ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ. Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования
Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, в процессе которой студент овладевает основами профессиональной деятельности специалиста – практического психолога, основами профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность практического психолога, или профессионализм, характеризуется сформированностью единого комплекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств), профессиональных позиций и акмеологических инвариантов.
Знания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентности психолога.
Психологические качества, профессиональные позиции и акмеологические инварианты предстают в качестве субъектных характеристик, указывают на отношение психолога к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. В числе общих и специфических акмеологических инвариантов, определяющих продвижение психолога к вершинам профессионализма, можно выделить постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие невостребованные ранее профессионально важные качества и индивидуальные особенности.
Отличительные особенности профессиональной компетентности практического психолога:
• цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога, обусловленные социальным заказом общества и его институтов, — оптимальная реализация потенциальных возможностей человека, как в сфере его деятельности, так и в повседневной жизни;
• полифункциональность профессионального труда практического психолога - сочетание многообразия задач;
• актуальность творческого подхода, адекватного общепринятым нормам, рекомендациям психологической науки, моральным принципам и профессиональной этике - в связи с недостаточной регламентированностью социально-правовой, функциональной и организационно-методической базы профессиональной деятельности, взаимоотношений с различными субъектами труда и жизни;
• конгруэнтность (соответствие) выдвигаемых целей, задач и функций с индивидуальными возможностями, потребностями и действиями практического психолога;
• интегративный характер процесса и результатов профессиональной деятельности, складывающийся на основе эффективного использования многих технологий (исследовательско-диагностических, конструктно-проектировочных, формирующе-развивающих, коррекционно-терапевтических, коммуникативных, аналитико-оценочных и других);
• творческий характер профессиональной деятельности, базирующийся на знании психологической сути процессов и явлений, широкой эрудиции, личном опыте, активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и широкой профессиональной коммуникабельности;
• поливариантность условий выполнения профессиональных обязанностей, которые реализуются комплексно и полифункционально при обязательном непосредственном сопряжении с конкретным человеком, коллективом, их отношениями и взаимосвязями.
Производственная практиканаправлена на овладение знаниями, навыками и умениями психолога, а также на формирование отношения к деятельности и индивидуального почерка и предполагает достижение следующих целей:
§ закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
§ освоение студентами системного подхода к постановке задач профессиональной деятельности;
§ формирование профессиональной позиции практического психолога образования и социальной сферы;
§ освоение профессиональной этики;
§ знакомство с конкретными условиями профессиональной деятельности практического психолога;
§ овладение технологиями диагностической, профилактической, коммуникативной, формирующее - развивающей, коррекционной деятельности и др.
Задачи производственной практики:
· знакомство с практическим опытом деятельности специалистов-психологов в детском саду, школе, вузе или в других образовательных учреждениях, в психологических центрах, центрах социальной защиты и т.п.;
· знакомство с методами психологического консультирования;
· формирование культуры самоорганизации деятельности практического психолога;
· самостоятельное решение различных типов профессиональных задач (диагностических, тренинговых, коррекционных, аналитически-оценочных и др.);
· овладение способами и средствами профессиональной коммуникации со специалистами других профилей и клиентами и социальными объектами его деятельности (детьми разного возраста, подростками, родителями, людьми, переживающими кризисные состояния и т.п.);
· овладение необходимыми навыками практической работы психолога в системе образования, методами психологического анализа урока;
· развитие у студентов-практикантов интереса к научно-исследовательской работе в области психологии развития и возрастной психологии.