Программа психологического анализа урока № 2

1. Оценка внешних условий (размер классной комнаты, температура воздуха, освещенность, проветриваемость, чисто­та, размеры и расстановка парт, дизайн интерьера, дидактическое оформление, наличие предметов школьного быта, уют в классе).

2. Психологическая оценка урока:

— уровень организации урока (доля спонтанности и учительского воздействия в настрое детей на урок);

— соотношение мнемически-репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мыш­ления учащихся;

— соотношение монологического и ди­алогического общения между учителем и детьми на уроке;

— темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту' и контингенту класса;

— соответствие форм и методов учеб­ной работы возрастным' психофизиоло­гическим особенностям учащихся;

— оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетичес­кий).

3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся:

— позиция учащихся: активная (субъек­ты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуждению) или пас­сивная (объекты, исполнители целей и задач учителя);

— владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее осмысление, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятель­ности);

— преобладающая мотивация учения» проявившаяся на данном уроке;

— нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;

— наличие условии для успеха школь­ников, повышения их веры в себя и по­зитивного самовосприятия;

— наличие инициативы у учащихся в процессе учебной работы;

— наличие творческой или исполнитель­ской позиции у детей, тяготение к дей­ствиям по алгоритму или эвристическо­му решению учебных задач, вариативно­сти в решениях;

— проявление у детей ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;

— наличие вопросов, добавлений, ком­ментариев со стороны детей;

— отношение к ошибкам — своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает живой интерес и потребность ее анализа);

— роль учащихся (коммуникативная открытость, индивидуальность, нестан­дартность речи; невербальная сторона речи: экспрессия, контакт глаз, поза, мимика);

— склонность к кооперации или кон­курентности (групповая парная работа, дискуссии, коллективное решение учеб­ных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость успехам то­варищей);

— раскрепощенность (свободны, «ис­тинны», естественны) или скованность (закрыты, прячутся за ролевые маски);

— отношение учащихся к учителю (ува­жительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, сострадательное, покровительственное);

— внешний облик учащихся (одежда, прическа, макияж, приверженность мо­лодежной моде, чувство вкуса и стиля в облике);

— преобладающее на уроке самочув­ствие и настроение класса (напряжен­ность, страх, воодушевленность, энтузи­азм, бодрость, жизнерадостность, мажор­ность, подавленность, равнодушие, раз­дражительность, агрессия).

4. Психологический анализ деятельно­сти учителя на уроке:

— наличие физической или психологи­ческой дистанции между учителем и деть­ми («над», «под», «рядом», «вместе»);

— преобладающее отношение к клас­су;

— коммуникабельность, умение уста­навливать контакт с классом и каждым учеником;

— способы активизации работы уча­щихся (их разнообразие и педагогичес­кая целесообразность);

— ~ соотношение индивидуального и группового общения на уроке;

— способность к делегированию пол­номочий учащимся;

— умение слушать;

— эмпатийность;

— соотношение поощрения и порица­ния учащихся (позиция «красного каран­даша» или психологической поддержки);

— способность к.индивидуализации и дифференциации учебной работы с уча­щимися;

— стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления;

— работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация);

— соотношение принуждения и фасилитации в способах организации учебной работы;

— эмоциональная устойчивость, вла­дение собой, преобладающие эмоции;

— увлеченность преподаваемым пред­метом;

— адекватность индивидуальной мане­ры поведения учителя свойствам его тем­перамента;

— внешний облик учителя (поза, ми­мика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля);

— если позволяют наблюдения на уро­ке, попробуем определить: этот учитель — любимый?

Задание 7. Подготовка материалов к педагогическому консилиуму

1. Подготовьте реферативное сообщение о целях, задачах, принципах и содержании педагогического консилиума.

2. Используя данные, полученные при проведении психодиагностики, подготовьте материалы к педагогическому консилиуму.

3. Посетите педагогический консилиум (по возможности) и оформите протокол.

Рекомендации

Для педагогического консилиума требуется составить психолого-педагогическую характеристику ученика. Внимательно прочитайте требования к ее составлению.

1. Основные положения и выводы характеристики должны быть обоснованы фактами.

2. Для сбора материала необходимо использовать разные методы: наблюдение, беседу (с учеником, его родителями, классным руководителем и другими учителями), изучение продуктов деятельности, обобщение независимых характеристик, естественный эксперимент.

3. Строго следовать предложенной в данном пособии схеме характеристики, её разделам и структуре.

4. Повторить темы из курса психологии, соответствующие разделам характеристики.

5. Целесообразно составить характеристику на слабо успевающего и недисциплинированного ученика, обратив особое внимание на определение психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности.

Наши рекомендации