Сущность профессионального самоопределения специалиста по социальной работе с лицами пожилого возраста
Подготовка специалистов для социальной работы с пожилыми имеет на сегодняшний день актуальный характер. В связи с глубокими изменениями в политической, экономической и культурной жизни общества трансформируется общественное сознание, пересматривается традиционная система ценностных ориентаций, принципиально меняются личностные качества молодого специалиста, призванного жить и активно творить в современном мире. Сегодня общество нуждается в молодых специалистах, способных к самостоятельному, нестандартному решению возникающих проблем, реализующих в профессии свой способ жизнедеятельности на основе интеграции общечеловеческих и профессионально значимых ценностей. А это, в свою очередь, с необходимостью требует усиления профессиональной и личностной составляющих образовательного процесса в современном вузе.
Основная цель профессиональной школы сегодня выражается в том, чтобы не только вооружать будущих специалистов определенной суммой знаний, но и в связи с тенденцией к опережающему социокультурному развитию, формировать у каждой личности потребность в непрерывном самосовершенствовании, закладывать умения и навыки самооб-разования в области социальной работы с пожилыми, самостоятельного и творческого овладения этими знаниями в течение всей активной жизнедеятельности человека.
Подобный подход к характеру и уровню подготовки специалиста ориентирует исследователей на выявление и стимулирование такой интегральной личностной характеристики, которая могла бы служить показателем профессионального развития, характеризовать готовность личности к активной созидательной жизнедеятельности в условиях обновляющегося общества. Решение этой проблемы в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях объединяют спрофессиональным самоопределением (Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев,
А.К. Осницкий, Г. Томс, Т.С. Чуйкова, Э. Эриксон и др.) как процессом расширения психологического пространства личности в связи с выбором жизненного пути. Разработка психолого-педагогических основ профессионального самоопределения личности, понимаемого сегодня как построение человеком отношения к границам своих профессиональных возможностей и изменение этих границ с целью преодоления препятствий на пути к их оптимальной самореализации, является одним из приоритетных направлений образовательной политики и актуальной проблемой научно-прикладных междисциплинарных исследований.
На основе соотношения качественных показателей в структуре внешней и внутренней деятельности будущего специалиста по социальной работе с молодежью в контексте нашего исследования выделяются следующие уровни профессионального самоопределения:
Исходный уровень. Отсутствие мотивационной направленности на социальную работу с пожилыми как сферу профессиональных интересов.
Интуитивный уровень. Ориентация на случайные мотивы и внешние стимулы социальной работы с пожилыми, знания о которой носят эмоционально окрашенный характер. Навыки практической деятельности отсутствуют. Профессиональная рефлексия не развита.
Репродуктивный уровень. Мотивы будущей профессиональной деятельности проявляются ситуативно. Социологические, психологические и специальные знания носят поверхностный характер. Практические навыки направлены на применение приемов традиционной социальной деятельности. Профессиональная рефлексия слабо выражена.
Продуктивный уровень. Установка на социальную работу с пожилыми связана с мотивами самоутверждения в ходе самостоятельной практики и основывается на глубоких знаниях, которые, вместе с тем, не носят системного характера. Профессиональная рефлексия выражается в неадекватной самооценке собственных профессиональных возможностей и способностей.
Системный уровень. Будущая профессиональная деятельность осознается как социально и личностно значимая. Социологические, психологические, специальные и частнометодические знания носят глубокий, многоаспектный характер. Стремление наиболее адекватно реализовать себя в практической деятельности воплощается в авторскую систему социальной работы.
Анализ литературы показывает, что наиболее сензитивным для профессионального самоопределения является период обучения в вузе. В соответствии с этим профессиональное самоопределение мы рассматриваем как целенаправленный процесс порождения студентом способов самосозидания личности в социально-педагогической деятельности, обусловленный соотношением внешних требований к профессиональной подготовленности и внутренних личностных потребностей в овладении профессией, единство которых обеспечивает переход на качественно новый уровень профессионального развития личности, способной осуществлять социальную работу с пожилыми в любой стандартной и нестандартной ситуации.