Технологии социальной работы 2 страница
Вовлечению в активную досуговую деятельность пожилых людей способствуют и "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". В соответствии со ст. 8 данного акта культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств.
Статья 10 предусматривает, что "каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Согласно ст. 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.
Важные нормы в части повышения социальной поддержки лиц пожилого возраста заложены ст. 30 и 52 Основ. "В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны осуществлять протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения". "При организации платных мероприятий организации культуры обязаны устанавливать определенные льготы, в том числе инвалидам". Многие местные администрации, как известно, устанавливают льготы и пенсионерам.
Открыты для доступа граждан пожилого возраста в соответствии со ст. 35 Федерального закона "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации.
Весомое место в осуществлении досуговой деятельности пожилых людей имеет Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Пожилые люди, как и все граждане Российской Федерации, при реализации права на отдых и свободу передвижения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях. При этом им предоставляется право на внутренний, выездной, въездной, социальный и самодеятельный туризм с предоставлением в ряде случаев определенных льгот по оплате туристской путевки и страхования при внезапном заболевании и от несчастных случаев.
Лицам старшего возраста согласно Федеральному закону "О библиотечном деле"- общедоступны фонды библиотек, что позволяет им приобщаться к ценностям национальной и мировой культуры, иметь нужную информацию. В арсенале норм данного Закона есть наиболее важная для проявления социальной поддержки пожилых людей ст. 8 Закона. Она установила существенную привилегию для пожилых людей: "пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или нестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ".
На основе проведенного анализа следует отметить, что рассмотрение законодательства только в социальном аспекте не сможет создать полную картину жизнедеятельности пожилых людей в нашей стране. Необходимо обеспечить закрепленное законодательством право на их участие в процессах принятия решений на всех уровнях.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме. Кроме того, избирательные права граждан Российской Федерации определены целым рядом законодательных актов — федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О референдуме" и др. Эти законы не содержат дискриминационных норм и ограничений для участия пожилых людей в политической жизни страны.
Люди старших возрастов являются на сегодняшний день наиболее активными избирателями среди других возрастных групп общества.
На разрешение первоочередных проблем социальной поддержки ветеранов и пожилых людей направлены нормы и других законодательных и подзаконных актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О медицинском страховании граждан", "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О статусе военнослужащих" и другие). На дальнейшее повышение гарантий прав граждан пожилого возраста направлено и законодательство субъектов Российской Федерации.
Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы.
Ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста крайне противоречива, ее нельзя оценивать однозначно, она характеризуется определенной двойственностью.
С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот; с другой стороны, многие из норм "существуют лишь на бумаге", что подтверждают проведенные исследования. 77,8% граждан в возрасте 55—60 лет, 69,6% — от 61 до 70 лет, 76,5% от 71 до 80 лет отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объеме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за неисполнение принятых законов.
Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определенной степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания.
Часто отсутствует оперативное исполнение принятых судебных решений по социальным делам лиц старшего поколения. Суды общей юрисдикции, как правило, не имеют полноценных квалифицированных знаний в социальных вопросах. В этой связи было бы целесообразным создать в России суды по социальным вопросам для рассмотрения всех проблем социальной сферы.
Требуют серьезного осмысления правовые аспекты насилия в семье, особенно в отношении наименее защищенных пожилых людей. Многие из них подвергаются материальному притеснению со стороны родственников с целью присвоения принадлежащего им имущества, а также физическому и психологическому насилию. В связи с этим вопросы, касающиеся предупреждения и пресечения насилия в семье, принадлежат к числу комплексных и должны быть урегулированы нормами различных отраслей права.
Не сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.
Правовое обеспечение управления и осуществления социального обслуживания занимает одно из важных направлений в реализации социальных прав граждан.
Перед правоведами встала задача углубленного анализа проблем правового обеспечения организации и управления системы социального обслуживании, с тем чтобы на его основе показать практическим работникам их реальные возможности в этой сфере. Проблемы государственно-правового обеспечения становления и развития системы социального обслуживания и основных направлений социальной работы в России являются необходимым компонентом теории социальной работы.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные законы, определяющие основы социальной поддержки пожилых людей, носящие общий характер.
2. Перечислите специальные законы, направленные на оказание социальной помощи и поддержки граждан старшего возраста.
3. Определите особенности правового законодательства по данной проблеме в регионах Российской Федерации.
Глава II.
Социальное обслуживание
Пожилых людей
В чем суть социальной работы с людьми "третьего возраста"?
Прежде всего в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, достойного поведения. Она должна обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, создать хорошую атмосферу для достойной поддержки их возможностей.
Социальная работа способствует также выявлению положительного потенциала граждан "пожилого возраста", которые становятся заметной общественной силой, помогает оценить накопленный практический опыт, приблизить национальную политику и социальные программы к нуждам стареющего населения.
В настоящее время в России работает около 1500 центров социального обслуживания населения. Они создаются в различных городах и поселках и имеют в своей структуре: отделения социальной помощи на дому; отделения дневного пребывания; отделения срочной помощи; временного проживания.
Так, отделения социальной помощи на дому оказывают следующие услуги:
▹ доставка на дом продуктов питания и горячих обедов, товаров первой необходимости;
▹ содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг;
▹ сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;
▹ содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в лечебно-профилактические учреждения, посещение в стационарах:
▹ содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
▹ помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных;
▹ оказание помощи в вопросах пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;
▹ организация ремонта жилья, обеспечения топливом, обработка приусадебных участков, а также доставка воды;
▹ содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами, в посещении концертов, киносеансов, выставок;
▹ помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе при обмене и приватизации жилых помещений и т.д.
Свыше миллиона одиноких пожилых обслуживают в настоящее время социальные работники на дому. В среднем по России из каждых 10 тысяч пожилых людей надомным обслуживанием 260 человек[17].
Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, отдельные оплачиваются пенсионером, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу. Размер платы составляет 25% от суммы надбавки.
Средства, поступающие за обслуживание, зачисляются на счета центров и направляются на их развитие. За счет этих поступлений приобретается спецодежда, обувь для социальных работников, в сельских районах велосипеды, часть средств направляется на премирование работников.
Во многих центрах социального обслуживания созданы стационарные отделения, где пожилые люди могут находиться от недели до 3-х месяцев.
Другая форма работы — отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость. Здесь можно получить доврачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. Организуются различные виды трудотерапии (ремесло, рукоделие). Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения и т.д. По исследованиям, проводимым Министерством труда и социального развития, 74% опрошенных клиентов ответили, что главная причина, приводящая их в центры, — это желание общаться; 26% — признались, что главным мотивом было получить бесплатный обед: 29% — порадовались возможности избавить себя от процесса приготовления пищи.
Центры организуют работу с пенсионерами по месту жительства, создавая различные клубы по интересам.
Главная задача службы срочной социальной помощи состоит в оказании неотложной поддержки всем остронуждающимся.
Основные направления этой деятельности:
▸ обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктами питания;
▸ оказание денежной и вещевой помощи;
▸ направление в медико-социальные отделения;
▸ оказание бытовой, юридической и психологической помощи;
▸ содействие в прописке и трудоустройстве;
▸ организация проката бытовой техники и хозяйственного инвентаря;
▸ создание кассы взаимопомощи и др.
Для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, по тем или иным причинам не желает проживать в домах-интернатах, в ряде регионов на базе Центра социального обслуживания населения или учреждений здравоохранения создаются специальные медико-социальные отделения, куда в первую очередь направляются одиноко проживающие пенсионеры, частично или совсем утратившие мобильность и способность к самообслуживанию.
Так, различными услугами служб срочной социальной помощи ежегодно пользуются от 6 до 7 млн. человек[18].
В то же время по данным социологических исследований, проведенных группой А. И. Тащевой, престарелые люди нуждаются в 31 виде услуг: от доставки продуктов до стрижки и сопровождения в баню.
Фактически же вся помощь ограничивается 2—4 услугами. Но и эти услуги оказываются далеко не всем желающим и нуждающимся.
Так, в доставке горячей пищи нуждаются 24%, а получают только 1—2%, во влажной уборке помещения — 88%, а пользуются 28%.
Многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения, требуют проведения адекватных мероприятий не только по обеспечению пожилым гарантированного минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации личностного потенциала в старости.
Поэтому широкое развитие получают психолого-педагогическое, социокультурное, реабилитационное, консультационное и другие направления в инфраструктуре нестационарных учреждений социального обслуживания. Совершенствуется практика адресной социальной помощи.
Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома-интернаты.
На 1 января 2001 года в системе социальной защиты населения Российской Федерации функционировало 1032 стационарных учреждений социального обслуживания почти на 230 тысяч мест, в которых проживало около 240 тыс. престарелых и инвалидов, из них 80 197 (33,5%) находятся на постоянном постельном режиме.
Однако до сих пор не удается ликвидировать очередность на помещение граждан пожилого возраста в эти учреждения.
Очередь во все виды учреждений в настоящее время составляет свыше 17 тыс. человек.
В России престарелым и инвалидам, проживающим в домах-интернатах, выплачивается 25% их месячной пенсии. Государство обеспечивает их жилищными условиями в соответствии с нормами, постоянной медицинской помощью, которую оказывает медперсонал дома-интерната и лечебно-профилактических учреждений органов здравоохранения. В стационарных учреждениях социального обеспечения проводится работа по организации культурного досуга, оказываются некоторые юридические услуги, создаются возможности для посильного участия в труде в лечебно-производственных мастерских или подсобном сельском хозяйстве. Работающим в лечебно-производственных мастерских или подсобном сельском хозяйстве выплачивается вознаграждение в размере 50% от стоимости выполненных работ, остальные 50% расходуются на дополнительное питание и культурно-бытовое обслуживание обеспечиваемых. Проживающие в домах-интернатах или пансионатах для ветеранов труда могут приниматься на временные работы в этих учреждениях на должности младшего обслуживающего и младшего медицинского персонала, если работа не противопоказана им по состоянию здоровья, с неполным рабочим днем и оплатой пропорционально отработанному времени.
Дома-интернаты для престарелых профилируются следующим образом:
▸ для престарелых граждан, инвалидов с общими заболеваниями;
▸ для престарелых граждан и инвалидов с нервно-психическими заболеваниями;
▸ для хронических больных.
В последние годы в системе социального обеспечения начали функционировать платные мини-пансионаты для престарелых граждан, имеющих возможность оплачивать свое содержание или имеющих детей (или других лиц, обязанных по закону их содержать), которые не могут обеспечить надлежащий уход за престарелыми в домашних условиях, но в силах вносить плату за содержание их в пансионатах.
Обеспеченность пожилого населения в домах-интернатах неодинакова по территории России. Это зависит от многих условий, из которых немаловажное значение имеет демографическая ситуация и исторически сложившиеся традиции в расселении семей, особенности образа жизни населения и число одиноко живущих пожилых людей и семейных пар.
При рассмотрении данных об обеспеченности населения местами в домах-интернатах, естественно, возникает вопрос о степени удовлетворения потребностей населения в этих учреждениях и определении его нуждаемости. Немногочисленные сведения, имеющиеся по этому вопросу, довольно разноречивы. Так, в России потребность городского населения в размещении в дома-интернаты определена на уровне 32 места на 1000 человек старше 60 лет. Either P., видный социолог из ГДР, приводит международный показатель потребности в домах-интернатах, выражающийся в 40—66 местах на 1000 населения старше 60 лет.
Уровень этой потребности может колебаться в значительных пределах в зависимости от многих социально-экономических факторов, складывающихся в данной стране или регионе.
В последнее время существенно меняются требования к организации всей работы домов-интернатов, что обусловлено:
▸ резким "постарением" контингентов, находящихся в этих учреждениях, в первую очередь за счет поступающих в более старшем возрасте;
▸ увеличением среди них числа тяжелобольных;
▸ изменением социального состава поступающих, большинство из которых получает пенсию;
▸ более повышенными требованиями к уходу, медицинскому и другим видам обслуживания.
Значительно изменились причины, побуждающие пожилых людей поступать в дома-интернаты. Основная причина — это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе. Такое положение, несомненно, накладывает отпечаток и на профиль домов-интернатов для престарелых, которые из учреждений социального обеспечения становятся в большей мере гериатрическими со значительным объемом медицинской помощи.
Дом-интернат является той социальной средой, в которой живут многие престарелые люди долгие годы. От организации всей жизни учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки, отношения персонала, организации культурных мероприятий, медицинской помощи, степени контактов живущих с внешним миром и др. зависит состояние физического и психического здоровья пожилого человека.
Создание комфорта, спокойной обстановки, близкой к домашней, зависит часто от размера учреждения. Небольшой дом имеет те преимущества, что в нем легче создать обстановку, приближающуюся к условиям обычного квартирного дома, к которому старые люди привыкли. В большом же доме проще организовать культурно-бытовое и медицинское обслуживание в достаточном объеме. В нем легче устанавливаются контакты между живущими, такие дома более экономичны.
Большое значение имеет также выбор места для размещения домов-интернатов для престарелых. Большинство специалистов являются сторонниками строительства домов-интернатов для пожилых людей в черте городской застройки, на участках, отдаленных от шума, но вблизи городского транспорта. Дома-интернаты для больных и пожилых людей лучше размещать в пригородных зонах, вблизи зеленых массивов, хорошо связанных с жилыми районами города общественным транспортом.
Соблюдение профилизации домов по производственному признаку является также важным социальным моментом в обеспечении хорошего психофизического состояния проживающих. Фактор общности интересов значительно снижает чувство изоляции и помогает лучшей адаптации к новым условиям.
Сложной, мало изучаемой и далеко не решенной с практической точки зрения является проблема адаптации пожилого человека в доме-интернате. Необходимость подчинить свои жизненные интересы и поведение новым условиям и распорядку работы учреждения, иногда невнимательное или излишне покровительственное отношение персонала усугубляют и без того неустойчивое нервно-психическое состояние пожилого человека.
Вопросы подготовки к поступлению в учреждения социального профиля, осведомленность поступающего об образе жизни в этом учреждении должны быть в центре внимания родственников, врачей и работников социального обеспечения. Необходимо поддержать у пожилого человека чувство собственного достоинства, предоставить ему большую свободу в таких действиях, как выбор соседа по комнате, столу, в праве перевозить в дом часть любимых вещей и мебели. Желательно создать условия проживающим в домах-интернатах для хранения некоторых продуктов (фруктов, кондитерских изделий и т.п.), для приготовления чая, возможность иметь свою полку с книгами. Это внесет что-то личное в атмосферу дома и поможет избежать чувства резкой перемены жизни и потери самостоятельности.
Хронически больных чаще всего расселяют в комнатах на 3—4 человека. Расселение больных, лишенных возможности самостоятельно передвигаться, по 3—4 человека в палате, по мнению специалистов, вполне оправдано: облегчается уход за ними, а старики имеют возможность общаться друг с другом. Для особо тяжелобольных необходимо предусмотреть комнаты на 1 человека.
В то же время практика работы домов-интернатов показала, что у большинства престарелых наблюдается стремление к индивидуальному расселению, особенно у лиц, занимавшихся интеллектуальным трудом. Для них целесообразно предусмотреть комнаты на 1 и 2 человек (супружеские пары).
Среди множества вопросов, возникающих в связи с постарением населения, важное место занимает проблема бытового обслуживания населения старшего возраста. Все возрастающие санитарно-бытовые потребности пожилых людей вызывают необходимость организации разного типа учреждений и специальной подготовки персонала, способных удовлетворить эти запросы.
Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В настоящее время в Российской Федерации открыто таких домов свыше 100, в них проживает более 8 тыс. человек.
В соответствии с примерным Положением о специальном доме для одиноких пожилых людей, утвержденным Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 года, этот дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.
Основная цель создания таких домов — обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания; предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Специальные дома для одиноких престарелых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или в части многоэтажного здания. Они состоят из одно-двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они должны быть оснащены средствами малой механизации для облегчения самообслуживания проживающих граждан. При таких домах организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.
Медицинское обслуживание проживающих в этих домах граждан осуществляется, в соответствии с Положением, медицинским персоналом, соответствующих территориальных органов и служб.
В Положении четко определены основные правила, требования и условия строительства и предоставления жилья в специальных жилых домах для одиноких пожилых людей, проживания, оплаты и т.д.
Следует подчеркнуть, что на основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.
Специальные жилые дома для одиноких людей и супружеских пар — это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса социальных проблем престарелых граждан.
Таких домов в России пока еще мало, но они получают все большее признание и развитие.
В башкирском городе Стерлитамаке, например, сумели построить девятиэтажный дом для одиноких ветеранов и инвалидов, которым трудно себя обслуживать. В этом доме есть целый блок бытовых услуг, столовая, предусмотрены помещения для мастерских.
Жизнь вносит свои изменения в содержание, формы и методы социальной работы с пожилыми людьми и на селе. Наглядным примером этому является Дом ветеранов акционерного общества "Белоколодезское" Белгородской области. Этот дом существует немногим более пяти лет. Он построен по проекту бывшего руководителя колхоза "Белоколодезский" Н. В. Таволжанского, позаботившегося не только о строительстве этого дома, но и о том, чтобы он не был казенным, а обстановка и быт, по возможности, не отличались от домашних. Даже вход в здание был спроектирован им особый — в виде часовенки, где пожилые люди могли бы помолиться, внутренние помещения изолированы: в каждом из них большая комната на двоих, ванная с туалетом, большой коридор, столовая, четырехразовое питание, если необходимо — с доставкой в комнату. Есть подсобное хозяйство. Администрация и сотрудники знают каждого проживающего, родственники по желанию могут поселиться вместе в одной комнате, да и с друзьями и знакомыми связь не прекращается. Жильцы Дома ветеранов — бывшие колхозники, люди тяжелого крестьянского труда, и они особенно ценят заботу обслуживающего персонала, внимание к себе. Условия жизни в последние годы и здесь тоже изменились, появились трудности- с питанием, лекарствами, не хватает денежных средств, да и зарплата у социальных работников очень низкая, но коллектив вместе пытается справиться с этими проблемами, найти выход из создавшегося положения. И такие дома, как Дом ветеранов акционерного общества "Белоколодезское" Белгородской области, в котором проживает немногим более тридцати человек, по существу, может служить образцом заботы о престарелых селянах, создания необходимых условий для нормальной жизнедеятельности.
В Краснодарском крае проведена значительная работа по формированию целостной системы предоставления социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам. Ведущими учреждениями по предоставлению различных видов социальной помощи на муниципальном уровне стали центры социального обслуживания, количество которых постоянно растет (с 2 центров в 1993 году до 42 — в 1999 году).
Центры выявляют нуждающихся в социальном обслуживании граждан, создают банк данных о различных категориях населения, оказывают социальную помощь: социально-бытовую, социально-медицинскую, консультативную, психологическую и другую. В структуру центров органично входят отделения социального обслуживания на дому, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, отделения срочного социального обслуживания, временного проживания и дневного пребывания. Только 638 отделениями социального обслуживания на дому оказана помощь 44,2 тыс. граждан.
Так как многие лица пожилого возраста, проживающие в этом регионе, нуждаются в оказании в домашних условиях не только социальной, но и медицинской помощи, в Краснодарском крае ведется целенаправленная работа по организации специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому. В настоящее время открыто 99 таких отделений, обслуживающих 3829 граждан. В Краснодаре открыто специализированное отделение длительного ухода за больными с тяжелыми онкологическими заболеваниями (хоспис на дому).
Растет объем заявок на оказание срочной социальной помощи: за 2000 год 99 отделений срочного социального обслуживания оказали помощь 635 тыс. человек, а в первом полугодии 1999 года — уже 406,7 тыс. нуждающихся граждан. Как показывает практика, деятельность служб срочной социальной помощи способствует значительному снижению остроты социальных проблем.
Показателен тот факт, что в Краснодарском крае наряду с 25 домами-интернатами для престарелых и инвалидов и 15 психоневрологическими интернатами действует 79 ведомственных домов-интернатов. На базе Краснодарского дома-интерната функционирует геронтологический центр "Екатеринодар", ставший методической базой подготовки квалифицированных специалистов системы социальной защиты населения.