Общее представление о памяти

Память человека - это психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания,сохраненияивоспроизведенияинформа-ции.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. В соответствии с современными представлениями нейрофизиологии и биохимии все явления памяти осуществляются либо путем изменения активности электрического возбуждения биопотенциалов соответствующих нейронов (кратковременная память), либо, при более длительных изменениях, на биохимическом уровне – в молекулах РНК и ДНК (долговременная память).Память, как и любая высшая психическая функция, связана с индивидуальными психическими свойствами личности. Кроме этого, существует взаимодействие мнемических процессов с такими индивидуальными качествами человека, как опыт, знания, навыки, умения. Связь эта двусторонняя, поскольку память, с одной стороны, зависит от этих качеств, с другой – сама способствует их дальнейшему развитию. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей.

У человека, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных:произвольная, логическаяи опосредствованная.

-Произвольнаясвязана с широким волевым контролем запоминания;

- логическая — с употреблением логики;

- опосредствованная.— с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Классификация памяти

Рассматривая вариации памяти, обычно говорят о видах, формах и типах памяти.

1) Классификация Тульвинга Э.:

·Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.

·Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.

·Эпизодическая память — память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (1972

·Семантическая память — память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов.

·Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью

·Топографическая память — способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

2) В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

·Мгновенная (иконическая) память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации.

·Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы.

·Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

·Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения.

·Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение.

3) В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую.

· У человека преобладающим является зрительное восприятие. Оно чрезвычайно важно для людей любых про­фессий, особенно для инженеров и художников.

·Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.

·Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

·Эмоциональная память - это память на переживания.

51. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИРазличают: образную память, смысловую (словесно-логическую), двигательную, эмоциональную, кратковременную и долговременную.1. Содержание образной памяти определяется существующими в сознании представлениями, которые отражают ранее воспринятые предметы и явления. Представления являются обобщенными образами объектов реальной действительности. Они могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, вкусовыми и двигательными. Наибольшее значение в жизни человека имеют зрительные, слуховые и двигательные представления, так как на их основе происходит ориентация в пространстве и осуществляется предметно-практическая деятельность.2. Смысловая память направлена на усвоение смыслового содержания слов. На деятельность этой памяти большое влияние оказывает мышление, которое позволяет человеку осуществлять логическую обработку усваиваемой информации, анализировать ее элементы, устанавливать связи между частями, обобщать и синтезировать приобретенные знания. Наряду со смысловой существует так называемая механическая память, которая имеет место в том случае, когда ученик не в состоянии понять учебный материал и запоминает его дословно.3. Эмоциональная память основана на способности человека помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались. Она оказывает большое влияние на все психические процессы и свойства личности, на ее поведение и деятельность4. Двигательная память обеспечивает усвоение и применение разнообразных движений, являющихся составной частью двигательных навыков и умений. От нее зависит успешное выполнение трудовой, спортивной, игровой и учебной деятельности. Признаком хорошей двигательной памяти является точность, меткость и ловкость движений человека.5. Кратковременная и долговременная память является показателем периода времени, в течение которого может функционировать любой вид памяти.

52. общая характеристика процессов памятиПамять — это процесс запоминания и вспоминания.Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса памяти:Первый процесс памяти — это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться.Второй процесс памяти — это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти.Третий процесс памяти — это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.Первоначальная форма запоминания — так называемое не преднамеренное или непроизвольное запоминание, т. е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, считанные без всякой учебной цели, и т. п., хотя не все они напоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.В первом процессе памяти от непроизвольного напоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой, определенную цель — запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминания представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели.Такой процесс памяти, как кодирование начинается уже на стадии сенсорной памяти, когда распознаются физические характеристики стимула. Далее он несколько углубляется во время передачи информации в кратковременную память, так как здесь происходит первая перегруппировка разных элементов запоминаемого. Однако основной процесс кодирования происходит на стадии долговременной памяти, так как именно здесь осуществляются анализ и идентификация различных характеристик информации.Архивизация, как процесс памяти, представляет собой накопление материала в памяти. Для долговременного хранения, как в архиве, требуется такая организация, которая позволяла бы не только классифицировать, но и быстро извлекать информацию. То, что человек запомнил, мозг хранит более или мене длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется, в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.О сохранении информации и ее видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти — узнаванию и воспроизведению.Эффективность извлечения информации тесно связана с тем, насколько хорошо организован материал в памяти. Действительно, информация всегда воспроизводится на основе той структуры, и составе, которой она запоминалась. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее чем узнавание. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это — активный волевой процесс памяти. Припоминания что-либо, мы как бы перебираем в памяти факты, связанные с предметом воспроизведения, но это действие носит иной характер, чем перебор информации, зафиксированной в запоминающем устройстве кибернетической машины. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации. Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное воспроизведение протекает без промежуточных ассоциаций (так воспроизводится, например, заученная таблица умножения). При опосредованном воспроизведении человек опирается на промежуточные ассоциации — слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Физиологической основой памяти является постепенное накопление и усложнение условно рефлекторных нервных связей в коре головного мозга. Первые условные рефлексы образуются у ребенка примерно в двухнедельном возрасте на базе пищевого раздражителя. К пяти месяцам жизни условнорефлекторные связи образуются уже при участии всех анализаторов, что и создает возможность возникновения процессов памяти.

Начальной формой памяти является узнавание ребенком окружающих лиц и предметов. Это обнаруживается во всем поведении ребенка: при виде знакомых предметов и лиц он улыбается и тянется к ним, при виде незнакомых, с которыми он встречается впервые,— настораживается.

К концу первого года жизни ребенок обнаруживает более сложную форму памяти — воспоминание о предметах, которые в данный момент непосредственно не воспринимаются. Большую роль в формировании способности воспоминания играет речь взрослых, когда они обращаются к ребенку с вопросами, разъясняют что-нибудь, рассказывают, читают ему детские книжки, требуют точного ответа и т. д., и речевое общение самого ребенка как со взрослыми, так и с другими детьми, которое связано с активным воспроизведением ребенком тех или других представлений.

В раннем детском возрасте воспоминание, как правило, является непреднамеренным и не требует сознательных усилий со стороны ребенка; он не обнаруживает стремлений к тому, чтобы запомнить что-либо. Способность преднамеренного запоминания начинает развиваться у детей примерно с трех-четырехлет-него возраста. Ее развитие связано с активным участием детей дошкольного возраста в играх, требующих запоминания каких-либо слов, предметов, действий и т.д.,

Значительная перестройка процессов памяти наблюдается у детей младшего школьного возраста. Составляя существенную часть учебных занятий, процессы памяти приобретают характер специальной, систематически и повседневно доводимой психической деятельности. Запоминание из непроизвольного процесса, каким оно было раньше, становится преднамеренным, превращаясь взаучивание учебного материала.

В среднем и старшем школьном возрасте постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память. Материалом, который запоминается, все в большей и большей степени становятся отвлеченные понятия, отражающие существенные связи между явлениями. Если раньше (особенно в младшем школьном возрасте) учебный материал, как правило, воспроизводился в той же словесной форме, в которой он заучивался, то теперь, при переходе к совершенному владению словесно-логической памятью, он, оставаясь по смыслу тем же самым, может быть воспроизведён учащимся не буквально, а своими словами, путем самостоятельного подбора наиболее удачных определений, примеров, доказательств и т. д.

Наши рекомендации