Задания для самостоятельной работы. 1. Используя литературные источники [14, 15, 17, 19-23, 30, 32, 36], заполните таблицу

1. Используя литературные источники [14, 15, 17, 19-23, 30, 32, 36], заполните таблицу. С этой целью проведите анализ следующих теорий пси­хического развития: теория психосексуального развития 3. Фрейда, теория психосоциального развития Э. Эриксона, бихевиористская теория Б.Скин- нера, теория конвергенции двух факторов В. Штерна, культурно-истори­ческая теория психического развития ребенка Л.С. Выготского.

Таблица 3.2.

Теория Автор Методы Факторы Основные Достоинства Недостатки
исследования развития идеи теории теории

2. Изучите взгляды представителей различных психологических на­правлений на проблему психического развития ребенка. Определите те­ории, к которым относятся данные взгляды.

1) Существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Раз­витие ребенка рассматривается как форма адаптации к среде, основан­ная на биологических факторах созревания организма.

2) Ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект.

3) Психическое развитие - это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той сре­дой, в которой живет ребенок.

4) Развитие личности отождествляется с психосексуальным развитием.

5) Каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, каждая из которых характеризуется определенной проблемой в социаль­ном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение.

6) Психическое развитие отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков: и в условиях специального обу­чения, и возникающих стихийно. Человек таков, каким он учился быть.

3. Заполните таблицу. С этой целью соотнесите термин и его опреде­ление в теории Л.С. Выготского.

Таблица 3.3.
Термин Определение
Высшие психические функции  
Интериоризация  
Знак  

1) Психическое орудие, которое, в отличие от орудий труда, изменя­ет не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта.

2) Формирование внутренних структур психики благодаря усвое­нию структур внешней социальной деятельности.

3) Сложные психические процессы, возникающие под влиянием социальной среды и характеризующиеся опосредованностью, осознан­ностью и произвольностью.

4.Определите, кто является автором следующих высказываний:

1) "В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает на­дежду и устанавливает новую ответственность для всех" [36, с. 243].

2) "... при наличии сравнительно немногочисленных врожденных ре­акций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой возможно направить формиро­вание любого ребенка по строго определенному пути" [32, с. 96].

3) "Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологи­ческом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая" [42, с. 145].

5.По мнению американского психолога Б. Скиннера, личность - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни.

Прокомментируйте данное высказывание. Приведите доводы "за" и "против".

6.Проанализируйте ситуацию и причины возникновения нарушения поведения с точки зрения различных теорий психического развития. По­пробуйте спрогнозировать направления в оказании помощи исходя из положений данных теорий.

"Сережа, 5,5 лет. Отец неизвестен, мать страдала алкоголизмом. Была лишена родительских прав, когда ребенку исполнилось два года, и боль­ше им не интересовалась. Мальчик воспитывается бабушкой, которая во внуке души не чает, балует и во всем потакает. Физически рос и разви­вался с некоторым отставанием от сверстников, позже начал сидеть и ходить, но умственно соответствовал средней возрастной норме. С дет­ства обнаруживал признаки гиперактивности, был неусидчив и плохо управляем. Очень рано появились трудности при общении со сверстни­ками. Еще в яслях обратил на себя внимание не только избыточной под­вижностью, но и неумением попросить игрушку, спокойно поиграть с другими детьми. Позже стал проявлять агрессию ко всем окружающим, независимо от возраста, не задумываясь о последствиях. Из-за агрес­сивного поведения по требованию воспитателей был забран бабушкой из детсада, воспитывался дома; игры с детьми во дворе заканчивались дра­ками и ссорами" [37, с. 73].

7.Прочтите и проанализируйте ситуацию. Используя положения те­орий психоаналитического и бихевиористического направлений, выде­лите факторы, обусловливающие возникновение проблем в межличнос­тном общении юноши.

"Когда Дмитрий впервые обратился за психологической помощью, ему было двадцать лет, но он выглядел как испуганный ребенок. Основ­ной своей проблемой он считал трудности в общении с однокурсниками и конфликтные отношения с родителями. На первом же занятии психолог понял, что за коммуникативными трудностями скрывается более слож­ная проблема: глубокое отчуждение от себя и окружающих. Жизнь сло­жилась так, что родители Дмитрия расстались вскоре после его рожде­ния. Мать постоянно была занята на работе, и мальчик чувствовал себя отверженным, ненужным. Он компенсировал недостаток общения со сверстниками и матерью уходом в выдуманный мир. В школьные годы он общался с двумя ровесниками, также растущими в неполных семьях. И хотя позднее в семье появился отчим, родилась младшая сестра, Дмит­рий по-прежнему чувствовал себя одиноким и никому не нужным. По словам юноши, ему всегда не хватало общения со зрелым, надежным мужчиной" [59, с. 9-10].

8. Рисунок "Теория развития". Выразите с помощью изобразитель­ных средств основную идею одной из изученных вами теорий психичес­кого развития человека (на выбор).

Наши рекомендации