По воздействию на организм
– Стенические эмоции – оказывают активирующее воздействие,
– Астенические – подавляющее, расслабляющее.
Функции эмоций:
1. Побуждающая – змоции побуждают к определенной деятельности и являются основным компонентом мотивационного возбуждения.
2. Оценочная (отражательная). С помощью эмоций определяется полезное воздействие или вредность извне.
3. Замещающая. Компенсируют недостаток информации в данный момент времени.
4. Переключательная. Регуляция поведения (пр: чувтсво страха преодолевается чувством долга).
5. Коммуникативная. Передача информации невербальными средствами.
Физиологическое выражение эмоций.
1.Эмоции выражаются на уровне напряжения мышц. Чаще всего "-" мышечный тонус при гневе проявляется в скованности движений, их неуправляемости.
2.Влияют на голос. Может измениться частный спектр голоса."-" эмоции вызывают понижение частоты голоса, а "+" – повышение.
3.Изменяется активность вегетативной НС – ЧСС, давление, секреция желез (зависит от индивидуальных особенностей).
2 типа вегетативного проявления эмоции:
– стетическое реагирование, когда повышаются все показатели
– астетическое (наоборот).
4.Изменение биотоков мозга (ЭЭГ) – при "+" эмоциях альфа-ритм, при "-" бета-ритм в лобных долях.
5.Роль эндокринной системы.
3 основные теории возникновения эмоций:
1.Биологическая теория эмоций.(П.К.Анохина).
В основе – концепция функциональной системы.
Эмоция связана с появлением потребности, которое может сопровождаться "-" эмоциями; и устранением ее, в результате чего возникает "+" эмоция.
Это продукты эволюции, имеют приспособительное значение для организма.
2.Потребностно-информационная теория (Симонова).
Предложил формулу:
Э = П*(Ин-Ис)
П – потребость, Ин – информация о средах, необходимых для удовлетворения П.; Ис – информация о существующих средах, которыми реально располагает субъект.
Эмоция возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения.
Если в наличии находится информация, соотоветствующая прогнозу, то эмоциональное состояние получает позитивную окраску.
При дефиците необходимой информации возникают "–" эмоции.
Исходя из потребностей человека, можно выделить 2 типа поведения:
а) поведение, направленное на поиск информации (если успешен, возникает положительная эмоция);
б) Отказ от поиска информации. В этом случае сохраняется "–" фон, может возникнуть стресс.
3.Косицкий Г.И.: Для достижения цели (удовлетворения потребности) необходима определенная информация (Ин), энергия (Эн) и время (Вн): если существующие у организма информация (Ис), энергия (Эс) и время (Вс) меньше, чем необходимо, то возникает состояние напряжения (СН), которое можно выразить эмпирической формулой:
СН=fЦ(Ин*Эн*Вн – Ис*Эс*Вс)
Ц – цель, fЦ – функция цели.
Однако, ни одна формула не может включить все возможные причины возникновения "–" или "+" эмоций.
Обобщающим фактором, вызывающим эмоции, является удовлетворение или неудовлетворение любой потребности.
Теории эмоций.
Существует 2 направления теорий, объясняющих эмоции:
1. Электрофизиологические теории– объясняют природу эмоций наличием структур в мозге. Подтвердились экспериментами над животными.
Первая теория: Дарвин.
Эмоции достались человеку от животных (как атавизмы и рудименты), т.е. у животных они о чем-то сигнализируют, а у человека никакой роли не играют.
1. Периферическая теория эмоций (Джеймс и Ланге).
Эмоция – сумма органических ощущений. Они возникают так: сначала человек плачет, потом появляется грусть.
Ситуация, образ ситуации, воздейстующий на двигательные нервы => возникает двигательная реакция и ощущения от нее, которые воспринимаются сенсорными нервами и возникает эмоция.
2.Теория Кеннона.
Впервые выделил эмоциональную структуру мозга.
Эмоциогенным центром является таламус.
Неорганические процессы вызывают эмоции, а эмоции и эти процессы порождаются одновременно каким-то источником.
3. Теория "Круга Пеийреца".
Выделил эмоциогенные структуры мозга: поясная извилина, гиппокамп, передние таламические ядра, гипоталамус.
Между ними всеми двусторонняя круговая связь.
4.Теория лимбической системы (Мак Лин).
Также выделил эмоциогенные структуры (те же + миндалина, средний мозг; – таламические ядра).
Его структуру подтвердили опыты.
Среди теорий,объясняющих эмоции, можно выделить Линдсмейт: в основе лежат функции ретикулярной формации, т.е. именно она, активизируясь, способствует появлению эмоций.
2. Психологические теории эмоций.
2 точки зрения:
1. эмоции – вторичное состояние, зависят от деятельности;
2. эмоции – превичны и связаны с функциями организма.
Эмоциогенные структуры мозга.
1.Гипоталамус – в латеральной части находятся центры удовольствия.
Раздражение этих центров приводит к стремлению продлить это состояние.
Медиальная часть содержит центры неудовольствия, при их раздражении наблюдается реакция избегания.
2.Гиппокамп. Связан с памятью, в т.ч. эмоциональной.
3.Миндалевидное тело или миндалина. Находится в боковой части среднего мозга – скопление нервных клеток величиной с миндальный орех.
Связана с агрессивным поведением, отвечает за реакцию страха.
4.Поясная извилина. Выполняет функцию связующего звена, через нее проходят проводниковые пути.
5.Ретикулярная формация. Активизирует КГМ.
Здесь находится голубое пятно, отростки которого выделяют норадреналин, в результате чего повышается реакция удовольствия.
Также здесь находится чёрная субстанция, отростки которой выделяют дофомин, связанный с получением приятных ощущений.
6.Кора ГМ.
Лобная доля – связана с высшими человеческими эмоциями, которые возникают в процессе деятельности, общения и т.д.
При повреждении лобной коры возникает расторможенность, быстрая смена настроений.
Височная доля – принимает участие в формировании эмоций как составляющей речи.
При повреждении – бедная, монотонная речь.
Ассоциативные зоны коры – здесь выделена ассоциметрия функций ассоциативных зон, т.е. различных функций правом и левом полушарий.
При поражении правой – эйфория.
ПП более тесно связано со сферой эмоций.
Повреждение зон ЛП сопровождается серьезными эмоциональными переживаниями;
Повреждение зон ПП – эмоции утрачиваются.
Оказалось, что наши полушария дают нам разные эмоции.
Слова, подававшиеся в ПП – хорошие, а в ЛП – плохие.
Значения эмоций:
1.Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов.
Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчает запоминание большого объема информации, повышает спортивление достижения.
"–" астеническая эмоция сопровождается демобилизацией ресурсов организма.
2.Коммуникативная роль – мимические и пантомимические движения.
3.Влияют на здоровье организма.
«+» эмоции – благотворное влияние; «–» эмоции разрушают организм.
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.
Эустресс
Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
Дистресс
Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.
От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.
Приспособительное значение эмоцинального стресса проявляется в мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта.Невозможность его разрешения приводит к формированию длительного застойного эмоционального возбуждения, проявляется в нарушениях мотивационно-эмоциональной сферы и в различных соматических заболеваниях (развитие ишемической болезни сердца, гипертензия, язвообразование, дисфункция эндокринной системы).Наблюдаются глубокие изменения баланса нейромедиаторов и нейропептидов в ЦНС.