ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 1. Соотнесите данные трактовки бытия с историко-философскими традициями или конкретными учениями философов и заполните таблицу верно. Элеаты

1. Соотнесите данные трактовки бытия с историко-философскими традициями или конкретными учениями философов и заполните таблицу верно.

Элеаты Неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия
Брахманизм Бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д.; оно включает в себя общественное бытие
Даосизм Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность
Атомисты Единое под разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления
Платон Бытие — это Единое, которое есть все и ничто; оно — потенция всех вещей; будучи выше жизни, оно является ее причиной, оно эманирует, порождая все; оно — прекраснейшее, совершенное
Маркс Пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости
Ж.-П. Сартр Бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления
Аврелий Августин Бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия
Плотин Бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным
Фома Аквинский Быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же
Дж. Беркли Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия
Гегель Безымянное и обладающее именем; бестелесное невидимое; неопределенное, лишенное формы; «врата рождения», корень земли и неба; следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека

2. Заполните таблицу, используя учебную литературу:

ДВИЖЕНИЕ МАТЕРИИ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

Разновидности Примеры
МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ  
ФИЗИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ  
ХИМИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ  
БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ  
СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ  

3. Заполните таблицу до конца, указав представителей той или иной концепции

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ

Виды концепций Главные идеи концепций Представители
СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ Пространство и время не связаны между собой. Пространство и время не связаны с материей и существуют сами по себе, как «мировая арена» природных событий  
РЕЛЯЦИОННАЯ Пространство и время связаны между собой. Пространство и время связаны с материей и являются особыми отношениями между материальными телами. Пространство и время зависят от материальных процессов (скорости движения, гравитации и т.д.)  

4. Определите, к какимфилософским направлениям относятся приведенные ниже сужденияо пространстве и времени.

а) Пространство и время суть формыбытия мирового разума.

б) Пространство и время суть объективные формы существования материи.

в) Пространство и время — это формы нашего восприятия.

г) Пространство и время суть независимые от материи субстанции.

5. Ниже приведены суждения философов и естествоиспытателей по проблеме бесконечности материи в пространстве и времени. Какая из представленных точек зрения вам представляется наиболее аргументированной?

а) «Бесконечность материального мира - это его неисчерпаемость, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, бесконечной превращаемостью ее форм» (Копнин П.В.).

б) «Если пространство конечно, значит, за его границей существует нечто непространственное и, следовательно, нематериальное» (Спиркин А. Г.).

в) «Диалектический материализм одинаково совместим с допущением как пространственной бесконечности, так и пространственной конечности Вселенной» (Кольман Э.).

г) «Не исключено также, что Вселенная наша имеет конечные размеры, что пространство наше, отмеряемое от заданной точки, имеет конечный радиус» (Марков М.А.).

Как соотносятся между собой понятия «материя», «мир», «Вселенная» в этих высказываниях? Можно ли считать понятия «мир», «Вселенная» эквивалентными понятию «материя»?

6. Какие из перечисленных ниже явлений материальны? Аргументируйте свой ответ.

1) Головнаяболь. 2) Болезнь. 3) Мираж. 4) Галлюцинации. 5) Сновидения. 6) Отражениев зеркале. 7) Тень человека. 8) Производственные отношения. 9) События прошлого. 10) Абсолютный вакуум. 11) Созвездия. 12) Информация. 13) Электромагнитное поле. 14) Угрызение совести. 15) Число. 16) Идеология. 17) Ощущения. 18) Время. 19) Античастицы. 20) Черные дыры. 21) Тень.

7. Что верно?

а) Пространство и время взаимосвязаны и существуют независимо от материи.

б) Пространство, время и материя абсолютны, вечны и не зависят ни от чего внешнего.

в) Пространство и время неразрывно связаны с материей.

г) Пространство и время предшествуют материальным процессам.

8. Выделите среди приведенных ниже положений идеалистическое.

а) Пространство и время — коренные условия бытия.

б) Пространство и время — объективные формы существования материи.

в) Пространство и время — формы человеческого восприятия.

г) Пространство и время — абсолютные сущности, субстанции, не зависящие от материи.

9. Древнегреческие философы сформулировали ряд парадоксов, которые известны как парадоксы о куче камней и лысом человеке. Сколько камней составляют кучу? Сколько волос должен потерять человек, чтобы стать лысым? Как интерпретировать по­добные парадоксы с точки зрения закона взаимоперехода количественных и качественных изменений?

10. В чем различие между понятиями «противоположность» и «противоречие»?

11. Известный специалист в области кибернетики С. Бир, рассматривая проблему парадоксальных дихотомий, таких, как, например, порядок – хаос, добро -— зло, часть — целое и т. д., задает вопрос, почему эти противоположности играют столь значительную роль в мире? «Почему на всей истории человеческой мысли они оставили неизгладимый след, почему эти парадоксы до сих пор остаются предметом споров?»

Ответ на этот вопрос Бир ищет в анализе работы мозга. «...Мозг - наша машина для восприятия реального мира - представляет собой сеть нейронов,принимающих всего два состояния. Наверняка можно было бы показать, что операции такой машины неизбежно приводят к дихотомизации результатов. Если это так, то возникает еще одна проблема... Эта проблема заключается в следующем: является ли реальный мир таким, каким мы его воспринимаем, в силу тоге, что на мозг наложены ограничения, обусловленные его принципиально двоичной структурой, или же такое построение мозга, наоборот, объясняется тем, что он наилучшим образом приспособлен к постижению принципиально двоичной структуры реальности» (Бир С. Кибернетика и управление производством. М., 1965. С. 306-307).

Как вы думаете, какой из двух намеченных Биром ответов на последний вопрос будет верным? Почему?

12. Всякая ли противоположность является диалектической? Всякое ли противоречие является диалектическим?

13. «Перед конструкторами всего мира всегда стоит извечная трудно разрешимая задача - соединить в боевом самолете четыре качества: высоту, дальностьи. вооружение, а для истребителей еще и маневренность. Мощное оружие - это прежде всего увеличение веса. Для сохранения маневренности при утяжелении самолета необходимо увеличение площади крыла, что влечет уменьшение скорости. Для увеличения скорости требуется более мощный, а следовательно,более тяжелый двигатель. А дальность требует большего запаса топлива. Как видно, все улучшения в конце концов приводят к увеличению веса самолета» (Яковлев А.С. Цель жизни. М., 1967. С. 337).

Интерпретируйте эту конструкторскую проблему с помощью категорий закона единства и борьбы противоположностей.

14. Возможен ли случай, когда все старые качества представляют ценность для дальнейшего развития?

15. Известный английский драматург Бернард Шоу выступил с речью на чествовании Альберта Эйнштейна. В этой речи он сравнил науку с религией. Отличие науки от религии, сказал Шоу, состоит в том, что религия «...разрешает все вопросы и всегда оказывается права. Наука же всегда оказывается неправа. Она никогда не решает вопроса, не поставив при этом десяток новых. Коперник доказал, что Птолемей был неправ, Кеплер доказал, что Коперник неправ. Галилей доказал, что Аристотель неправ. Эйнштейн доказал, что Ньютон был неправ...» (Цит. по: Львов В. Эйнштейн.М.,1959. С. 115).

Однако сам А. Эйнштейн в ответной речи не согласился с Шоу. Он сказал, что развитие науки нельзя уподоблять строительству дома: бульдозер сносит хибары, и на гладком месте строится небоскреб. Он сравнил развитие науки с восхождением в гору.

Дайте философское истолкование различий в подходе к развитию науки Б. Шоу и А. Эйнштейна.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев П.В. Философия: Учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2000.

Аристотель. Метафизика / Аристотель. Соч. – М., 1976. – Т. 1.

Наши рекомендации