Основные характеристики активизирующей профконсультационной методики
Как известно, практическая методика не только является набором инструкций и стимульного материала для клиента, но и предполагает готовность самого консультанта использовать ее в реальной работе с учетом особенностей данного клиента, а также с учетом всей ситуации, сложившейся в данном учебном заведении (см.: Пряжников Н. С, 1999, с. 50 — 51). Сущность профконсультационной методики заключается в ее соотнесенности с основными компонентами схемы построения личной профессиональной перспективы (там же, с. 21 — 24).
Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности.
Главные характеристики активизирующей профконсультационной методики:
1) интересность, увлекательность процедуры методики для дан
ных клиентов;
2) личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Заме
тим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не
значимы для клиентов, то для повышения интереса к данным
вопросам следует использовать другую методику (например, для
укрепления эмоционально-доверительного контакта с клиентом
или для рассмотрения других, более простых и понятных про
блем, которые могут стать основой уже для обращения к данной,
более сложной проблеме);
3) добровольность участия клиентов в процедуре данной мето
дики (как известно, «насильно играть не заставишь» и тем более
насильно не активизируешь, поскольку есть риск вызвать у кли
ента прямо противоположные реакции);
4) двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с
одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, раз
говоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных дей
ствий. Например, профконсультант и клиент в воображении мо-
гут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуа
ции самоопределения, позволять себе работать с абстрактными
образами тех или иных «пространств» самоопределения и т. п. Внеш-
не это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей,
которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем
больше выражен такой воображаемый план действия, тем боль возможностей для подлинной активизации, тогда как план pea ных действий ограничен конкретными (реальными) условиями! действиям. Заметим, что профконсультация во многом и предпс лагает работу с воображаемыми объектами — своеобразный «mi ленный эксперимент» (например, планирование и рассмотрен» будущей жизни клиента, о которой можно лишь только дог ваться). Однако не все клиенты и не все консультанты готовы! такой (внутренней) активности, основанной на развитом вс ражении. И тогда возникает проблема выбора того метода актив1| зации, который соответствует общему уровню развития участии* консультационного взаимодействия. Например, в примитивна ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к «мысле ному экспериментированию») профконсультант вынужден испс зовать методики, где больше задействован план реальных, по* ных для большинства игровых действий, и лишь потом, с> заинтересовать учеников внешними действиями, понемногу реходить к более сложным активизирующим процедурам внутре| него (воображаемого) плана;
5) организация совместного с клиентом рассмотрения щ ориентационных проблем, что, в свою очередь, предполагает:!
- выделение общей цели работы (если представления консул
танта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия |
получится);
- использование общего средства для решения выделен*
проблем и целей (консультант должен подобрать средства, ме1
ды, приемы, которые клиент может понять и наравне с сан
консультантом использовать для рассмотрения обсуждаемых
росов);
- обеспечение постепенного перевода средства решения nf
блем во внутренний план действий клиента, т. е. профконсульт
должен не просто показать, как это средство используется, не
обучить клиента использовать такое средство самостоятельно
решении своих проблем;
- помощь клиенту в построении своего собственного (инд*
дуального) средства для решения многообразных про|
ориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки,
жит специально сформированный интерес.
Таким образом, активизирующая методика — это не щ «интересная» для клиента методика, но, прежде всего, методы вооружающая клиента средством для самостоятельных действи
Если сравнивать понятие «активизирующая методика» с по* ем «игровые методы», то «активизирующая методика» — это широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает явление внешне положительных эмоций, достаточно выражен* внешних действий (прикасания, перемещения и т.п.), а актив*
руюшая методика может проходить внешне вполне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно скучная процедура.
11.2. Место активизирующей методики в профконсультационном процессе
Работа профконсультанта может рассматриваться как своеобразное посредничество между самоопределяющимся клиентом и культурой, а в более простых вариантах — как посредничество между клиентом и организацией, профессией и т.п. (см.: Пряж-ников Н.С., 1999, с. 82 — 85). Но возникает вопрос: как, с помощью чего профконсультант выстраивает свои взаимоотношения с клиентом, а также свои взаимоотношения с культурой, с миром профессий и другими пространствами самоопределения? Одним из важных средств построения таких взаимоотношений как раз и является активизирующая профконсультационная методика, т.е. методика сама является своеобразным «посредником» между психологом, клиентом и пространством, в котором совершаются те или иные выборы.
Если представить это образно, то активизирующая методика находится как бы между пространством выбора, клиентом и проф-консультантом. Понимаемая таким образом методика обеспечивает следующие важные условия организации профкон-сультационного процесса (Пряжников Н.С., 2001).
1. Методика становится одинаково доступной как психологу,
так и консультируемому клиенту; поскольку она занимает место
«между» ними, то появляется возможность не только делать ее
более понятной для клиента и не только демонстрировать ее кли
енту, но и постепенно переводить ее во внутренний план дей
ствий клиента, т.е. обучать его использованию методики при ре
шении своих проблем, о чем уже говорилось выше (см. 11.1).
2. Сводится к минимуму возможность манипуляции сознанием
клиента.
3. Методика соотносится с рассматриваемыми «пространства
ми» самоопределения (отражает их), что позволяет рассматривать
ее как простую и понятную (для клиента и для профконсультан
та) модель этого «пространства».
4. Профконсультант получает дополнительные возможности для
более творческой самореализации в своем труде: он может ис
пользовать ее по-своему (реализуя индивидуальный стиль трудо
вой деятельности), методика позволяет ему лучше осознать те или
иные проблемы самоопределения (следует напомнить, что и проф
консультант как творческая личность продолжает самоопределять
ся) и т.п.
При рассмотрении места методики в профконсультационном процессе следует ответить и на такой вопрос: не должен ли сам
психолог-консультант превратиться в средство для решения щ блем своего клиента? Ведь говорят же иногда, что «главным ср ством работы психолога является его личность». Представление понимание места активизирующей методики в профконсультаци* онном процессе дает ответ на подобные вопросы: нет, сам психолог не должен превращаться в «средство» решения чьих-то про-? блем. Еще Э. Фромм писал о подобных ситуациях, когда челове* превращается в средство для решения чужих проблем за деньги'! называя таких людей «рыночными личностями» с «отчужденны* характером» (Фромм Э., 1992). По Э.Фромму, главный девиз та| ких людей: «Я такой, какой я вам нужен для решения ваших щ блем», «Я такой, какой изволите».
В нашем случае средством все-таки является активизирующа методика, которая не только помогает понять и разрешить блемы клиента, но и способствует профессиональному и личное ному росту самого консультанта. Ведь если вспомнить К. Маркс то главным результатом любого труда (включая и труд психолс говтпрофконсультантов) является не только произведенный вар, но и сам человек.