на их психологическую готовность к деятельности (т.е. на готовность эти самые знания, умения и навыки применять в конкретных условиях службы, в определенном коллективе, под руководством своего начальника).
В целях профессионального становления сотрудников и повышения профессиональной квалификации, во многих подразделениях ФПС ведется внутриорганизационное обучение сотрудников. Но такие мероприятия зачастую носят разовый несистематический характер, что снижает их эффективность. В настоящее время отсутствует последовательность в использовании психолого-педагогических знаний руководителями подразделений ФПС в решении задач расстановки приоритетов в профессиональной подготовке специалистов к деятельности в экстремальных условиях. Управленческая деятельность по подготовке специалистов нуждается в новых подходах, высокоэффективных технологиях и рекомендациях по проблемам профессионального становления и развития специалистов. Вот почему перед руководством подразделений ФПС встает задача создания так называемой квазипрофессиональной обучающей системы, которая позволит использовать опыт, полученный в процессе обучения и профессиональной деятельности, в целях корректировки методов работы для решения реальных проблем и повышения эффективности служебной деятельности.
Квазипрофессиональный подход к обучению позволяет целенаправленно формировать и проводить диагностику профессиональных склонностей, интересов, возможностей, способностей, ценностных ориентаций, мотивации, субъективного опыта.. К квазипрофессиональным относятся прежде всего такие психотехнологии и формы обучения как деловые игры, тренинги и др., в которых сотрудники оперативных подразделений выходят за границы “вычерпывания” информации в рамках узкой темы занятия, а путем включения в моделируемые ситуации решают профессиональные задачи и вопросы социального взаимодействия [8]. Субъективное «проживание» (квази- от лат. quasi - псевдо, мнимый, ненастоящий) профессионального опыта способствует развитию у сотрудников не только познавательной активности, но и профессиональной мотивации, обеспечивает включение профессии в качестве культурного элемента личности сотрудника [28].
Квазипрофессиональная деятельность обязана своим появлением невозможности перенесения структур реальной профессиональной ситуации в стены аудитории или кабинета. Таким образом, с помощью обогащения образовательной среды в рамках служебной подготовки сотрудников оперативных подразделений новыми формами и способами квазипрофессиональной деятельности создается система условий, побуждающих сотрудника на активность в ситуации фрустрации, развитие межличностных отношений при совместной деятельности, и высокий уровень фактора мотивации достижения [10].
Интеграция компонентов формируемых компетенций (знаний, умений, навыков, личностных особенностей и т.д.) происходит на основе технологий и методов квазипрофессиональной деятельности, то есть непосредственно в процессе тренинговых программ, а также в ситуативном анализе тренингов, при проигрывании ситуаций в имитационных ролевых и деловых играх [10, 11]. О тренинге как наиболее популярном методе квазипрофессионального обучения и пойдет речь в данных рекомендациях.
Однако прежде чем перейти непосредственно к материалу о тренингах, хотелось бы дать краткие рекомендации по применению предложенных в пособии тренинговых программ в рамках психологической подготовки.
Применение тренинговых программ в рамках тематического плана психологической подготовки.
При наличии достаточного времени идеальным вариантом, конечно, является проведение всего цикла тренингов. Однако в жестких временных рамках служебной подготовки такая возможность часто отсутствует. В этом случае можно использовать отдельные блоки тренингов. Ниже приводятся рекомендации по применению отдельных тренингов цикла или их блоков в соответствии с тематикой плана психологической подготовки (Приложение №5 «Руководства по организации психологической подготовки в министерстве российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).
Разделы и темы занятия плана психологической подготовки | Тренинг или блок тренинга |
Раздел 1. Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля | |
1.2. Методы и приемы психологической саморегуляции в системе профилактики профессионального стресса. | Тренинг повышения психологической готовности…: день четвертый блок 5 (отработка навыков саморегуляции). При наличии времени можно включить также блоки 3-4 (работа со страхом). |
1.6. Методы и приемы развития памяти и внимания | Тренинг повышения психологической готовности…: дни 2-5 блок 2 (развитие психических процессов). |
Раздел 3. Элементы психологии управления | Все тренинги цикла. |
3.1. Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций. | Тренинг повышения психологической готовности…: день третий блок 4 (групповое обсуждение на тему «Проблемные ситуации»). |
3.2. Бесконфликтное общение. | Тренинг повышения психологической готовности…: день второй блок 3-4 (игра «Взаимодействие») – для системы «начальник-подчиненный»; день третий блок 3 (отработка навыко взаимодействия); день пятый блок 3-4 (игра «Совещание») – для системы «начальник-подчиненный» |
3.4. Управление мотивацией сотрудников и управление изменениями в организации | Тренинг мотивации. Тренинг повышения психологической готовности…: день пятый блок 3-4 (игра «Совещание» при выборе в качестве темы совещания вопросов, касающихся повышения мотивации или организационных изменений). |
3.5. Социально-психологический климат в коллективе. Профилактика и коррекция неблагоприятного социально-психологического климата. | Тренинг командообразования. Тренинг повышения психологической готовности…: день 1 блок 5 (повышение уровня доверия…). |
3.6. Стратегии адаптации нового сотрудника в коллективе. | Тренинг мотивации: день третий |
Общее представление о тренинге