Возникновение и развитие психики в филогенезе
Почему возникла психика?
В ходе эволюции психика возникла потому, что она является лучшим средством приспособления животных к окружающей среде – в этом заключается адаптивная роль психики. По существу, такой ответ означает, что возникновение и развитие психики подчиняется действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно [2].
Развивая это представление, советский ученый А.Н. Северцов обратил внимание на два принципиально различных способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды:
- путем изменения строения и функционирования органов (общий у растений и животных);
- путем изменения поведения без изменения организма (имеет место только у животных, и связан с развитием психики);
Внутри второго (поведенческого или психического) способа приспособления А.Н. Северцов выделил два направления. Одно из них состояло в медленных изменениях наследуемых форм поведения – инстинктов. Другое направление состояло в развитии способности к индивидуальному научению или, по терминологии А.Н. Северцова, способности к «разумным действиям».
«Разумные действия» – это быстрые изменения поведения, своего рода «изобретения» новых способов поведения в ответ на быстрые изменения среды, перед лицом которых инстинкт оказывается беспомощным. Не передаются по наследству, т.к. очень пластичны и индивидуальны – передается лишь способность к ним. Последняя по мысли Северцова, и определяет высоту психической организации животного.
Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Усложнение форм поведения как раз и обусловлено ее развитием.
Значительно труднее вопрос как возникла психика?
Согласно предположению Леонтьева, толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов.
Вполне вероятно, что простейшие организмы существовали в гомогенном растворе питательных веществ, с которыми они были в непосредственном контакте. Для усвоения этих веществ им достаточно было раздражимости.
Следующий шаг мог состоять в том, что из-за изменения среды некоторые воздействия перестали быть витально значимыми сами по себе. Однако организм продолжал на них реагировать как на сигналы биотических воздействий. Это и означало появление чувствительности.
Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством, это нервная система. По мере ее усложнения шло развитие форм поведения (деятельности) и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.
Конечно, ни одно из ныне живущих животных, даже самой примитивной организации, не может рассматриваться как породитель более высокоорганизованных животных. Современная инфузория – такой же продукт длительной эволюции, как и современные высшие млекопитающие. Поэтому, выстраивая современных животных в некоторую последовательность мы не получим реального филогенетического ряда. Но главные тенденции развития психики этим методом могут быть выявлены.
В качестве таких основных тенденций отмечаются следующие:
- усложнение форм поведения (форм двигательной активности);
- совершенствование способности к индивидуальному научению;
- усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и фактор предыдущих тенденций).
Стадии развития психики
А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии развития психики(концепция Леонтьева – Фабри) [9]:
1. Стадия элементарной сенсорной психики (ЭСП). На этой стадии животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий.
Простейшие способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве: интересно поведение туфельки при столкновении с твердой преградой. Если столкновение происходит под углом, меньшим 90°, то животное останавливается, ощупывает поверхность ресничками, отплывает назад, меняет угол и плывет; если опять столкновение – опять меняет угол и так до тех пор пока не минует преграду. При встрече с мягкой поверхностью инфузория не отплывает, а наоборот прикладывается к ней возможно большей поверхностью тела.
У тех же простейших обнаружены элементарные свойства научения. Оно проявляется в основном в эффектах привыкания. Так, парамеции, заключенные в квадратный (треугольный) сосуд и привыкшие плавать вдоль его стенок, сохраняют некоторое время квадратную (треугольную) форму траектории и будучи перемещенными в круглый сосуд (опыты Ф. Бромштедта).
Простейшие способны также и к ассоциативному научению, т.е. к выработке условных реакций. В ряде опытов освещение части сосуда сопровождалось наказанием (удар тока). В результате животные, ранее безразличные к освещению, предпочитали безопасную часть сосуда даже при отсутствии отрицательных подкреплений. Самые простые формы поведения – это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения. Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблюдаются также и у некоторых видов с более сложной организацией. Например, насекомых летним вечером неудержимо влечет к зажженной лампе – это тоже проявление таксиса.
Стадия ЭСП характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений.
Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов – наследственно закрепленных, структурно и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.