Правила и ограничения в рекламе. Законодательство о рекламе.
B России сложилось достаточно обширное законодательное пространство, обслуживающее рекламный бизнес. В центре — базовый закон «О рекламе», a кроме него еще десятки других федеральных законов и подзаконных актов правительства РФ, местных органов власти и управления, регулирующих деятельность всех участников этого специфического вида бизнеса. их взаимоотношения, права, обязанности и ответственность перед населением. Основная цель этих взаимосвязанных между собой нормативных актов заключается в создании цивилизованного рынка рекламных услуг, его защиты от ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции его участников, в предотвращении вреда потребителям, в защите общественных интересов и окружающей природной среды.
B oпpеделенных статьях базового закона указано, что не допускается реклама запрещенных к производству и реализации товаров и услуг; побуждающая к агрессии, насилию и панике населения, нанесению вреда жизни, здоровью и имуществу граждан; нарушающая природоохранительные мероприятия; скрытого и подсознательного воздействия на клиента: деятельности хозяйственных субъектов без соответствующей лицензии. если таковая предусмотрена законодательством; продукции без указаний соответствующих сертификатов качества и соответствия их санитарно-гигиеническим нормами правилам, если эта продукция подлежит обязательной сертификации; любого вида и формы недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной, некорректной, неэтичной и нeгуманнoй информации, вводящей в заблуждение потребителей на рынке рекламных услуг, дискредитирующей конкурентов, нарушающей общественную мораль и порочащей государственную символику и др.
B законе «О рекламе» расписана степень ответственности участников рекламного рынка: так, согласно статье 30, рекламодатель (заказчик) отвечает за содержание информации и представление ее рекламопроизводителю; рекламопроизводитель — за производство и подготовку к распространению рекламы, рекламорaспроcтpанитeль — за место, время и средства распространения рекламы. Согласно п.1 статьи 22, заказчик обязан по требованию рeкламопроизводителя и рекламораспространителя документально подтверждать достоверность информации; последние —вправе требовать от заказчика документального подтверждения достоверности рекламной информации. Рекламодатель в итоге несет ответственность за достоверность информации для производства рекламы, невыполнение требований и предупреждений рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламопроизводитель несет юридическую ответственность за возможные появления ненадлежащей рекламы; рекламораспространитель — за место и время размещения рекламы (особенно алкогольных напитков, табачных изделий, рекламу медицинских услуг от частных лиц без лицензий).
История мировой и отечественной рекламы.
Основные этапы.
Античность.
1) устная реклама. Протореклама.
Простые выкрики торговца, хвалившего свой товар – первый прообраз рекламной практики.
Реклама (от лат. «кричать»). Вывески на домах – прообраз наружной рекламы.
Глашатае – предтечи рекламистов.
Герольды – глашатае от имени власти.
Зазывалы – глашатае от имени торговцев.
Бродячие разносчики товаров.
Молва – передаваемая из уст в уста информация о торговцах и их товаре (особенно на ярмарках). Является прообразом современного вирусного маркетинга.
2) письменная реклама.
Бренд – от англ. «клеймо» (выжигалось на рабах и домашних животных в знак принадлежности; помечались ремесленные изделия).
Элогия – надпись на постаменте античных скульптур, имеющих рекламный характер.
Граффити – тексты, нарисованные и нацарапанные на стенах.
Альбумы – стены для нанесения текстов рекламного характера.
(Акто синатуз – оперативные сведения, объявления от Сената. Акто дюрнал – частные объявления, светская хроника)
Средневековье.
Много методов воздействия на аудиторию: проповеди, церковные праздники, миссионерская деятельность.
- молва, ярмарки – установление связей между странами.
- институт глашатаев – обслуживание духовенства, рыцарства, обычных горожан.
- гильдии купцов и ремесленников, имеющие собственные атрибуты ( гербы, знамена) – прообраз фирменного стиля.
- сборники «Крики улиц» (Рим, Париж, Лондон), в которых классифицировались разносчики товара, образцы текстов выкрикивания.
- объявления на стенах, домах, деревьях ( новое объявление нельзя клеить на старое, пока не высох клей: 2-3 дня) – прообраз этического кодекса рекламной практики.
- вывески, настенные росписи – прообраз наружной рекламы.
С развитием печати усилилась конкуренция между издателями, возникла издательская марка (бренд), каталог, издательский проспект, аннотация.
Мануций – венецианский книгоиздатель – отец европейской рекламы, по мнению многих ученых, т.к. начал выставлять оглавление на витрину
Новеллисты – собиратели и распределители новостей (сборники новостей – прообраз бюллетеней).
Спустя 30 лет после появления печатного станка (Иоган Гутенберг 1448) появился пресс.
- рекламная лихорадка в Западной Европе ( тиражи афиш).
- газеты, журналы:
1706-1712 Д.Дефо «Ревью» +реклама
1728 Б.Франклин «Газета Пенсильвании»
1752 англ.парламент принял закон «о достоверной и правдивой рекламе»
18 век.
США – бурное развитие рекламы.
1824 – лондонский купец Харис придумал устанавливать на повозке спец.вращающиеся столбы со свечками (подсветка) – прообраз рекламы на транспорте.
В Берлине владелец типографией Эрнст Литфаст стал бороться с объявлениями, портящими город.
19 век.
40е годы Волни Палмер организовал 1 рекламное агентство (Нью-Йорк, Филадельфия…); с тех пор рекламные агентства стали появляться с большой скоростью, корпорации СМИ – золотое время газетно-издательского дела.
1898 – Альберт Лескер стал привлекать к рекламе писателей и журналистов. Появление новой профессии – коопирайтер.
С.Куртиз : целесообразность крупных инвестиций в рекламу, вложил полмиллиона долларов и получил вдвое больший доход.
1885 – Херлоу Гейл впервые разослал по почте анкеты для изучения мнения потребителей о рекламе.
20 век.
Общественные рекламные организации:
- Американская федерация рекламы
- Ассоциации рекламных агентств
- Ассоциации рекламодателей.
(обязанности по саморегулированию и совершенствованию профессиональной деятельности).
1911 – Джордж Фредерике – 1я исследовательская компания в области рекламы и маркетинга «Бизнес-Бурс».
-Клод Хопкинс – 1й начал использовать купоны, рассылку и бесплатную раздачу образцов товаров – семплинг.
1920 – 1я коммерческая радиостанция.
1921 – Персивальд Уайт (книга, впервые полностью посвященная рыночным исследованиям).
1923 – Джордж Геллап – 1е измерение читательской аудитории, начало создания известного аналитического центра «Центр Геллапа» (институт).
1940е – телетрансляция (Америка. Владимир Зворыкин).
1950е – в Америке война брендов.
Реклама в России.
1. Протореклама. Ярмарки(Макарьевская, Нижегородская), коробейничество, лубок (резьба на деревянных досках), афиши, вывески, плакаты, крики торговцев, молва.
2. 19-20 века. Формирование рекламы. До отмены крепостного права: объявления о продаже людей, только губернские издания могли размещать рекламу, скрытая реклама (Бутарин «Северная пчела»).
1702 - 1ая газета в России «Санкт-Петербургские ведомости» (на 109 лет позже, чем в Англии).
Бурное развитие рекламы в России: плакаты, афиши (Маяковский, Врубель, бр.Васнецовы и др.)
Разновидности рекламы.
Классификация – средство для установления связей между соподчиненными понятиями или классами объектов.
Виды рекламы:
- по целевой аудитории: потребительская и бизнес-реклама.
- по функциям и целям: товарная и нетоварная, коммерческая и некоммерческая.
- по охвату географических областей: местная, региональная, общенациональная, международная.
- по распространению в СМИ: газетная, журнальная, электронная.
- по характеру информации: информативная, увещевательная (напоминающая).
Критерии «функции, цели и характер информации»: престижная, рубричная, реклама марки, разъяснительно- пропагандирующая.
Классификация Сэндиджа, Фрайбургера, Ротцолла:
- реклама от производителя
1)от индивидуального производителя
2) на сферу торговли
3) типа PR
4)на специалистов
5) международная
- реклама от розничных и оптовых торговцев
- реклама от имени частных лиц
- реклама от имени правительства.