Тема 10. Представление и воображение
Я Представление- процесс воспроизведения конкретных
образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее
воздействовали на наши органы чувств.
$0 Воображение- процесс преобразующего психического
отражения, состоящего в создании образов на основе ранее
сформированных представлений.
tyi) Пассивное (непроизвольное) воображение- создание
новых образов без определенных намерений человека, при отсутствии
или ослаблении сознательного контроля.
И Активное (произвольное) воображение- создание новых
образов в соответствии с сознательно поставленной задачей и с
помощью волевых усилий.
(yi) Репродуктивное воображение- вид воображения, при
котором создание образов идет на основе ранее воспринятого.
(ур Творческое воображение - создание новых образов в
процессе творческой деятельности человека.
(yi) Творчество— деятельность, результатом которой
выступает создание новых материальных и духовных ценностей. (у|) Мечта- эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и
страстным стремлением к претворению его в действительность.
(уЦ Агглютинация— создание новых образов на основе
«склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.
W Акцентирование- создание новых образов путем
подчеркивания, выделения тех или иных черт.
(yt) Антиципация- способность психики и организма
подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления
(«опережающее отражение»).
(ур Галлюцинация— нереальные, фантастические образы,
возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.
[Персоналии\
I |
Сергей Леонидович Рубинштейн(1889 - 1960) -советский психолог. Разработал деятельностный подход в философии, психологии и педагогике. Деятельность определяется своим объектом не прямо, а опосредованно через / ее внутренние условия (через цели, мотивы, установки и т.д.) Герман Роршах(1884 - 1922) - шведский психиатр. Создал тест, ставший популярным методом изучения личности, ее структуры, неосознаваемой мотивации. Тестирование основано на интерпретации образов, которые возникают у субъекта при восприятии чернильных пятен различной конфигурации и цвета.
Блок-схема 10.1. Виды представлений
Блок-схема 10.2. Виды воображения
ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Г-С
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
j
{ ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ | |
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА АНАЛИЗАТОРА
ЗРИТЕЛЬНЫЕ
СЛУХОВЫЕ
ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ДР.
[НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ | |||
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УЧАСТИЯ ВОЛИ | |||
1---- | |||
^*i произвольное | |||
... .. .. _—--------- | |||
РЕПРОДУКТИВНОЕ
■Я |
ПО ХАРАКТЕРУ СОЗДАВАЕМОГО ОБРАЗА
ТВОРЧЕСКОЕ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УЧАСТИЯ ВОЛИ
ПО СТЕПЕНИ ОБОБЩЕННОСТИ
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
<3 |
| НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ]
ПРОИЗВОЛЬНЫЕ
ЕДИНИЧНЫЕ
ОБЩИЕ |
Ч
ОПЕРАТИВНЫЕ
КРАТКОВРЕМЕННЫЕ
ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ
Блок-схема 10.3. Способы возникновения воображения
Г СПОСОБЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ | ||||
Вычленение образа предмета | Мысленное усиление образов | |||
г '""л Изменение величины объектов | Мысленное ослабление образов | |||
Соединение частей объектов | Перенос на другие объекты | |||
Конструирование предмета | Создание образов на основе обобщений | |||
С |
It |
Тема 11. Мышление и речь
(ур Мышление- процесс познавательной деятельности
индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным
отражением действительности.
(уЦ Понятие- одна из логических форм мышления, отражающая
существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений,
выраженная словом или группой слов.
W Суждение- одна из логических форм мышления, в которой
выражается связь между двумя понятиями.
W) Умозаключение- форма мышления, при которой на основе
нескольких суждений делается определенный вывод. Различают
умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
@ Аналогия- умозаключение, в котором вывод делается на
основании частичного сходства между явлениями, без достаточного
исследования всех условий.
(уЦ Анализ- мыслительная операция, при которой происходит
расчленение сложного объекта на составляющие части.
\&У Синтез- мыслительная операция, заключающаяся в
соединении различных частей, элементов, сторон объекта в
единое целое.
wD Сравнение— мыслительная операция, характеризующаяся
сопоставлением свойств, отношений предметов или явлений с целью
выявления у них общего или различий.
(у|) Абстрагирование- мыслительная операция, основанная на
отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и
выделении в них основного, главного.
@ Обобщение- мыслительная операция, при которой
происходит объединение предметов или явлений по
определенному признаку.
W Конкретизация— мыслительная операция,
характеризующаяся переходом от общего к конкретному.
&) Речь- процесс использования человеком языка в целях
общения с другими людьми.
щд Вторая сигнальная система- система речевых знаков,
символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные
объекты, которые этими символами обозначены.
W Устная речь- общение между людьми посредством
произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми
на слух - с другой.
ШВ Монологическая речь- речь одного человека, в течение
относительно длительного времени излагающего свои мысли.
И Диалогическая речь- разговор, в котором участвуют не
менее двух собеседников.
} |
Персоналии
Жан Пиаже(1896 - 1980) - швейцарский психолог. Создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Развитие интеллекта, по мнению ученого, проходит ряд стадий - стадию сенсомоторного интеллекта, стадию / конкретных операций и стадию формальных операций.
Павел Петрович Блонский (1884 - 1941) - советский психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти (моторная, аффективная, образная и вербальная) описываются как этапы развития человека, его речи и мышления.
Блок-схема 11.1. Виды мышления
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ
ПО ФОРМЕ |
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ
АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ
ПО ХАРАКТЕРУ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ | ______ р[ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ | |
*1 ПРАКТИЧЕСКОЕ | ||
ДИСКУРСИВНОЕ |
ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ
ИНТУИТИВНОЕ
> | РЕПРОДУКТИВНОЕ (ВОСПРОИЗВОДЯЩЕЕ) | ||
Г ПО СТЕПЕНИ *1 ОРИГИНАЛЬНОСТИ И {, новизны . | ^ | ||
с | |||
V | ПРОДУКТИВНОЕ СТВОРЧЕСКОЕ) | ||
^* | |||
Блок-схема 11.2. Мыслительные операции
Блок-схема 11.3. Свойства, функции и виды речи
расчленение сложного объекта на составляющие част. |
соединение различных частей, злементов, сторон объекта а единое целое. ^^^^^"■""■^■^^™^^^^^™™^^^^™"^^^ сопоставление свойств, отношеню! предметов или явлений с целью выявления у них общего или различий |
отвлечение от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного |
объединение предметов или явлений по определенному признаку |
^Ч |
вывод в результате перехода от общего к конкретному |
ОПИСАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ |
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
WWW
ттттт
£ |
ПОНЯТНОСТЬ Г~1 СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ |
СВОЙСТВА РЕЧИ
П |
ВЫРАЗИТЕЛЬ- I—1 ВОЗДЕЙСТВЕН- fl
ность иость
ФУНКЦИИ РЕЧИ | |||||
ВЫРАЖЕНИЯ | ВОЗДЕЙСТВИЯ | СООБЩЕНИЯ | ОБОЗНАЧЕНИЯ | ||
С
Персоналии
Э
» |
РАЗДЕЛ 3.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ