Температура, освещение и цвет

Еще три элемента в окружающей среде, которые

можно контролировать, влияют на коммуникацию и

«передают» сообщения. Это температура, освещение

и цвет в нашем окружении.

Температура может способствовать или препят

ствовать эффективной коммуникации, так как она

изменяет настроение людей и уровень их внимания.

Вспомните, как трудно слушать учителя в жарком и

душном классе. А может быть, вы замечали, что на

чинаете нервничать, когда вам холодно?

Уровень освещения также имеет значение для пе

редачи информации. В лекционных помещениях и

читальных залах, как правило, яркое освещение —

оно помогает лучше воспринимать информацию на

слух и создает комфортные условия для чтения. На

оборот, в шикарном ресторане, в помещении, где слу

шают музыку или смотрят фильм, освещение слабое

и незаметное, так что создается уютная атмосфера,

располагающая к интимному разговору (Knapp &

Hall, 1992). Мы часто изменяем уровень освещения

в комнате, чтобы создать настроение, соответствую

щее определенному типу взаимодействий. Яркие

цвета стимулируют активность и шумные разговоры,

слабое же освещение способствует спокойному и

умиротворяющему настроению, а также настраива

ет на тихий и серьезный разговор.

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики

После того как студенты в колледже провели не

сколько смешанных парных игр в теннис, они отпра

вились в бар при студенческом городке выпить и по

болтать. Маркес и Лайза сели с Барри и Эланой, они

сильно проиграли этой паре, потому что Элана игра

ла гораздо лучше обычного. Маркес и Лайза обща

лись только за игрой в теннис, а Барри и Элана по

большей части проводили время вдвоем.

После нескольких общих замечаний о турнире

Маркес сказал: «Элана, твоя подача сегодня была

самой лучшей из тех, что я видел в этом году».

— Да, ты здорово играла. И, если ты заметила, мне

было трудно принять подачу, — добавила Лайза.

— И играешь ты гораздо лучше, чем раньше, —

добавил Маркес.

— Спасибо, ребята, — поблагодарила Элана, — я

стараюсь.

— Ну, сегодня мы получаем комплименты — съяз

вил Барри. Затем, после паузы, продолжил: «Эй,

Элана, подай ка мне свитер — я оставил его вон на

том стуле».

— Барри, ты ближе к нему, чем я, — парировала

Элана.

Цвет может стимулировать как эмоциональные, так

и физические реакции. Например, красный возбужда

ет, голубой смягчает и успокаивает, а желтый повыша

ет настроение. Профессиональные дизайнеры интерье

ров, понимающие, как люди реагируют на цвета, пред

почитают голубые тона, когда пытаются создать

спокойную безмятежную атмосферу для гостиной, а в

игровой комнате используют красные и желтые тона.

Кроме того, особые цвета также передают информа

цию о людях и событиях. Например, молодежь часто

использует определенные тона в знак принадлежнос

ти к какой то группе. В некоторых районах члены мо

лодежных группировок надевают пестрые платки или

другую одежду характерного для этой группы цвета.

Культурные различия в организации

Окружающей среды

Вполне естественно, что окружающая среда, в ко

торой люди чувствуют себя уютно, зависит от их

культуры. В США, где достаточно свободной земли,

многие люди живут в отдельных домах или больших

квартирах. В других странах, где плотность населе

ния выше, люди живут в более стесненных условиях

и при этом чувствуют себя «одиноко», живя в про

сторных помещениях. В Азии большинство людей

живут в довольно тесных, по нашим меркам, жили

щах. Точно так же люди из других культур имеют

иные представления о том, какая обстановка нужна

для разных взаимодействий. Вспомните, что в доми

нирующей культуре США личное или интимное про

странство составляет около 45 см или меньше. Од

нако в культурах Ближнего и Среднего Востока муж

чины в разговоре между собой обычно придвигаются

ближе (Samovar, Porter, & Stefani, 1998). Таким об

разом, когда мужчина араб разговаривает с мужчи

Барри принял намеренно холодный вид, придви

нулся к Элане чуть ближе и настойчиво сказал: «Эла

на, подай мне свитер — немедленно».

Элана быстро отодвинулась и сказала: «Ладно,

Барри — тут прохладно», — и подала ему свитер.

— Ну разве она не милашка, — заметил Барри, обра

щаясь к Маркесу и Лайзе, и взял свитер у Эланы.

В ответ Лайза и Маркес посмотрели на пол. Затем

Лайза взглянула на Маркеса и сказала: «Извините,

я вынуждена вас покинуть, сегодня вечером у меня

много дел».

— Позволь проводить тебя до машины, — сказал

Маркес, вставая.

— Увидимся на следующей неделе, — произнесли

они оба в унисон, поспешно отходя к двери и оста

вив Барри и Элану вдвоем.

1. Проанализируйте невербальное поведение Бар

ри. Какая у него цель?

2. Как вы интерпретируете невербальные реакции

Лайзы и Маркеса на Барри?

3. Было ли поведение Барри этичным? Поясните

свой ответ.

Самоанализ

Наши рекомендации