МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Таких методов, с помощью которых в психологии изучаются человеческие взаимоотношения, довольно много
Таких методов, с помощью которых в психологии изучаются человеческие взаимоотношения, довольно много, и рассмотреть их все в учебной книге не представляется возможным. Однако из таких методов все же можно отобрать несколько достаточно валидных и надежных — таких, которые дают разностороннюю и ценную информацию о положении данного человека в системе межличностных отношений в малой группе.Часть таких методов характеризует персональное отношение данного человека к другим людям, иные — положение данного человека в системе сложившихся,внутригрупповых отношений, третьи — психологию той социальной группы, в которую входит данный индивид и в систему межличностных отношений которой он включен. Из таких методов для презентации в данной главе мы выбрали по одному-два и считаем их достаточными для общей характеристики положения человека в системе межличностных отношений тех самых групп, участником которых он является.
_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Методика «Семантический дифференциал»1
При помощи данной методики определяется эмоционально-личностное отношение человека к некоторому другому человеку, являющемуся членом той же самой социальной группы, в которую входит испытуемый.
Инструкция-задание к методике:
«Выберите двух людей из вашей социальной группы, которых вы хорошо знаете и к которым вы испытываете различное, положительное и отрицательное отношение. Последовательно оцените их обоих с помощью следующих нескольких противоположных пар эмоционально-оценочных прилагательных, выбрав в каждой из пар место, занимаемое данным человеком, и отметив крестиком свое эмоциональное отношение к нему. Если ваше отношение к данному человеку положительное, то крестик ставится справа от средней, нулевой линии; если ваше отношение к нему отрицательное, то крестик проставляется слева от нее. В том и в другом случае сила отношения выражается, соответственно, выбором нужного положительного или отрицательного балла от 0 (самое слабое эмоциональное отношение) до 3 (самое сильное эмоциональное отношение)». Пары противоположных эмоционально-оценочных прилагательных представлены ниже.
-3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | |||
Плохой | Хороший | |||||||
Неприятный | Приятный | |||||||
Непривлекательный | Привлекательный | |||||||
Ненужный | Нужный | |||||||
Бесполезный | Полезный | |||||||
Нежелательный | Желательный | |||||||
Неважный | Важный | |||||||
Незначимый | Значимый | |||||||
Несущественный | Существенный | |||||||
Грубый | Мягкий |
1 Данные по этой методике не входят в Карту индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника, поэтому сама методика в тексте не имеет отдельного номера.
Часть I. Психологическая диагностика
Оценка результатов
Оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных эмоционально-оценочных прилагательных), переводятся в баллы в соответствии со шкалой, представленной в верхней части рисунка. Если отметка испытуемого располагается между двумя пунктами шкалы, то берется промежуточное, дробное число баллов. Далее вычисляется средняя оценка по всем десяти шкалам семантического дифференциала. Она и является количественной характеристикой общего эмоционального отношения испытуемого к тому человеку, к которому относятся полученные оценки. Отношение считается положительным, если средняя оценка также положительная; отношение рассматривается как отрицательное, если соответствующая средняя оценка отрицательная. Сила эмоционального отношения, соответственно, отражается в абсолютной величине полученной средней оценки.