Цели и задачи производственной практики. Производственная практика является заключительной составной частью процесса подготовки квалифицированных рабочих

Производственная практика является заключительной составной частью процесса подготовки квалифицированных рабочих. В соответст­вии с учебным планом производственная практика проводится на по­следнем этапе производственного обучения. Основные задачи практики:

1) совершенствование профессионального мастерства учащихся в оп­ределенных видах работ по профессии (специализации);

2) совершенствование скоростных умений и навыков для овладения соответствующей профессией;

3) расширение и углубление производственного опыта выполнения работ;

4) освоение передовых приемов и способов труда, новой и новейшей техники и технологии применительно к конкретной профессии;

5) приобщение учащихся к производственной жизни рабочих пред­приятия.

Специализация учащихся на период практики определяется, как пра­вило, совместно с руководством цеха и училища. Учащиеся во время практики работают, как правило, без перемещения на одних и тех же рабочих местах. Производственная практика может быть организована в тех же формах, что и производственное обучение в условиях производства.

Руководство производственной практикой

Для проведения производственной практики училище и предприятие за месяц до начала практики заключают договор, в котором указываются численность учащихся по профессиям, направляемых на практику, сро­ки, условия и порядок проведения практики и другие взаимные обяза­тельства сторон. С момента зачисления учащихся на рабочие места по профессии на них распространяются требования стандартов, инструк­ций, правил и норм охраны труда, правил внутреннего распорядка и другие нормы и правила.

Учебно-методическое руководство производственной практикой уча­щихся учебной группы осуществляет мастер ПО. Он следит в процессе практики за обеспечением учащихся оборудованием, рабочими местами, инструментами, материалами и приборами, а также стандартами и тех­ническими условиями. Мастер проверяет выполнение учащимися норм времени и выработки, производит учет выполненных учащимися работ.

Предприятие, где проводится практика, обязано: создавать условия труда учащихся, проводить инструктаж по правилам техники безопас­ности, загружать учащихся работой, не допускать использования уча­щихся на работах, не предусмотренных программой, осуществлять тех­нический контроль, прием и учет выполненных работ, периодически проводить проверку знаний учащихся по правилам ПТБ и эксплуатации машин, механизмов, установок.

Предприятие выделяет инженерно-технических работников и квали­фицированных рабочих для руководства учащимися. Вместе с тем ответ­ственность за общее руководство производственной практикой с мастера ПО не снимается.

Особое место в процессе практики занимает организация освоения учащимися методов и способов труда передовиков и новаторов произ­водства. Наиболее эффективными способами организации освоения учащимися методов труда являются: личный показ мастером передовых приемов труда, привлечение передовиков к показу способов и приемов труда; организация специальных упражнений, широкое привлечение учащихся к рационализации и изобретательству, использование мате­риалов школ передового опыта, действующих в цехе, на участке, на предприятии в целом и т.п.

Тема 10. УЧЕТ И ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Задачи и объекты учета ПО

Задачи учета заключаются в том, чтобы проверить насколько полно и своевременно выполняются учебные планы и программы, каковы качество профессиональных умений и навыков, объем знаний учащихся, их доведение и прилежание; проконтролировать посещаемость занятий, регулярность проведения уроков, выполнение плана ПО. Все эти данные учета неразрывно связаны между собой. Отсутствие хотя бы одного из них нс дает возможности получить полное и ясное представление о дей­ствительном состоянии всего процесса ПО в училище. Объектами учета ПО являются:

Учет выполнения учебного плана производится путем анализа записей в журнале учета ПО. Выполнение учебного плана количественно выра­жается в процентах и подсчитывается по следующему соотношению:

% вып. уч. пл. == Т факт / Т п * 100%,

где Тфакт — количество часов, фактически использованное учебной груп­пой на ПО за месяц, полугодие, уч. год или курс обучения. Пропуски за­нятий отдельными учащимися при этом не учитываются; Тп — количество часов, отведенное на ПО за данный отрезок времени по учебному плану.

Учет выполнения программы ПО имеет целью установить, соответствует ли содержание учебных занятий требованиям программы ПО. Определить это столь же четко, как выполнение учебного плана, практически невоз­можно, т.к. суждение о выполнении учебной программы можно сделать только на основе анализа записей в журнале ПО, где фиксируется только краткое содержание выполненных работ (тема урока) и количество часов.

Учет посещаемости — проводится мастером ежедневно в журнале ПО. Подсчет показателей посещаемости — общего процента посещаемости, процента пропусков за определенный отрезок времени (месяц, полуго­дие, учебный год, курс обучения) производится по соотношению:

% посещаемости = Т ф / Тп * 100 %,

где Тф— суммарное количество времени (чел./часов), в течение которого учащиеся группы фактически присутствовали на занятиях; Т п — суммарное количество чел./часов по учебному плану за соответствую­щий отрезок времени.

% пропусков == Т пр / Т пл * 100 %,

где Т пр — суммарное количество чел./часов, пропущенных за данный отрезок времени (всего по уважительным и неуважительным причинам) одним учащимися или всей группой; Тпл– суммарное количество чел./часов за соответствующий отрезок времени (на учащегося или группу в целом).

Учет выполнения норм времени. Данные берутся из записей на выполнение работы. Для определения процента выполненных норм времени используется соотношение:

% вып. норм времени = —Тн Тпд* 100 %,

где Тн— норма времени на работу;. Тф — фактически затраченное время

на выполненные работы.

Учет выполнения плана ПО осуществляется на основе данных из нарядов на сданные годные учебно-производственные работы и планов производственной деятельности группы или одного учащегося в ученических нормо-часах. Показателем выполнения плана ПО (производственной деятельности) является соответствующий пронцент.

вып. произв. плана =Ту / Тпд * 100%,

Где Ту — суммарное время в ученических нормо-часах, по сданным в течение определенного времени годным yебно - производственным работам; Тпд — плановое время на производственную деятельность (группы, учащегося) на данный отрезок времени. Учет успеваемости учащихся должен быть индивидуальным и всесторонним, своевременным и систематическим, объективным дифференцированным (охватывать каждую тему, каждую работу, каждый вопрос программы). В ряде случаев нужно принимать во внимание. такие качества учащихся, как робость, застенчивость, излишняя самоуверенность, физические возможности и недостатки, а также уважительные причины, каждая отметка, хорошая и плохая, должна побуждать учащихся к лучшей работе. Недопустимо безразличное отношение мастера к выставлению оценок. Мастер лично несет ответственность за правильность» оценки ус­певаемости учащихся и никто не вправе оказывать давление на него.

Наши рекомендации