Основные черты юридической профессии – политический характер, обусловленность предписанием закона
Юрист (от лат. jus или juris — право) (нем. Jurist) человек с юридическим образованием; правовед, учёный, изучающий право; практический деятель в области права; В литературе юридическая деятельность преимущественно рассматривается как жесткое исполнение всеми обязанными к тому лицами установленных законом процедур, т. е. скорее представляется как содержание процессуальных порядков. В Российской Федерации юристом может быть лицо получившее юридическое образование. По общему правилу, для производства защиты лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, юрист должен сдать квалификационный экзамен и стать адвокатом. Профессиональные обязанности юриста формировались на основе нормативно-правовых актов различного уровня (Конституция РФ, Федеральные Законы, иные подзаконные нормативно-правовые акты, включая локальные), а также правоприменительных актов. Профессиональные обязанности юриста конкретизируются приказом о зачислении на должность, трудовым договором, соглашениями различного характера. Технологически они состоят в совершении в соответствии с правовым статусом и на его основе действий (решений) с целью достижения определенных результатов. Осуществление профессиональных обязанностей (наряду с профессиональным поведением) представляет собой активную сторону, сердцевину труда юриста. Каждая обязанность юриста и все они вместе структурно представляют собой определенные диспозитивно и императивно полномочия и долг: выполнения в определенных ситуациях и при наличии определенных оснований предписанных действий (возбудить уголовное дело, передать его прокурору, защитить интересы истца в гражданском процессе и т.п.); в некоторых случаях достижения определенных результатов (раскрытие преступлений, обеспечение законности приговора), но - не указание о выигрыше дела; соблюдения правил совершения действий и достижения результатов для выполнения этой обязанности; Предполагается, что любая профессиональная обязанность юриста обеспечивается надлежащей методикой и организационно-техническими условиями. Тема участия юриста в политической жизни не новая. В принципе, все высшие должностные лица в какой-то степени были юристами, поскольку так или иначе приобщались к законотворческой и правоприменимой деятельности. Вопрос заключается в другом: нужно ли современному юристу выходить за пределы своей профессиональной сферы и становиться политиком? И насколько соответствующий процесс деформирует и без того уже деформированного на профессиональном уровне законодателя?
Бесспорно, причины, которые вынуждают юриста переходить к политической сфере, в каждом случае является сугубо личными, но общие мотивы найти все же можно. Если обобщить уже абстрагированные мотивации, получим такие мотивы и для того, чтобы еще больше запутаться в вопросе, - контраргументы. Материальные блага. Особенностью современной национальной политики является постоянная концентрация большого капитала. Юристы же обслуживают любой капитал, не только большой. Здесь в большей степени действует спекуляция будничного сознания об источнике такого состояния, или, точнее, о его легальности. Но и здесь юрист незаменим. Хотя юрист, который смог приблизиться к политической элите, является профессионалом высокого сорта, а следовательно вопрос материального обеспечения стоит уже не так остро.
Желание быть в эпицентре резонансных событий. Предварительно мы уже акцентировали внимание читателя на определенной особенности юридического сознания. Экстаз, что его получает юрист, действуя в водовороте политических событий, можно сравнить только с экстазом юриста отдела М&a только что после заключения мульти миллионного соглашения, которое тот сопровождал. Стремление публичности. Именно для того, чтобы быть публичным (заметной, весомой) лицом, большинство (и не только юристов) идет во властные круги. Юристы же, с их добродетелями, хотят этого не меньше, а кое-где и больше. Для кое-кого из законодателей публичность – это лишь часть PR, а для кое-кого – стиль жизни. По этому поводу иногда можно услышать сетование «знатоков души человеческой», что переход юриста к политике является сублимацией его нереализованных целей и желаний на политическое.