Кроме того, результатом общения могут быть такие социально-психологические явления, как дружба, создание реальной референтной группы, коллектива

Лекции- 1

Общение как социокультурный феномен. Особенности делового общения. Характеристика и содержание общения. Его виды и структура. Функции общения.

ОБЩЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ

Общение— неотъемлемая составляющая профессиональной деятельности любого специалиста. Без высокой культуры общения невозможно построение человеческих отношений вообще и деловых в частности.

Общение является необходимой предпосылкой существования человека и общества в целом. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми.

Общение — необходимое условие существования человека в филогенезе и вместе с тем один из основных факторов и важнейший источник его психического развития в онтогенезе.

Общение есть та «социальная экология», вне которой человек теряет все человеческое и опускается до уровня животного существования.

Развитие общения неразрывно связано с развитием сознания человека и совершенствуется в процессе трудовой деятельности.

Процесс общения рассматривается под различными углами зрения — социологическим, лингвистическим и др.

Мы выделяем его особую сторону — психологию общения. Предметом которой является психологическая специфика процессов общения, которая рассматриваемых в общем плане, т. е. с точки зрения взаимоотношений личности и общества, и в более конкретном — как взаимоотношения, взаимодействие индивидов (именно как взаимодействие, а не система перемежающихся действий каждого из участников общения)..

В этом плане общение — это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

В структуре общения, по мнению Г. Андреевой, можно выделить три аспекта: 1) коммуникативный (обмен информацией); 2) интерактивный (обмен действиями и организация взаимодействия партнеров); 3) перцептивный (взаимное восприятие партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания).

Общениевыполняет в жизни человека множество функций, но, с точки зрения Б. Ломова, все их можно свести к трем:1) информационно-коммуникативной; 2) регуляторно-коммуникативной; 3) аффективно-коммуникативной.

Если же рассматривать общение исходя из его значения в общественной жизни, то можно выделить еще две его глобальные функции: 1) общение как фактор развития общества; 2) общение как фактор развития личности.

Итак, общение можно представить как: 1) деятельность; 2) как сторону образа жизни; 3) атрибут любой деятельности; 4) общение как сторона деятельности, ее элемент, а деятельность — условие общения; 5) синтез всех точек зрения — идея единства общения и деятельности.

В основе общения лежит специфическая потребность — необходимость в общении, сложная структура которой определяется полифункциональностью этого вида деятельности и реализуется через различные мотивы, которые представляют собой опредмеченные потребности.

Каждый акт общения подчинен какой-либо цели. Одним из способов общения является ролевое поведение, а конкретными операциями являются речь, мимика, жесты, позы, с помощью которых оно осуществляется.

Среди операций общения можно выделить три группы знаковых систем, функционирующих в процессе общения: языковые, сверхъязыковые (например, жесты, интонация, мимика и т. п.) и вспомогательные (например, дорожные и морские знаки).

Для общения характерна также результативность, которая определяется мерой совпадения результата и намеченной цели.

Результатом (продуктом) общения является качественно новое состояние, самочувствие людей.

Кроме того, результатом общения могут быть такие социально-психологические явления, как дружба, создание реальной референтной группы, коллектива.

Б. Ананьев считал, что результатом общения является производство социальных отношений.

Все эти результаты — следствие целого комплекса различных видов деятельности (труда, познания и т. д.), и общение в этом случае является не просто условием осуществления других видов деятельности, а самостоятельной деятельностью наряду с другими.

М. Каган выделяет пять основных видов деятельности, и среди них коммуникативную деятельность (общение).

Значение общения как особого вида деятельности предполагает изучение его места в системе общественных и межличностных отношений.

Общественными называют отношения между людьми как представителями определенного класса или социальной группы. Они строятся на основе положения, которое человек занимает в обществе, и находят выражение в его социальных ролях. Однако каждому человеку присущ индивидуальный стиль исполнения роли, что обусловливает, по мнению Г. Андреевой, возникновение межличностных отношений.

Любой вид общественных отношений (экономические, правовые, политические, идеологические и др.) обязательно содержит личностный аспект, т. е. люди, вступая в безличные по своему характеру общественные отношения, проявляют индивидуальные особенности.

В ходе общения люди сталкиваются с различными психологическими трудностями — барьерами общения. Они возникают в процессе распространения и принятия информации, осуществления взаимодействия, установления взаимопонимания.

Причиной возникновения барьеров общения могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и другие различия между людьми.

Одним из эффективных средств преодоления барьеров общения является повышение индивидуальной культуры общения, культуры построения отношений с другими людьми, для чего необходимо эффективно использовать разнообразные средства воздействия на людей, максимально реализуя свой коммуникативный потенциал.

В то же время формирование культуры общения зачастую рассматривается главным образом как усвоение правил поведения, выработанных этикетом, а не как реализация личностью собственных коммуникативных возможностей, развитие ее коммуникативных способностей.

Как же вести себя, общаясь с другими людьми? К примеру, М. Ночевник дает такие советы.

1) Избегайте злоупотребления критикой и осуждения других людей. Критика полезна как оружие борьбы с консерватизмом, нарушением норм морали, но плохо, когда она становится самоцелью, превращается в сплошной негативизм.

2) Умейте подчеркивать неподдельный интерес к человеку, с которым вступаете в общение (при этом нужно проявлять уважение к партнеру, стараться понять его).

3) Умейте быть хорошим слушателем. Надо уметь выслушать человека до конца, не перебивать. Выслушивание выполняет психотерапевтическую функцию.

4) Помогайте людям чувствовать свое значение (каждый человек достоин уважения; третирование, насмешки по отношению к лю­дям, стоящим ниже вас по интеллекту, — признак низкой культу­ры общения).

5) Уважайте мнение других людей. Как говорят французы, для женщины существует два мнения: свое и неправильное. Не спешите говорить: "Вы не правы"; общению помогают фразы: "Я внимательно вас слушаю", "Это понятно". Управляющий одной из фирм, которому слишком часто звонила на работу жена, поста­вил автомат, который периодически отвечал на звонки словами: "Да, дорогая", "Конечно, дорогая", "Обязательно, дорогая".

6) Избегайте ненужных споров. Нельзя мириться с несправедливостью, с недостатками, но превращать споры в самоцель — тоже не выход.

7) Применяйте метод убеждения и исключайте приказной тон и указания.

8) Запоминайте имена, отчества, фамилии. Если вы не расслышали имя и отчество — переспросите. Обезличенное общение не сближает людей, а использование имен и отчеств придает общению более непосредственный характер, сближает.

9) Поддерживайте положительные эмоции, чаще улыбайтесь. Искренние улыбки устраняют недоверие. Улыбка — это молчаливый дружелюбный жест общения

Предметом и задачей психологии делового общения является изучение психологических и моральных сторон общения людей внутри рабочих или деловых групп.

Психология делового общения позволяет грамотно выстроить все стороны делового сотрудничества, а также сформировать эффективные взаимоотношения в соответствии с особенностями профессиональной деятельности.

Под деловым общениемпонимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.

Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами.

Деловое общение предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идет об интересах физических и юридических лиц.

Объект«Психологии делового общения» - идеальная психическая реальность. Речь идет, прежде всего, об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики.

Предмет «Психологии делового общения» - психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

Поскольку психология делового общения - составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией.

Такими базовыми, категориями общей психологии являются те, которые отражают психические, процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).

Важнейшими принципами, которыми руководствуется общая психология и все ее отрасли, являются следующие:

§ принцип причинности, детерминизма, т.е. признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений, как с другими, так и с материальными явлениями;

§ принцип системности, т.е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

§ принцип развития, признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

Конечно, в психологии и этике делового общения речь пойдет не столько об абстрактных общепсихологических категориях и принципах, сколько о профессиональных психологических и в то же время практически ориентированных знаниях, которые могут обеспечить успех той или иной деятельности.

Поэтому основной категорией «Психологии делового общения», впрочем как и общей психологии, является категория «психология личности», включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении.

Для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях.

Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы.

Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, и т.п. В дальнейшем изложении вы найдете некоторые из этих рекомендаций.

ВИДЫ И СТРУКТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Принято делить на официальное и неофициальное. В качестве примера неофициального (не формального) встреча без галстуков.

Выделены и другие виды делового общения, в том числе: контактное (здесь, и сейчас); дистанционное (там, потом); непосредственное (лицом к лицу); опосредованное (через средства массовой коммуникации); устное и письменное; диалогическое и монологическое; межличностное и массовое и т.д.

Рассмотрим отдельные аспекты наиболее распространённых в жизни деловых видов межличностного общения. Это восприятие, понимание партнёрами друг друга, обмен информацией между общающимися, взаимодействие в процессе контакта.

СТРУКТУРА

1) Планирование; 2) Начало; 3) Постановка проблемы; 4) Обмен информацией; 5) Подведение итогов;

Наши рекомендации