Дополнительные задания для самостоятельной работы

1. Подготовить реферативные работы по 1-2 предложенным вопросам;

2. Подготовить конспекты – схемы:

· Философские, социологические и психологические предпосылки возникновения конфликтологии;

· Причины возникновения и содержание внутриличностных конфликтов в работах в работах классиков психоанализа;

· Теория возникновения конфликта в работах Э. Берна;

· Взгляды В.С. Мерлина на содержание психологических конфликтов;

· К. Левин о разрешении социальных конфликтов;

· Структурные элементы конфликта и их содержание;

· Психология манипуляций;

· Е.В. Сидоренко о влиянии и противостоянию влиянию.

3. Составить сравнительные таблицы:

· отличительные особенности определения структурных характеристик конфликта в рамках психоанализа, бихевиоризма, гуманистического подхода;

· сравнительный анализ теоретических положений о возрастных кризисах, изложенных в теориях Э. Эриксона и Д.Б. Эльконина;

· сравнительный анализ теоретических подходов к описанию межгрупповых конфликтов: ситуационный, когнитивный, реалистический подходы;

4. Подготовить библиографию и краткий обзор статей, посвященных проблемам конфликтов, за последние 5 лет в журналах «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Журнал практического психолога».

5. Ознакомиться с параметрами измерения интерперсонального поведения М. Дойча. Подобрать примеры, характеризующие 16 типов отношений.

6. Изучить способы анализа конфликтных ситуаций.

7. Проанализировать представленные в литературе конфликтные ситуации, и выделить их структурные элементы. Результаты анализа представить в виде таблицы.

8. Описать и разобрать конфликтную ситуацию из собственного жизненного опыта по схеме «Картография конфликта».

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб., 2003. – С.50 -70.

2. Конфликтология: хрестоматия / сост. Н.И. Леонов. – М.: МПСИ, 2011 – 568 с.

3. Леонов Н.И. Конфликтология: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального институты, 2010 -232 с.

4. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие.- СПб., 2003. – С. 146 -167.

5. Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009. – С. 55-75.

6. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций: Учеб. пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК».- 192 с.

Перечень вопросов к экзамену

1. История становления конфликтологии

2. Современные концепции конфликта

3. Понятие конфликта, способы описания конфликта

4. Структурные элементы и характеристики конфликта

5. Технологии разрешения конфликтов

6. Основные источники и причины конфликтов

7. Различные типы конфликтных личностей

8. Психодинамические традиции описания конфликтов

9. Изучение конфликтов в рамках бихевиоризма

10. Восприятие конфликтной ситуации и типы конфликта

11. Различные классификации конфликтов.

12. Психологические традиции изучения конфликта

13. Организационные конфликты.

14. Межгрупповые конфликты.

15. Межличностные конфликты.

16. Внутриличностные конфликты.

17. Психологические особенности семейных конфликтов

18. Стили поведения в конфликтной ситуации.

19. Противоборство и сотрудничество в конфликте

20. Манипуляции в конфликте. Манипулятивные технологии

21. Защиты и противостояние манипуляции.

22. Управление конфликтом.

23. Основные технологии переговоров.

24. Предпосылки манипуляций.

25. Управление эмоциями в конфликте. Идеи А. Эллиса в разрешении конфликта

26. Педагогические конфликты

27. Этнические конфликты

28. Основные положения теории трансактного анализа. Манипуляции и конфликт в трансактном анализе.

29. Теория социальных отношений. Эксперименты Зимбардо Ф.

30. Технология модерации конфликтов

31. Исследование причин конфликтов на предприятии

32. Алгоритм деятельности руководителя в процессе формирования инновационного конфликта

33. Конфликты в школьном возрасте: их предупреждение и преодоление

34. Деятельность руководителя в конфликтных ситуациях

35. Прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности.

36. Предупреждение конфликтов.

37. Методы изучения предпочитаемых стилей конфликтного поведения в коллективе

38. Инновационные конфликты способы их разрешения

39. Специфика форм проявления управленческих конфликтов.

40. Возможности социально-психологического тренинга в овладении конфликтологической компетентностью

41. Структура конфликтологической компетентности сотрудников организации

42. Развитие коммуникативной компетентности как условие сотрудничества в совместной деятельности

Наши рекомендации