Психотерапевтические механизмы в тактике рабо­ты психолога, ведущего группу

Как уже было отмечено, механизмы психотерапии в родительской группе обеспечиваются, в числе прочих факторов, тактикой психолога-ведущего. Можно выде­лить три основных направления психотерапевтической работы ведущего в группе:

1) Опосредствованное воздействие на участников
через создание группы.

2) Непосредственное воздействие на каждого учас­
тника.

3) Непосредственное воздействие на семейную пару.
Остановимся на механизмах, за счет которых веду-

щий реализует каждое из этих направлений психотера­певтической работы.

Представляется целесообразным рассматривать ме­ханизмы психотерапевтического воздействия в тактике ведущего в соответствии с динамикой группового про­цесса. Как показывает анализ, тактика ведущего изменя­ется от фазы к фазе. На первых двух фазах развития груп­пы основное внимание психологом уделяется созданию группы как единой целостности. На третьей фазе, когда группа начинает функционировать как единая рабочая единица, оказывая воздействие на участников, акцент переносится на непосредственную работу с каждым уча­стником и с семейной парой в целом.

1) Механизмы опосредствованного воздействия ведущего. Одной из задач психолога-ведущего является обеспечение условий конструктивной работы группы, которая осуще­ствляется за счет функционирования собственно группо­вых механизмов. На первой фазе, когда члены группы еще не знакомы друг с другом, групповое напряжение настолько сильно, что создает опасность распада группы. Задача пси­холога в этот момент заключается в консолидации группы. С этой целью применяется ряд приемов, направленных на:

а) разъяснение и демонстрацию правил общения в
группе (обращение по имени и на «ты», отказ от оценоч­
ных суждений, достижение прямого, несдерживаемого
проявления чувств, подчеркивание недирективной по­
зиции ведущего);

б) создание атмосферы эмоциональной близости к
группе (акцентирование чувства принадлежности к груп­
пе, поддержание интереса к другим участникам, знаком­
ство и отработка первых впечатлений).

Приведем выдержки из протоколов, иллюстрирую­щие особенности тактики психолога на первой фазе.

Из протокола занятия 1:

Б2 (к А. — психологу). Я хотел спросить: правило о том, что надо обращаться друг к другу на «ты», распро­страняется только на эту комнату или на всю квар­тиру?

А. У кого ты хочешь об этом спросить?

Б2. У всех... В основном у вас, хотя я пока еще не могу сказать.

А. У кого ты хочешь об этом спросить?

Ир. (смеясь, подсказывает). Скажи: «У тебя, А.».

А. (психолог) ...Давайте обменяемся первыми впечат­лениями.

А. (психолог). Лена, какие у тебя ощущения от наше­го начала? Какие чувства?

Ин. Можно откровенно говорить?

А. Нужно!

Ин. Меня раздражают Сашины... бесконечные какие-то эти...

С. (перебивая). Я должен отметить, что меня это мало тревожит.

А. Саша, не надо всякий раз отвечать. Давайте еще вот о таком моменте договоримся. Это для всех.



.




Психотерапевтические механизмы в тактике рабо­ты психолога, ведущего группу - student2.ru Психотерапевтические механизмы в тактике рабо­ты психолога, ведущего группу - student2.ru Давайте. Ведь ее ощущения — это ее ощущения. Она имеет на них право в любых ситуациях. И здесь нет ничего объективного...

Из протокола занятия 2:

А. (психолог, обращаясь к Ир.). Что ты сейчас чув­ствуешь?

Ир. Просто какие-то воспоминания мелькают. А еще я чувствую смущение, потому что я в центре внима­ния оказалась опять.

Пауза.

А. Человек открыто говорит, что ему неловко! Надо оказать какую-то поддержку?

А. Центр группы — это наше групповое единство. На какой дистанции от центра вы находитесь?

Группа выстраивается по отношению к центру.

На второй фазе, когда заинтересованность и спло­ченность участников группы возрастает, тактика веду­щего направлена на обострение конфронтации между ними. Такая конфронтация, основанная на несходстве индивидуальных взглядов и жизненных позиций, усили­вается в момент «здесь и теперь», создавая тем самым основу для получения обратной связи, и, следователь­но, делает возможной дальнейшую конструктивную ра­боту группы. Поскольку попытки поддержания негатив­ных чувств по отношению к ведущему терпят неудачу (вследствие специфической динамики родительской груп­пы, описанной выше), психолог ориентируется на обо­стрение конфронтации между отдельными участниками или между образующимися подгруппами.

Из протокола занятия 4:

Ан. ...Еще мне было обидно за Лену, что человек был откровенен, а это не нашло понимания у большей части группы... Во всяком случае, по-моему, здесь и проявилось, что мы пока не являемся единомыш-

ленниками. Точка зрения Лены неприемлема, она оскорбительна для нас.

А. (психолог). Для кого, например?

Ан. Для Тани, для Исака. Они почувствовали себя при этом явно оскорбленными.

А. (к И'с). У тебя было что-нибудь подобное?

Ис. Да, та форма, в которой было выражено неуваже­ние к толпе. Что-то безликое, какая-то масса, а ведь это все-таки люди.

* * *

С. Я примерил всех присутствующих женщин к своей семейной жизни, ситуации. Кто бы мог не спасо­вать в довольно сложных жизненных условиях, ко­торые сопутствуют такому явлению, как я? Кто бы мог работать так хорошо, как Лида (жена)? Таня, Ира, Наташа? Может быть, но очень сомневаюсь, Аня. И совершенно не смогла бы ни ты (к А.), ни Лена. Вы бы двух минут со мной не были.

Пауза.

Ир. (к А. — психологу). Вот это — то, что надо?

А. Это — да! Тем, что ты сказал (к С), ты подчерк­нул те ценные качества в Лиде, которых нет у меня и у Лены. Вот это нужный разговор. С моей точки зрения, Ира и Лида стоят на разных полюсах по женским качествам. А для тебя они похожи. Почему ты видишь так, а я по-другому? Вот это самое ин­тересное...

Ир. ...Это первый коллектив людей, где его (Б2.) при­няли таким образом. Я не навязываю своего мужа, но у незнакомых людей он сразу вызывает симпа­тию. Везде на него одинаковая реакция. Его прини­мают сразу.

Ин. А кто здесь его не принимает?

Ир. Не так, как обычно.

А. (психолог). Кто воспринял твоего мужа не так, как ты ожидала?






Ир. На первом занятии его не восприняли совсем Бо­рис, и Рамиль.

2) Механизмы непосредственного воздействия ведуще­го на каждого участника группы. Проведение психотера­певтической работы в родительской группе предполагает в качестве необходимого компонента оказание строго индивидуализированного воздействия на каждого члена группы. Для его осуществления психолог, ведущий груп­пу, использует следующие механизмы:

а) Проверка гипотез, возникающих в процессе на­
блюдения за проявлениями каждого участника.

б) Создание условий для переоценки негативного
опыта. Психолог побуждает участника откровенно из­
ложить свои проблемы, что вызывает у последнего эмо­
циональную разрядку и тем самым открывает для него
возможность рациональной переоценки накопленных трав­
мирующих переживаний; далее психолог дает интерпре­
тацию проблематики участника, разрушая стереотип­
ные представления и намечая пути ее рациональной
переработки.

в) Поддержка — повышение самооценки, чувства
уверенности, снижение тревожности и позитивных мо­
ментов в рассматриваемой ситуации.

Рассмотрим конкретный пример работы психолога над индивидуальной проблематикой.

Из протокола занятия 7:

А. (к Ин.). Какие впечатления от выбора Рамиля?

Ин Мне было неприятно, что он сказал, что я буду

ходить к нему за хлебом. Я вообще ни за чем не

хожу, А. Еще какие эмоции? Ин Ну, нету! А. Лена, ты допускаешь, что твои эмоции, о которых

ты не хочешь говорить, видны?.. Ин. Я не могу...

Групповое обсуждение.

А. (к Ин.). У тебя страх перед эмоциями? Твои отве­ты — когда тебе что-то говорят, ты сразу пытаешь­ся уйти от этого..

Ин. Я не могу публично о себе говорить.

А. Лена, используй этот шанс. Иначе ты будешь не­удовлетворенной после окончания группы. Что зас­тавило тебя перестать чувствовать?

Ин Мать. Я всю жизнь не жила, а старалась на нее не походить. (Рассказывает о матери.) И сейчас жут­кие проблемы, потому что она осталась одна. Пока был жив отчим, она не так притесняла меня... Я не могу ее любить и не могу заставить себя ее ува­жать... Я боюсь, что это окажет дурное влияние на Катю (дочь)...

После рассказа группа невербально выражает Ин. под­держку; она плачет.

Ии.Эти эмоции всегда при мне и всегда дают осадок. Ситуация не меняется.

А. Стало быть, тебе придется заботиться о двух домах.

Как ты собираешься это решать? Ин Для меня не самое сложное — уход за двумя ста­рушками. Меня беспокоят психологические отно­шения. Я прихожу ее навестить и молчу. Враждебно молчу. Она это чувствует.

3) Механизмы непосредственного воздействия ведуще­го на семью в целом. Изменение семейных отношений не ограничивается изменением отдельных членов семьи, а стремится охватить влиянием также взаимоотношения в семейной паре. В этом случае психологом-ведущим при­меняются следующие механизмы психотерапии.

а) Выявление конфликтных взаимоотношений в се­
мье (следуя за их спонтанным проявлением в ходе груп­
повых занятий или с помощью разыгрывания и обсужде­
ния конфликта).

б) Заострение конфликтной проблематики, прида­
ние ей гротескной формы.







Психотерапевтические механизмы в тактике рабо­ты психолога, ведущего группу - student2.ru в) Поддержка — усиление чувства «Мы» данной се­мьи акцентированием позитивных сторон взаимоотно­шений и качеств партнеров. Приведем пример психоте­рапии супружеских отношений.

Н

Из протокола занятия 8:

... Мне кажется, что он (муж) даже стал хуже ко мне относиться... В пятницу он разозлился на меня, а за что, я не поняла. (К Ис. — мужу.) Может, здесь скажешь?

А. Н.

(психолог). Как это было?

и Ис. разыгрывают конфликт в своих ролях, поме­нявшись ролями, снова в своих ролях.

А. Наташа, а почему ты так сказала? Может быть, тебе не понравилось, что он без тебя сюда приходил? (На предыдущем занятии Н отсутствовала в связи с болезнью матери.)

Н. Мне не понравилось, что он не поинтересовался, как здоровье моей матери.

А. (к Ис). Что ты чувствуешь в такой ситуации (подоб­ной разыгрываемой)? Может быть, Наташа и не подозревает.

Ис. Отвращение, что мы не понимаем друг друга. Хотя я понимаю, что это временно. Но в тот момент — это на пике отрицательного отношения к Наташе. И я с удовольствием ушел бы и пожил отдельно. Такие отношения (конфликты) сильно отбрасыва­ют семейные отношения вниз. Как можно так на­плевательски относиться к человеку, хоть он и муж!

А. (к Н.). А у тебя какие чувства?

Н. Опять получается, что Исак несчастный, а я пло­хая.

А. Я чувствую к Исаку огромное уважение за то, что

он пытается строить жизнь с любимой женщиной.

А. (к Н.). Но тебя же это не может волновать! Ведь

Исак сейчас сказал, что иногда не хочет быть тво­им мужем — даже уединиться на время. Что вызва­ло раздражение Исака? Н. Фраза, что меня от него тошнит. Но мне и в голову не могло прийти... Я настолько не придавала ей зна­чения, что даже не помню.

Групповое обсуждение

А. (к Н.) ...Тебе повезло с таким мужем, который стро­ит отношения в семье! Больше доверять мужу, не контролировать. Положись на него — это муж, муж­чина!

А. (к Н.) ...Ты хочешь сказать, что в семье плохо не только из-за тебя, но из-за Исака тоже? Скажи те­перь прямо Исаку, чего ты от него хочешь.

Н. (плачет). Не могу.

А. Тогда ты, Исак, скажи, что бы сказала Наташа.

Исак высказывает требования к нему Н.

А. Наташа, а ты как считаешь, правильно Исак ска­зал?

Н. Да.

А. Значит, он понимает, чего тебе недостает. Чем ты можешь пойти ему навстречу, помочь?

Н. Наверное, я должна больше стать женой, чем до­черью. Пока я не знаю, как это будет выглядеть.

Таким образом, динамика родительской группы, психотерапевтические механизмы, действующие в ней, тактика психолога-ведущего обладают определенной спе­цификой, если сравнивать их с теми же характеристика­ми иных групповых методов.

Наши рекомендации