Глава 2. Структура волевого акта.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Кафедра «Экономика»
Контрольная работа
По дисциплине «Психология»
Вариант №
Работу выполнила
студентка гр. ЭКз-11
Мальцева Оксана Георгиевна
Преподаватель:
Защищена с оценкой:
……………………….
Дата………………….
Подпись……………..
Пермь, 2016
Введение.
Несомненно, каждый человек в своей жизни сталкивался с ситуациями, требующими от него проявления силы воли, будь-то достижение поставленной цели, исполнение желания или необходимость выбора, как самого простого, так и жизненно важного.
Человек решительный, самостоятельный, настойчивый, на пути достижения цели или при осуществлении выбора, сравнительно легко преодолевает всевозможные препятствия, как внешние, так и внутренние. Такого человека принято характеризовать как волевого, т.е. обладающего силой воли. Нерешительному же человеку, склонному к сомнениям, поддающемуся влиянию других, бывает довольно сложно сделать тот или иной выбор, заставить себя совершать определенные действия на пути к достижению цели, требующие с его стороны каких-либо усилий. Такого человека обычно называют безвольным, слабохарактерным.
Понятие о природе воли очень многообразно. Если обратиться за помощью к словарям русского языка, можно найти следующие определения воли. «Воля – это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели» (Толковый словарь Ожегова). «Воля – это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления» (Большой энциклопедический словарь). «Воля – данный человеку произвол действий, свобода, простор в поступках» (Толковый словарь Даля). Не будет преувеличением сказать, что воля – понятие многоликое. Даже с обычной точки зрения, воля – это и свобода, и простор, и отсутствие принуждения, но также это и самоограничение, и самоконтроль, и подчинение некоторых свойств (например, лень) необходимости прилагать волевые усилия для достижения определенных целей.
С точки зрения философии воля рассматривается как сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий. В некотором смысле это определение перекликается с общепринятой в психологии трактовкой воли. Однако существуют определенные отличия. «В психологии под волевыми процессами разумеется гораздо более узкий класс процессов, чем те, которые разумеются под философским понятием воли. Дело в том, что с философской точки зрения любое целенаправленное сознательное действие является волевым по определению. В психологии условились обозначать волевыми такого рода действия, которые имеют свои особенности. Причем субъективно-эмпирически эти особые действия, которые составляют класс действий волевых, описываются как действия, которые требуют какого-то особого усилия, особого акта» [1, лекция 50]
Цель данного реферата – проиллюстрировать некоторые психологические теории воли, дать определение понятию воли, отметить какие функции она выполняет. Рассмотреть структуру волевого акта, а также охарактеризовать качества личности, которые принято считать волевыми, проследить процесс их формирования и возможность их самовоспитания.
Глава 1. Понятие о воле.
Теории воли.
Понимание воли как реального фактора имеет свою историю. Во взглядах на природу этого психического явления существует два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно связаны и рассматриваются только во взаимодействии друг с другом.
Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Упоминание о воле встречается еще у Аристотеля, в трудах которого природа воли выражается в формировании логического заключения. Он ввел понятие воли в систему категорий науки о душе, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. [3] Во времена же средневековья проблема воли вообще не существовала в качестве самостоятельной, а ее понятие связывалось в большей степени с некими высшими силами. Можно предположить, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Эпоха Возрождения признала главной ценностью личности именно свободу воли. [2] Теории воли в философии XIX века весьма разнообразны. Например, волюнтаризм (А. Шопенгауэр), представители которого считали волю особой надприродной силой, которая определяет ход психических процессов и свободный выбор поведения. Или, представители другой механистической теории воли (Ч. Ломброзо) отрицали свободу воли, полагая, что она полностью зависит от обстоятельств, в которых находится человек. [4]
Много позже, абсолютизация свободы воли привела к возникновению экзистенциализма, который рассматривает свободу, как свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Такая трактовка противоречит современным представлениям о человеке.
Один из первых естественнонаучных взглядов на природу воли принадлежит И.П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Воля в его трактовке рефлекторна по своей природе, проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К.Н. Корнилов) и рефлексологии (В.М. Бехтерев).
В рамках психоаналитической концепции предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. З. Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения, К. Лоренц, что это изначальная агрессивность человека. А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывали проявление воли с социальными факторами. [2]
В последние годы развивается концепция, согласно которой поведение человека понимается изначально активным, способным самостоятельно выбирать формы поведения, адекватные познанным им законам природы и общества, а также собственному личностному смыслу (В. Франкл, С.Л. Рубинштейн, В.А. Иванников и др.). [4]
Понятие воли.
Современная психология рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека.
Проблема воли, поставленная по существу, не формально и не функционально, – это, прежде всего, проблема содержания воли, того, какие мотивы и цели являются для нее определяющими, а также каково ее строение. Воля возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может, так или иначе, отнестись к ним. Таким образом, возникновение воли неразрывно связано со становлением индивида как самоопределяющегося субъекта, который сам произвольно определяет свое поведение и отвечает за него. [6]
Один из существенных признаков деятельности, регулируемых волей – связь волевого действия с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. Ее можно определить как некую внутреннюю силу психического свойства, способную осознанно управлять психическими явлениями и поведением человека. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. [3]
Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами. Она подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности. Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, человек обращает внимание на предметы и явления, вызывающие у него определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с чувствами. Но, наряду с этим, чувства могут выступать и препятствием к достижению поставленной цели, и, следовательно, необходимо приложить волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. [2]
Еще один признак волевого характера действия – это наличие продуманного плана его осуществления. «Волевое действие — это... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом». [6, с. 636]
Также, существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Ведь именно с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. [3]
Функции воли.
Волевые процессы выполняют следующие функции.
1. Инициирующая.
Эта функция непосредственно связана с мотивационными факторами. Заключается в том, чтобы запустить то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия. Волевая активность характеризуется надситуативностью, то есть выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.
2. Стабилизирующая.
Выражается в произвольной, сознательной регуляции действий и волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне, если возникают внешние и внутренние помехи разного рода.
3. Ингибирующая.
Проявляется в сдерживании (торможении) нежелательной активности, других, часто сильных, желаний и мотивов, других вариантов поведения.
4. Генетическая (продуктивная).
Благодаря этой функции, повышается уровень осознаваемости и организованности всех психических процессов, а также формируются волевые свойства личности: самостоятельность, решительность, настойчивость, целеустремленность, самообладание и др.
Глава 2. Структура волевого акта.
Волевые действия человека характеризуются сложным психологическим содержанием. Общеизвестно, что у человека может возникать напряжение при необходимости осуществить ответственное волевое действие, сомнения, противоборство мотивов. Поэтому, важно раскрыть, что собой представляет в психологическом отношении волевой акт, каковы его звенья, его структура. [5]
Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.
В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на осознанную цель, почти сразу переходит в действие, а сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается с помощью привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только дан импульс.
Для сложного волевого акта существенно, прежде всего, то, что между импульсом и действием вклинивается сознательный процесс. Действию предшествует учет последствий и осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана. Следовательно, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий цепь различных моментов и последовательность стадий или фаз, тогда как как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в сколько-нибудь развернутом виде.
В сложном волевом действии выделяются 4 основные фазы:
1. возникновение побуждения и предварительная постановка цели;
2. стадия обсуждения и борьба мотивов;
3. решение;
4. исполнение и контроль.
Первая фаза.
Основное содержание – возникновение побуждения и осознание цели, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Всякое подлинно волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Основа волевого действия – целеустремленная, сознательная действенность. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, стремление переходит в желание. Желание – это опредмеченное целенаправленное стремление. А, следовательно, зарождение желания означает возникновение или постановку цели. Но наличие желания, направленного на тот или иной предмет как цель, еще не является законченным волевым актом. Желание переходит в подлинно волевой акт, когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию. Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие. Случается, что появляется сомнение в данной цели, или появляется несколько конкурирующих целей, или возникает мысль о возможных нежелательных последствиях, и в результате образуется задержка. И тогда между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов.
Вторая фаза.
Основное содержание – обсуждение и борьба мотивов.
Волевое действие обусловлено личностью в целом. Но в волевом акте часто заключены борьба, противоречие, раздвоение. У человека есть много различных потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются несовместимыми. В результате человек вовлекается в конфликт и разгорается внутренняя борьба мотивов. Тогда в волевой процесс включается процесс интеллектуальный, который превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Волевой акт – это не активность, которая заключает в себе и самоограничение. Сила воли заключается не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять некоторые из них, подчиняя одни из них другим и любое из них задачам и целям, которым личные желания должны быть подчинены. Воля на высших своих ступенях – это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Поэтому воля требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им. Прежде чем действовать, необходимо принять решение. Если возникновение побуждения в виде желания предварительно выдвигает некоторую цель, то окончательное установление цели совершается в результате решения.
Третья фаза.
Основное содержание – принятие решения.
Собственно, само принятие решения может протекать по-разному.
Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как особая фаза, так как волевой акт совершается без особого решения. Те случается, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осуществление цели, соответствующей этому побуждению, – никаких внешних препятствий.
Иногда решение как бы само наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Так случается, когда произошла какая-то внутренняя работа, что-то сдвинулось, многое переместилось – и все представляется уже в новом свете: принимается решение не потому, что человек считает нужным его принять, а потому, что никакое другое уже невозможно. Все разрешилось, и надо лишь констатировать решение.
Иногда же случается так, что до самого конца, каждый из мотивов сохраняет свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести все это в жертву. В результате, само решение, а затем и следующее за ним исполнение сопровождаются ярко выраженным чувством усилия. Такое чувство усилия человек испытывает обычно, если решение не дает подлинного разрешения борьбе мотивов и когда победа одного мотива означает лишь подчинение остальных.
Описанные выше случаи отличаются друг от друга тем, насколько решение выделяется в волевом процессе как особый акт. В первом – решение непосредственно слито с принятием цели; во втором – не отделилось еще от борьбы мотивов, являясь лишь естественным ее концом, а в третьем –противостоит как особый акт, наделенный максимальной степенью активности и осознанности.
Но принять решение – еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение, без которого волевой акт не может считаться завершенным.
Четвертая фаза.
Основное содержание – исполнение решения и контроль.
Исполнение решения часто превращается в более или менее сложный длительный процесс. Усложнение этого последнего завершающего этапа волевого акта является характерным для высших ступеней волевого действия, которое ставит себе все более сложные, отдаленные и высокие, все труднее достижимые цели. Исполнение решения требует изменения действительности. Когда борьба мотивов закончена и решение принято, только тогда начинается подлинная борьба – борьба за исполнение решения, за осуществление желания, за изменение действительности, за подчинение ее человеческой воле, за реализацию в ней идей и идеалов человека. Волевое действие заключает в себе реальное и идеальное отношение субъекта к объекту, личности к предмету, который выступает в качестве цели, к действительности, в которой эта цель должна быть осуществлена. Всякое волевое действие предполагает в качестве отправного пункта состояние, которое складывается в результате предшествующей ему длительной и сложной внутренней работы, которое можно было бы охарактеризовать как состояние готовности, внутренней мобилизованности. Само действие как исполнение протекает по-разному, в зависимости от сложности задачи и отношения к ней действующего человека. По мере того как исполнение решения в действии растягивается на какое-то время, от решения отделяется намерение. Намерение является внутренней подготовкой отсроченного или затрудненного действия. В сложном волевом действии для исполнения решения часто недостаточно намерения, даже если оно является самым лучшим и искренним. Прежде чем приступить к осуществлению отдаленной цели, требующей сложного ряда действий, необходимо составить план действий. Волевое действие в своих высших формах должно быть плановым действием. [6]
Говоря о контроле, важно как субъект оценит результат волевого действия, что зависит от сложившегося у личности типа контроля. Он бывает двух видов: интернальный (устойчивое качество личности, выражающееся в принятии человеком ответственности за совершенные им действия и происходящие с ним события, объясняя их своим поведением, ошибками и т.п.); экстернальный (устойчивая склонность личности приписывать ответственность за все происходящее с ней внешним факторам – случайности, обстоятельствам и т.п.) [4]
Поскольку волевой акт является сознательным действием, направленным на осуществление цели, человек оценивает результат, сопоставляя его с целью, на которую оно было направлено. Он констатирует удачу или неудачу и в некотором смысле напряженно и эмоционально переживает его как свой успех или неуспех. [6]
«Волевое действие – это в итоге сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие – это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир.» [6, с. 636]