Формальные и неформальные группы в организации возникновения неформальных групп

В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.

Официальные отношения регламентируются:

· соответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями

Неофициальные отношения не регламентируются никем и ничем.

Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации.

Механизм образования формальных и неформальных организаций можно представить

«Группы людей созданные по воле руководства для достижения целей организации, называются формальными группами»

Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами, законами, постановлениями, приказами и распоряжениями и т.п.

«Стихийно образовавшаяся группа людей вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей(цели), признается неформальной группой (организацией)»

Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны обязанностью взглядов, склонностей и интересов.

Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.

Власть неформальной группы заметно усиливается при задействовании большого количества людей. Злоупотребление этой властью выражается в форме неофициального общения («тайный телеграф»).

Таким образом, способы, с помощью которых неформальная группа осуществляет свою власть:

· неформальная коммуникация;

· ее способность действовать или бездействовать

В основе деятельности неформальной группы лежит концепция малых групп.

Причины, побуждающие людей вступать в неформальные отношения:

· чувство принадлежности. Удовлетворение потребности в чувстве принадлежности – одна из самых сильных наших эмоциональных потребностей;

· взаимопомощь;

· защита;

· общение;

· симпатия.

Характеристика неформальных организаций.

Признаки, характеризующие неформальные организации:

· социальный контроль;

· сопротивление переменам;

· неформальные лидеры.

Неформальный лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее существование.

Способы сглаживания отрицательного воздействия неформальных групп в организации

Каким Может бить поведение руководителя в отношении

неформальной группы?

Руководитель по отношению к неформальной группе может избрать
определенную модель поведения, например:

• признать существование неформальной группы в организации (подразделении), понимая, что ее уничтожение приведет к новым проблемам;

• учитывать мнение участников и лидеров неформальной группы, знать их статус в ее структуре и поощрять тех, которые способствуют достижению целей формальной организации;

• перед принятием управленческих решений учитывать возмож­ность их негативных последствий для неформальной группы;

• для ослабления сопротивления переменам приглашать к участию в принятии планируемых решений не только лидеров, но и рядовых представителей неформальной группы;

•своевременно и точно информировать персонал формальной организации, препятствуя распространению слухов и домыслов.

Менеджер (руководитель) стре­мится стать формальным лидером. Это значительно укрепляет его по­зицию и выглядит более привлекательно, поскольку позволяет максимально использовать ресурсы и возможности формальной орга­низации, в частности с учетом личных представлений.

Наши рекомендации