Задания для самостоятельной работы. 1. Используя литературные источники [14, 15, 17, 19-23, 30, 32, 36], заполните таблицу
1. Используя литературные источники [14, 15, 17, 19-23, 30, 32, 36], заполните таблицу. С этой целью проведите анализ следующих теорий психического развития: теория психосексуального развития 3. Фрейда, теория психосоциального развития Э. Эриксона, бихевиористская теория Б.Скин- нера, теория конвергенции двух факторов В. Штерна, культурно-историческая теория психического развития ребенка Л.С. Выготского.
Таблица 3.2.
|
2. Изучите взгляды представителей различных психологических направлений на проблему психического развития ребенка. Определите теории, к которым относятся данные взгляды.
1) Существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Развитие ребенка рассматривается как форма адаптации к среде, основанная на биологических факторах созревания организма.
2) Ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект.
3) Психическое развитие - это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок.
4) Развитие личности отождествляется с психосексуальным развитием.
5) Каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, каждая из которых характеризуется определенной проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение.
6) Психическое развитие отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков: и в условиях специального обучения, и возникающих стихийно. Человек таков, каким он учился быть.
3. Заполните таблицу. С этой целью соотнесите термин и его определение в теории Л.С. Выготского.
Таблица 3.3.
|
1) Психическое орудие, которое, в отличие от орудий труда, изменяет не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта.
2) Формирование внутренних структур психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
3) Сложные психические процессы, возникающие под влиянием социальной среды и характеризующиеся опосредованностью, осознанностью и произвольностью.
4.Определите, кто является автором следующих высказываний:
1) "В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает надежду и устанавливает новую ответственность для всех" [36, с. 243].
2) "... при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути" [32, с. 96].
3) "Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая" [42, с. 145].
5.По мнению американского психолога Б. Скиннера, личность - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни.
Прокомментируйте данное высказывание. Приведите доводы "за" и "против".
6.Проанализируйте ситуацию и причины возникновения нарушения поведения с точки зрения различных теорий психического развития. Попробуйте спрогнозировать направления в оказании помощи исходя из положений данных теорий.
"Сережа, 5,5 лет. Отец неизвестен, мать страдала алкоголизмом. Была лишена родительских прав, когда ребенку исполнилось два года, и больше им не интересовалась. Мальчик воспитывается бабушкой, которая во внуке души не чает, балует и во всем потакает. Физически рос и развивался с некоторым отставанием от сверстников, позже начал сидеть и ходить, но умственно соответствовал средней возрастной норме. С детства обнаруживал признаки гиперактивности, был неусидчив и плохо управляем. Очень рано появились трудности при общении со сверстниками. Еще в яслях обратил на себя внимание не только избыточной подвижностью, но и неумением попросить игрушку, спокойно поиграть с другими детьми. Позже стал проявлять агрессию ко всем окружающим, независимо от возраста, не задумываясь о последствиях. Из-за агрессивного поведения по требованию воспитателей был забран бабушкой из детсада, воспитывался дома; игры с детьми во дворе заканчивались драками и ссорами" [37, с. 73].
7.Прочтите и проанализируйте ситуацию. Используя положения теорий психоаналитического и бихевиористического направлений, выделите факторы, обусловливающие возникновение проблем в межличностном общении юноши.
"Когда Дмитрий впервые обратился за психологической помощью, ему было двадцать лет, но он выглядел как испуганный ребенок. Основной своей проблемой он считал трудности в общении с однокурсниками и конфликтные отношения с родителями. На первом же занятии психолог понял, что за коммуникативными трудностями скрывается более сложная проблема: глубокое отчуждение от себя и окружающих. Жизнь сложилась так, что родители Дмитрия расстались вскоре после его рождения. Мать постоянно была занята на работе, и мальчик чувствовал себя отверженным, ненужным. Он компенсировал недостаток общения со сверстниками и матерью уходом в выдуманный мир. В школьные годы он общался с двумя ровесниками, также растущими в неполных семьях. И хотя позднее в семье появился отчим, родилась младшая сестра, Дмитрий по-прежнему чувствовал себя одиноким и никому не нужным. По словам юноши, ему всегда не хватало общения со зрелым, надежным мужчиной" [59, с. 9-10].
8. Рисунок "Теория развития". Выразите с помощью изобразительных средств основную идею одной из изученных вами теорий психического развития человека (на выбор).