Программа психологического анализа урока № 2
1. Оценка внешних условий (размер классной комнаты, температура воздуха, освещенность, проветриваемость, чистота, размеры и расстановка парт, дизайн интерьера, дидактическое оформление, наличие предметов школьного быта, уют в классе).
2. Психологическая оценка урока:
— уровень организации урока (доля спонтанности и учительского воздействия в настрое детей на урок);
— соотношение мнемически-репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мышления учащихся;
— соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
— темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту' и контингенту класса;
— соответствие форм и методов учебной работы возрастным' психофизиологическим особенностям учащихся;
— оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический).
3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся:
— позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуждению) или пассивная (объекты, исполнители целей и задач учителя);
— владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее осмысление, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятельности);
— преобладающая мотивация учения» проявившаяся на данном уроке;
— нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
— наличие условии для успеха школьников, повышения их веры в себя и позитивного самовосприятия;
— наличие инициативы у учащихся в процессе учебной работы;
— наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариативности в решениях;
— проявление у детей ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;
— наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей;
— отношение к ошибкам — своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает живой интерес и потребность ее анализа);
— роль учащихся (коммуникативная открытость, индивидуальность, нестандартность речи; невербальная сторона речи: экспрессия, контакт глаз, поза, мимика);
— склонность к кооперации или конкурентности (групповая парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость успехам товарищей);
— раскрепощенность (свободны, «истинны», естественны) или скованность (закрыты, прячутся за ролевые маски);
— отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, сострадательное, покровительственное);
— внешний облик учащихся (одежда, прическа, макияж, приверженность молодежной моде, чувство вкуса и стиля в облике);
— преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, воодушевленность, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, мажорность, подавленность, равнодушие, раздражительность, агрессия).
4. Психологический анализ деятельности учителя на уроке:
— наличие физической или психологической дистанции между учителем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»);
— преобладающее отношение к классу;
— коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и каждым учеником;
— способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);
— ~ соотношение индивидуального и группового общения на уроке;
— способность к делегированию полномочий учащимся;
— умение слушать;
— эмпатийность;
— соотношение поощрения и порицания учащихся (позиция «красного карандаша» или психологической поддержки);
— способность к.индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
— стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления;
— работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация);
— соотношение принуждения и фасилитации в способах организации учебной работы;
— эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие эмоции;
— увлеченность преподаваемым предметом;
— адекватность индивидуальной манеры поведения учителя свойствам его темперамента;
— внешний облик учителя (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля);
— если позволяют наблюдения на уроке, попробуем определить: этот учитель — любимый?
Задание 7. Подготовка материалов к педагогическому консилиуму
1. Подготовьте реферативное сообщение о целях, задачах, принципах и содержании педагогического консилиума.
2. Используя данные, полученные при проведении психодиагностики, подготовьте материалы к педагогическому консилиуму.
3. Посетите педагогический консилиум (по возможности) и оформите протокол.
Рекомендации
Для педагогического консилиума требуется составить психолого-педагогическую характеристику ученика. Внимательно прочитайте требования к ее составлению.
1. Основные положения и выводы характеристики должны быть обоснованы фактами.
2. Для сбора материала необходимо использовать разные методы: наблюдение, беседу (с учеником, его родителями, классным руководителем и другими учителями), изучение продуктов деятельности, обобщение независимых характеристик, естественный эксперимент.
3. Строго следовать предложенной в данном пособии схеме характеристики, её разделам и структуре.
4. Повторить темы из курса психологии, соответствующие разделам характеристики.
5. Целесообразно составить характеристику на слабо успевающего и недисциплинированного ученика, обратив особое внимание на определение психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности.