Семинар 7. Квазиэксперименты в психологии. Моделирующий подход в психологии.
1. Квазиэксперименты как эксперименты с ограничениями в формах контроля.
Цели и направления квазиэкспериментирования. Основные схемы квазиэкспериментов.
Лоскутные планы.
2. Психологические законы и модели. Соотношение теории и метода.
Модель в теории познания. Научная модель. Экспериментальная модель.
3. Формальные модели.
Модели, представляющие взаимосвязи переменных. Моделирующий подход и группировки переменных. Иерархическое моделирование.
4. Структурное моделирование в психологии.
Корреляционный подход, экспериментальный и структурное моделирование. Структурное моделирование, конфирматорный факторный анализ, регрессионный анализ; модель измерения и структурная модель. Различие между измеряемыми и латентными переменными. Приближение к причинному выводу.
5. Психологические исследования, опосредствованные применением Интернет.
Компьютеризованные экспериментальные модели. Компьютеризованные опросы и психодиагностика.
Основная литература
1.Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 358-360, 371-380, 459-503, 510-519.
2. Корнилова Т.В., Новикова М.А. Самооценка в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека // Психологический журнал. 2011. Т. 32. №2. С. 25-35.
3. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / Под ред. Т.В. Корниловой. СПб.: Питер, 2004. С. 205-231.
Дополнительная литература
1.Корнилова Т.В., Чигринова И.А. Стадии индивидуальной морали и принятие неопределенности в регуляции личностных выборов // Психологический журнал. 2012. Т. 33. №. С. 69-87.
2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2011. С. 118-122, 182-190.
3. Левин К. Закон и эксперимент в психологии // Психологический журнал. 2001. Т. 22. №2. С. 102-108. №3. С. 116-127.
Семинар 8. Лонгитюдный метод, кросскультурные исследования и другие типы исследований.
1. Лонгитюдные и кросскультурные исследования как квазиэкспериментальные.
Время и принадлежность к выборке как аналоги независимых переменных. Выборки и когорты. Проблема контроля смешений с фактором социальных условий развития.
2. Отличия лонгитюдного исследования (ЛИ).
Специфика гипотез в ЛИ. Кривые развития; контроль межиндивидуальных различий. ЛИ и квазиэксперимент с нарушением временного тренда. ЛИ и метод срезов. Ключевые понятия для лонгитюдного метода.
3. Планирование лонгитюдных исследований.
Метод временного запаздывания. Проспективные и ретроспективные панельные дизайны. Полный популяционный дизайн; обновляемый популяционный дизайн; кросссекционный дизайн.
4. Контроль угроз валидности в лонгитюдных исследованиях.
Основные три вида нарушений валидности в ЛИ. Термин «лонгитюдная валидность». Статистические методы анализа применительно к ЛИ.
5. Кросскультурные исследования (ККИ) как междисциплинарные и психологические.
Типы кросскультурных исследований и типы контроля ПП. Эксплораторные, обобщающие и базирующиеся на теории ККИ. Контекстные переменные.
6. Основные направления оценки валидности при кросскультурном исследовании.
Погрешности применительно к конструктной и операциональной валидности; погрешности измерений и специфика фактора задач. Особенности культурно-исторического подхода в сравнении с ККИ.
Основная литература
1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 520-558.
2. Корнилов С.А., Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Лонгитюдное исследование динамики успешности решения студентами аналитических, творческих и практических заданий // Психологическая наука и образование. 2010. №1. С. 55-68.
3. Марцинковская Т.Д. История и культура как парадигмы психологического знания / Парадигмы в психологии: науковедческий анализ /Отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 240-257.
Дополнительная литература
1. Корнилов С.А. Лонгитюдные исследования: теория и методы // Экспериментальная психология, 2011. V.4, №4. С. 101-116. ИСТИНА