Температура, освещение и цвет
Еще три элемента в окружающей среде, которые
можно контролировать, влияют на коммуникацию и
«передают» сообщения. Это температура, освещение
и цвет в нашем окружении.
Температура может способствовать или препят
ствовать эффективной коммуникации, так как она
изменяет настроение людей и уровень их внимания.
Вспомните, как трудно слушать учителя в жарком и
душном классе. А может быть, вы замечали, что на
чинаете нервничать, когда вам холодно?
Уровень освещения также имеет значение для пе
редачи информации. В лекционных помещениях и
читальных залах, как правило, яркое освещение —
оно помогает лучше воспринимать информацию на
слух и создает комфортные условия для чтения. На
оборот, в шикарном ресторане, в помещении, где слу
шают музыку или смотрят фильм, освещение слабое
и незаметное, так что создается уютная атмосфера,
располагающая к интимному разговору (Knapp &
Hall, 1992). Мы часто изменяем уровень освещения
в комнате, чтобы создать настроение, соответствую
щее определенному типу взаимодействий. Яркие
цвета стимулируют активность и шумные разговоры,
слабое же освещение способствует спокойному и
умиротворяющему настроению, а также настраива
ет на тихий и серьезный разговор.
КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики
После того как студенты в колледже провели не
сколько смешанных парных игр в теннис, они отпра
вились в бар при студенческом городке выпить и по
болтать. Маркес и Лайза сели с Барри и Эланой, они
сильно проиграли этой паре, потому что Элана игра
ла гораздо лучше обычного. Маркес и Лайза обща
лись только за игрой в теннис, а Барри и Элана по
большей части проводили время вдвоем.
После нескольких общих замечаний о турнире
Маркес сказал: «Элана, твоя подача сегодня была
самой лучшей из тех, что я видел в этом году».
— Да, ты здорово играла. И, если ты заметила, мне
было трудно принять подачу, — добавила Лайза.
— И играешь ты гораздо лучше, чем раньше, —
добавил Маркес.
— Спасибо, ребята, — поблагодарила Элана, — я
стараюсь.
— Ну, сегодня мы получаем комплименты — съяз
вил Барри. Затем, после паузы, продолжил: «Эй,
Элана, подай ка мне свитер — я оставил его вон на
том стуле».
— Барри, ты ближе к нему, чем я, — парировала
Элана.
Цвет может стимулировать как эмоциональные, так
и физические реакции. Например, красный возбужда
ет, голубой смягчает и успокаивает, а желтый повыша
ет настроение. Профессиональные дизайнеры интерье
ров, понимающие, как люди реагируют на цвета, пред
почитают голубые тона, когда пытаются создать
спокойную безмятежную атмосферу для гостиной, а в
игровой комнате используют красные и желтые тона.
Кроме того, особые цвета также передают информа
цию о людях и событиях. Например, молодежь часто
использует определенные тона в знак принадлежнос
ти к какой то группе. В некоторых районах члены мо
лодежных группировок надевают пестрые платки или
другую одежду характерного для этой группы цвета.
Культурные различия в организации
Окружающей среды
Вполне естественно, что окружающая среда, в ко
торой люди чувствуют себя уютно, зависит от их
культуры. В США, где достаточно свободной земли,
многие люди живут в отдельных домах или больших
квартирах. В других странах, где плотность населе
ния выше, люди живут в более стесненных условиях
и при этом чувствуют себя «одиноко», живя в про
сторных помещениях. В Азии большинство людей
живут в довольно тесных, по нашим меркам, жили
щах. Точно так же люди из других культур имеют
иные представления о том, какая обстановка нужна
для разных взаимодействий. Вспомните, что в доми
нирующей культуре США личное или интимное про
странство составляет около 45 см или меньше. Од
нако в культурах Ближнего и Среднего Востока муж
чины в разговоре между собой обычно придвигаются
ближе (Samovar, Porter, & Stefani, 1998). Таким об
разом, когда мужчина араб разговаривает с мужчи
Барри принял намеренно холодный вид, придви
нулся к Элане чуть ближе и настойчиво сказал: «Эла
на, подай мне свитер — немедленно».
Элана быстро отодвинулась и сказала: «Ладно,
Барри — тут прохладно», — и подала ему свитер.
— Ну разве она не милашка, — заметил Барри, обра
щаясь к Маркесу и Лайзе, и взял свитер у Эланы.
В ответ Лайза и Маркес посмотрели на пол. Затем
Лайза взглянула на Маркеса и сказала: «Извините,
я вынуждена вас покинуть, сегодня вечером у меня
много дел».
— Позволь проводить тебя до машины, — сказал
Маркес, вставая.
— Увидимся на следующей неделе, — произнесли
они оба в унисон, поспешно отходя к двери и оста
вив Барри и Элану вдвоем.
1. Проанализируйте невербальное поведение Бар
ри. Какая у него цель?
2. Как вы интерпретируете невербальные реакции
Лайзы и Маркеса на Барри?
3. Было ли поведение Барри этичным? Поясните
свой ответ.
Самоанализ