Выберите здесь «себя» и найдите свое место
Выбрав из множества фигурок свое соответствие, человек размещает его в песочном поле и, при содействии психолога, может понять, что на современном этапе он собой представляет. Человек может сказать, что здесь нет ничего, с чем бы или с кем он себя соотнес. Ни одна фигурка на него не похожа. Возможно, такой человек мучается выбором и не может понять, что ему нужно. Возможно, такой человек стереотипен и не гибок или наполнен страхом разоблачения. «Меня здесь нет», говорит человек.
Значит, его действительно нет, он не чувствует себя, своей полезности или своей надобности, не осознает своего развития и самореализации. Такие люди ждут, когда их позовут и распорядятся ими. Они рады и счастливы быть при ком-то. Человек может выбрать себя в виде животного или ягоды, или корабля, или человека. С каким качеством он себя ассоциирует? Если выбрана фигурка животного, то, соответственно, этим человеком владеют животные инстинкты. Никто не может сказать, что он не человек, но что-то животное, находящееся внутри него, хочет выбраться на свободу. Возможно, под видом животного присутствует черта характера, являющаяся ведущей в принятии решения. Дикие животные могут быть необузданными страстями, а домашние — сильной зависимостью от кого-либо. Представленный в виде мультяшной фигурки, человек не адекватен реальности, возможно, инфантилен, в маске, или он вовлечен в ситуацию, где ему приходится притворяться маленьким и беззащитным, и он не может проявить свои истинные чувства. Возможно, такой человек играет определенную роль в социуме или выполняет поставленную ему программу, например, дома — хозяин, на работе — исполнитель. Возможно, этому человеку не хватает той черты характера, которая находится в животном, поставленным на поле: силы льва, власти медведя, прыткости белки, хитрости лисицы, могущества орла.
Спросите об этом у самого человека. Что является ведущим в его жизни — флагом, звездой, слоганом, девизом? Где он расположен:
Ш'ВыбеЬите здесь «себя * и найдите свое место 69
£.—-------------------------------------------------------------------
в центре, в прошлом, в будущем, в эмоциях, мечтах или действиях? Если человек ставит себя в виде светильника, ясно, что ему не хватает света, не электрического, а духовного. Если в поле выставлены плоды, то человеку хочется каких-то достижений. Если он ставит себя в виде какого-нибудь урода, это не значит, что он такой и есть, возможно, таким его хотят видеть близкие. Человеку важно познать себя, так как, познав себя, он познает весь мир. И хотя мир за бортом песочного поля гораздо больше, человек, так или иначе, связан со всем миром. Счастье — это и означает быть со всем миром, быть его частью или частью чего-либо еще.
МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ
Где лучшее место на песочном поле? Везде. Каждый участок дает информацию. Самым значимым считается центр. Слева прошлое, справа — будущее. Посередине — настоящее. Нижнее поле — действия и поступки, верхнее — мечты, фантазии, планы, средняя часть включает в себя эмоции. Где же человеку лучше? В мечтах или действиях? Всегда по-разному. Где актуальнее в данный момент, там он и находится. Все же лучшая позиция — сегодняшний день. Находясь в сегодняшнем дне, имея опыт прошлого и цели, желания в будущем, человек спокойно и с достоинством совершит то, что ему положено совершить. Что же ему положено совершить? На этот вопрос не ответит ни один психолог. Он может научить человека слушать себя самого. Слышать себя, быть созвучным с собой — это правило, которое даст ощущение правильности. Вместо «там хорошо, где нас нет», все явственнее стало звучать: «Хорошо там, где мы есть, где мы были. Прекрасно то, что мы видели. Нам нравится то, что мы слышим. То, что мы узнали, нам очень нужно». Что же делать, если это не то, что мы ожидали, если мы разочарованы или подавлены? Вот здесь и пригодится дополнительная информация. Расставьте фигурки на песочном поле, всмотритесь в них и послушайте себя. Где находятся просчеты? Что мы делаем для того, чтобы нам было плохо? Возможно, ваша депрессия — всего лишь перенастройка на другой уровень или на новый возраст. Может быть, это просто остановка для размышлений или переоценка ценностей. Если в природе наступила зима, мы знаем, что будет лето, и просто зимой живем немного по-другому, в соответствии с сезоном. В каждом возрасте свои радости, в каждой семье свои традиции, в каждой стране своя культура. Возьмем все самое лучшее. Солнца хватит на всех — и на человека и на травинку. Где же мое место под солнцем?
СОЗДАЙТЕ СЮЖЕТ БИТВЫ
Создание сюжета битвы поможет найти те «ветряные мельницы», С которыми сражается человек. Внутренние враги кромсают и мучают, притягивают врагов извне, да и энергии требуют и забирают столько, что не хватает на созидание. Поиск внутреннего врага — дело захватывающее и увлекательное, еще более увлекательна борьба с ним. Способы борьбы или примирения выбирает сам клиент.
Человеку С. было предложено посмотреть на фигурки, выбрать нужные и создать сюжет сражения. Прежде всего, он насыпал холмик в центре, вверху металлической емкостью. Затем выбрал самых Крупных воинов и разместил их слева, после этого в центре он разместил воинов поменьше, вперемежку с животными и, наконец, справа поставил домашних животных: кошку, козла, лошадь, корову. По jiepe задавания вопросов о значении для него фигурок выяснилось,
Часть четвертая
что это космическая битва человечества с силами природы. На поле разместились подземные силы огня, воздуха, воды и самая значимая фигура владела пустотой и светом. Силы космоса — равнодушные и могучие. Человечество, как муравьи, завоевывает свое пространство, защищая все, что есть на земле. В зоне будущего разместились фигурка кошки, что означало удобство для С, и фигурка коровы, обозначающая полезность. Все пространство человека и земли было направлено в сторону прошлого и защищало будущее. Вверху расположилась разведка: крыса, потому что она роет норки и может подрыться хоть куда, и кошка, потому что тихо ходит. Внизу на холме львица и лев, спешащие к ним на помощь. В целом, картина вызывала очень теплые эмоции. После предложения попробовать развернуться к будущему, С. сказал, что ощущает незащищенность. И выстроил себе защиту от равнодушных природных сил в виде рва с водой. в резерве оставил разведку и двух бдительных воинов. Теперь воины могли заняться хозяйственными делами. С. также присыпал ноги «космических сил» песком, чтобы они двигались помедленнее, чтобы успеть среагировать на их проявления.
В работе шестилетнего мальчика шло сражение за еду. Динозавры хотели захватить еду, которую он выращивал в теплице (огурцы и ка-
13дайте сюжет битвы
73
русту)- Сражение вел Бэтмен. Он мог перемещаться по всему полю. Дерево, символизирующее социум, было отгорожено изгородью, чтобы в битве его не повредить.
А в этой работе идет битва за здоровье. Насекомые символизируют позвоночник, который был когда-то поврежден, и теперь его нужно поддерживать в здоровом состоянии.
Сюжеты битвы желательно предлагать людям неагрессивным, добрым или вялым. Потому что в процессе работы может выясниться, что они вялые потому, что все время находятся в состоянии борьбы и тратят все силы организма на изнурительную борьбу с невидимыми врагами. Завершив сражение на песочном поле, человек начнет использовать свои силы для других целей.
ПУТЬ В ПЕСКАХ
Заколодела дорожка, замуравела.
(Из русской народной сказки)
Путь на песочном поле может быть обозначен рекой, дорогой, тропинкой, направлением взгляда, транспортом, указателем и т. п. Наиболее благоприятным направлением является движение от прошлого к будущему. Так как это и есть путь, определенный рождением. Песочное поле может остаться ровным. Это может быть потому, что человек не хочет раскрываться, находится в депрессии или только что вышел из трудной ситуации. Ровное поле также может быть у человека духовно развитого, целостного.
Так что однозначных рецептов в работе с песочным полем нет, хотя определенные правила все-таки есть. Все вопросы задавайте автору песочной композиции. Все ответы в его душе.
Направление движения дороги или реки может быть сверху вниз или снизу вверх. Так как условно нижнее пространство поля — действие, среднее — эмоции, а верхнее — разум, то, соответственно, движение вверх будет означать, что человек сначала совершает действия, а потом осознает их. Движение сверху вниз означает, что человек сначала обдумывает планы, потом принимает решения, а потом приступает к действию. Движение в средней части говорит о том, что человеком владеют эмоции, и для него главное — не поступки, а отношение к ним, эмоциональные ощущения и соответствующая реакция на них. Ему все равно: плакать или смеяться, любить или ненавидеть, лишь бы происходило что-то эмоционально яркое, впечатляющее и сверхчувственное.
Движение справа налево говорит о застревании человека в какой-то сложной ситуации, из которой он самостоятельно не может выбраться и нуждается в помощи, совете, прощении или «пинке». Он не чувствует выхода, не находит пути решения проблемы и потому не продвигается далее в своем психическом развитии. Прошлые переживания, размещенные в будущем, становятся целью движения, потому что они все время впереди и замещают собой истинные ценно-
■fjfatn» в песках______________ 75
рти, возвращая человека к прежним переживаниям, разборкам, подменяя настоящие достижения, провоцируя снова и снова решать нерешенные проблемы или переживать и пытаться понять, что же произошло на самом деле.
После того как мы предложили элегантной женщине выстроить дуть в песках, нам стало видно, что это действительно путь, тяжелый и изнуряющий. На поле было поставлено всего три верблюда и прочерчен глубокий ров от угла в угол, из нижнего края в верхний. По обе стороны пути были помещены несколько деревьев и в ментальном поле разрыт маленький «оазис». Три верблюда шли один за другим, но не по дороге, а рядом с ней. Пока она строила свой путь в песках, она тяжело вздыхала и встряхивала головой. Картина получилась суровая. Мы спросили, что значат для нее верблюды. Она ответила: выносливость, чтобы вынести все тяготы пути. Что есть такое, что тебе нужно вынести? И почти мгновенно она поняла, что за ситуацию она проживает сейчас. Выслушав ее историю, мы спросили, почему она отделила разум от действия. И указали на глубокий ров, разделяющий по горизонтали из угла в угол ее поле. После некоторого молчания она стала разглаживать ров, который сначала казался просто дорогой, на которую она не может встать. Разравнивая поле, она соединила ментальную часть со своими действиями. При этом она повторяла: «Мне надо успокоиться, притихнуть и просто наблюдать за происходящим. Да, мне надо успокоиться». Она увидела, что верблюды — это не просто верблюды, а ее семья, и что караван направлен не в угол, а к маленькому озеру в ментальной части. Ее подсознание вело в нужную сторону, к осознанию происходящего.
Часть четвертая
Когда предлагаешь человеку выстроить путь в песках, первая ассоциация у него — пустыня. Человек сначала испытывает напряжение, затем, успокоившись, начинает создавать композицию. В поле может появиться оазис, а может остаться пустынная местность. Во всяком случае, информация будет ошеломляющая. В первую очередь, для клиента. Песок пустыни провоцирует человека найти в своем подсознании жаждущую решения задачу. Что-то такое, к чему трудно добраться. Для этого нужна выносливость. Выносливость, конечно, есть. Даже если человек думал, что ее нет. Решение такой задачи, которая требует силы, концентрации и воли, делает человека еще более выносливым и сильным. Если задача решена на песочном поле, она будет решена и в жизни.
ЧАСТЬ 5,
где говорится, что кроме внешних планов есть еще вибрационное восприятие песочного пространства