Человека, оказывающего эту помощь, весьма важным является постоян-
Ное внимание к себе и окружающему миру. Поэтому подготовка и рабо-
Та психологов-консультантов невозможна без получения супервизор-
Ской поддержки со стороны более квалифицированных коллег, а также
Личной терапии, прохождение которой в мировой практике считается
Обязательным для психологов-консультантов и психотерапевтов.
По определению С. А. Кулакова (2002), супервизия — это один
Из методов теоретического и практического повышения квалифика-
Ции специалистов в области психотерапии, социальной работы в
Форме их профессионального консультирования и анализа как целе-
Сообразности и качества используемых практических подходов и ме-
Тодов психотерапии, так и психотерапевтических отношений, возни-
кающих между клиентом и терапевтом [14, с. 130].
Слово «супервизия» произошло от superviclere — смотреть вниз,
обозревать сверху. Supervisor: надзиратель, надсмотрщик, контролер.
Supervise — смотреть, наблюдать (за чем-либо). Так именовали мас-
тера среди группы ремесленников [16].
Возможные формы супервизии: консультирование, обратная
Связь, психотерапевтическая поддержка.
Модели супервизии отражают соответствующую концептуаль-
Ную, методологическую и практическую базу; определяются направ-
Лением или школой психотерапии. Существуют интегральная и спе-
Цифическая модели супервизии.
Интегральная модель базируется на общем подходе к психотера-
Пии как к стратегии и тактике психотерапевтического контакта, неза-
Висимого от выбора стратегии воздействия. Эта модель концентриру-
ется на:
- процессе психотерапевтического контакта (вербальная —
Невербальная коммуникация, глубина, эмоциональность и др. —
Дж. Бьюдженталь);
- структурировании сессии или курса;
- избранной «мишени» для работы (симптом, личность в целом,
Когнитивные, эмоциональные, мотивационные процессы, межлично-
Стные отношения и др.);
- соответствии целей и средств вмешательства;
- целенаправленности и результативности психотерапевтическо-
Го процесса в целом;
- состоянии самого супервизируемого в процессе работы с кли-
Ентом; его личностных проблемах в связи с психотерапевтическим
контактом (перенос/контрперенос), защитах и др.
Специфическая модель соответствует теории и методологии ка-
Кого-либо отдельного направления или школы психотерапии. Она
Требует, чтобы супервизор не только обучался, но и практиковал в
Русле данного направления и прошел соответствующую подготовку.
Балинтовские группы
Целью и задачами балинтовской группы являются: повышение
Компетентности в ходе профессионального межличностного общения;
осознание личностных «слепых пятен», блокирующих профессиональ-
Ные отношения с пациентом; расширение представлений о лечебном
процессе в противовес «апостольским» установкам врача; профилакти-
ка «синдрома сгорания» участников группы, основанная на возможно-
сти проработки «неудачных случаев» в ситуации коллегиальной под-
Держки. В состав такой группы входят врачи и психологи, работающие
в одном или в различных медицинских учреждениях [16, с. 23-24].
В процессе супервизии супервизируемый может получить сле-
дующую информацию:
- о себе;
- о клиенте, группе;
- о качестве своей работы;
- о целесообразности применяемых методов и подходов;
- о других возможных вариантах работы.
Супервизор — квалифицированный специалист, проводящий су-
Первизию путем профессионального консультирования обратившего-
Ся за супервизией. Супервизору необходимо иметь не только более
Высокую квалификацию, теоретическую и практическую, но и мето-
Дические навыки и опыт.
Супервизируемый — практикующий психолог или специалист,
Проходящий обучение по психологическому консультированию и об-
Ратившийся за супервизией.
Условия проведения супервизии и контракт