Постиндустриальное общество, характер и основные черты

Обрабатывающее информацию, знания.

Определяющие факторы – социальный и культурный, в отличие от экономического в индустриальном.

Компьютеризация всех сфер.

Это было предсказано Марксом. В этом обществе впервые дифференцируется власть и собственность: люди, занятые индивидуальным трудом, определяют развитие и функционирование общества. Менеджеры, инженеры, руководители компаний…

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ. ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Род, народ, нация - это крупные устойчивые объединения людей, обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка, психологии и т.д.

Коллективности людей. Нет общности, если нет совместной жизни и совместного труда. Труд меняется – меняется общность.

1. П – род, племя. Кровное родство, вместе производят и потребляют. Язык, культура, верования. Матриархат (собирательство) – патриархат (высшая стадия и начало разложения, мотыга меняется на плуг с волом). Остается продукт, происходит разделение труда, умственная деятельность.

2. Р, Ф – народность. Язык, культура, верования. Территория. Узкие социальные связи (остаточный продукт – на рынок). Все в своем обществе. Не взаимодействуют друг с другом, радиус общения мал. Один язык, но несколько диалектов, рыхлое общество, области.

3. К. – нация. Стираются границы, более тесные отношения. Появляется только в капитализме. Возникает единая национальная культура, самосознание, т.к. стираются границы, развивается производство. К нациям примыкают менее крупные общности.

В современном обществе существует множество национальных проблем.

Национализм: склонен преувеличивать национальные особенности. Происходит восхваление национального, но в то же время пренебрежение к другим нациям и народностям.

Шовинизм – крайняя форма национализма. Ненависть к другим национальностям, стремление уничтожить другие народы как вид.

Часто национализм сочетается с расизмом.

Космополитизм: игнорирует всякие национальные особенности, отвергает их существенное значение. Это своего рода навязывание своего образа жизни другим странам.

Но существует и такое понятие как интернационализм, который проявляется во взаимном уважении национальных особенностей любых народностей.

Существует 2 модели интеграции полиэтнического населения:

1. ассимиляционная (интеграционная) модель: одно государство – одна нация. Люди, приезжающие в страну, могут влиться в общество, если они усвоят национальную культуру.

2. мультикультурная модель. Оставляет право национальным меньшинствам иметь свои национальные особенности.

КЛАССЫ И КЛАССОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Задумывались сразу: теория насилия, божественная и т.п.

Античность: неравенство способностей Ч (Платон, Аристотель, затем Гегель).

Современное: способность работать с информацией. Низшие не могут требовать передела, как то было до.

Подготовка классов в П (непримиримые противоречия): рабовладельцы и рабы. Государство призвано их умерять. Разделение труда – главная причина появления классов.

Марксу принадлежит в исследовании классов:

1) существование связано с формациями. Сегодня труд становится универсальным – исчезновение классов.

2) диктатура пролетариата исходит из классовой борьбы

3) сама диктатура – переходный период к построению общества без классов.

«Великий почин», Ленин:

Класс – большие группы людей, которые отличаются по их месту в исторически определенной системе общественного производства:

1) отношении к средствам производства (собственник или наемный),

2) по роли в организации производства

3) по доле и способам получения общественного богатства.

Такие группы, из которых один может подчинить другого.

Наши рекомендации