Критерии оценивания уровня освоения дисциплины

Рабочая программа дисциплины

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

ПрофильПсихология и социальная педагогика

Очное отделение

Курс 1 _

Семестр1

Всего часов -108

Лекции -14 час.

Семинары -22 час.

Практические занятия

Лабораторные

Самостоятельная работа -72 час.

Форма отчетности:экзамен – 1 семестр

Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Программу разработал канд. Пед. наук, доцент Кобизь Т.Н.

Программа утверждена на заседании кафедры педагогики и эстетического воспитания

Протокол № 1 от 21 сентября 2011 г.

Завкафедрой Т.Н. Кобизь

Смоленск 2011

1.Пояснительная записка

Место дисциплины в структуре ООП 3.1.8. Модуль 3 «Методология и методы психолого-педагогической деятельности». 3.2. Вариативная часть в т.ч. дисциплины по выбору студента. 3.1.13 История социальной педагогики.

Учебный курс - «История социальной педагогики» входит в вариативная часть в т.ч. дисциплины по выбору студента. Опирается на предметы базового цикла – «Педагогику». Предшествует освоению дисциплин – «Социальная педагогика», «Социальные педтехнологии».

На основе курса формируется современное педагогическое мировоззрение, необходимое для профессиональной деятельности специалистов социальной сферы.

2. Цели и задачи освоения дисциплины.

Цель освоения дисциплины заключается в формировании у студентов историко-педагогической компетентности, представляющей собой интегральную совокупность когнитивно-познавательных и операционально-поведенческих качеств личности, которая формируется на основе предметных знаний, умений, опыта и отражается в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в будущей деятельности.

Задачи освоения дисциплины

Познавательная:

- понимать основные подходы к изучению истории социальной педагогики(принцип историзма, цивилизованный и сравнительный подходы);

- овладеть элементами историко-педагогического мышления, умения диалектического анализа историко-педагогических явлений фактов и событий

- выработать умения объективно и критически подходить к оценке современных теорий воспитания, как зарубежных, так и отечественных; извлекать важные основополагающие идеи педагогов, пользуясь первоисточниками;

- приобретение студентами умений анализировать опыт социального воспитания отечественных и зарубежных педагогов, и применять их прогрессивные идеи в воспитательной работе.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к историко-педагогическим и философско-историческим проблемам;

- воспитывать ценностное отношение к роли образования в жизни конкретного человека, общества, государства, мирового образовательного процесса.

Развивающая:

- развить навыки историко-педагогического анализа и творческого мышление студентов;

- познавательную активность будущих педагогов;

Требования к уровню освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины3.1.8. Модуль 3 «Методология и методы психолого-педагогической деятельности». 3.2. Вариативная часть в т.ч. дисциплины по выбору студента. 3.1.13 История социальной педагогики.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

-владеть историческим методом и уметь его применять к оценке социокультурных явлений (ОК- 2);

-готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

- генезис и основные этапы становления социально-педагогической мысли и практики, начиная с самых ранних этапов развития человечества до наших дней;

- мировоззренческие основы и ценностные основания важнейших педагогических систем (учений, концепций, определяющих ход развития мировой и отечественной социальной педагогики;

- тенденции, функции и задачи образования в современный социально-экономической ситуации.

Уметь:

-объективно и критически подходить к оценке современных теорий воспитания, как зарубежных, так и отечественных; извлекать важные основополагающие идеи педагогов, пользуясь первоисточниками;

- раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания в соответствии с уровнем и особенностями развития общества, его культуры и науки в каждую историческую эпоху.

Владеть:

- методологией анализа и оценки социально-педагогических теорий прошлого и настоящего;

- применять на практике знания взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в профессиональной деятельности.

Критерии оценивания уровня освоения дисциплины

Текущий контроль –экспресс-опрос, выступления студентов по выносим вопросам для обсуждения по темам семинарских занятий, выполнение заданий для самостоятельной работы (ответы студентов).

Промежуточный контроль – тестирование. Ответы на количество тестов: 100%- 80% - «5», 70% - «4», 60%-50% -«3», ниже 50% - «2».

Итоговый контроль (с учетом промежуточного контроля) - (Экзамен ) – вопросы для экзаменов(по билетам).

5» - полный и расширенный ответ на поставленные вопросы с опорой на первоисточники;

«4» - полный ответ на поставленные вопросы согласно одного учебного источника;

«3» - краткий ответ на поставленные вопросы согласно одного учебного источника;

«2» - нет ответа.

4. Содержание дисциплины

Предмет и задачи курса «История социальной педагогики». Истоки социально-педагогической мысли и практики в условиях первобытнообщинного строя. Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества в древнейших государствах Востока. Основы социальной педагогики в эпоху Средневековья и Возрождения. Развитие воспитания у восточных славян, в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.). Развитие воспитания и педагогической мысли в России XVIII в. Научно-теоретическое развитие социальной педагогики в Новое время.Социальная педагогика в конце XIX - н. XX вв. за рубежом. Развитие социального воспитания и педагогической мысли в России XIX- н.ХХ вв. Развитие теории и практики социального воспитания в России в период становления новой общественной системы (1917 - 30-е гг. XX в.). Педагогика среды. Социальное воспитание в России 40-50-х гг. XX в. Возрождение социальной педагогики в России (вторая половина XX -начало XXI в.). Современный опыт социального воспитания в Западной Европе и США.

5. Тематический план

Разделы и Всего Формы занятий
п/п темы часов лекции Семин. Практич. Лаб. раб Сам.р.….ст работа
Предмет и задачи курса «История социальной педагогики». Истоки социально-педагогической мысли и практики в условиях первобытнообщинного строя. Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества в древнейших государствах Востока. Социальное воспитание в Античном мире.  
Основы социальной педагогики в эпоху Средневековья и Возрождения.  
Развитие воспитания у восточных славян, в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.). Развитие воспитания и педагогической мысли в России XVIII в.  
Научно-теоретическое развитие социальной педагогики в Новое время.  
Социальная педагогика в конце XIX - н. XX вв. за рубежом. Развитие социального воспитания и педагогической мысли в России XIX- н.ХХ вв.  
Развитие теории и практики социального воспитания в России в период становления новой общественной системы (1917 - 30-е гг. XX в.).  
Социальное воспитание в России 40-50-х гг. XX в. Возрождение социальной педагогики в России (вторая половина XX - начало XXI в.)  
Современный опыт социального воспитания в Западной Европе и США    
ИТОГО  

Наши рекомендации