Задания для самостоятельной работы. 1.С помощью психологической литературы заполните таблицу:

1.С помощью психологической литературы заполните таблицу:

«Методы исследования конфликтов»

Группа методов Конкретные методы
1. Методы изучения и оценки личности  
2. Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах  
3. Методы диагностики и анализа конфликта  
4. Методы управления конфликтами  

2.С помощью анализа психологической литературы наполните содержанием таблицу, которая называется «Подходы к изучению конфликтов в малой группе»:

Методык исследованию конфликтов в малой группе Содержание методов к исследованию конфликтов в малой группе
1.мотивационный подход  
2.когнитивный подход  
3.деятельностный подход  
4.организационный подход  

3.Обсудите позитивные и негативныефункции конфликта и приведите примеры конфликтных ситуаций и их возможные последствия для конфликтующих сторон.

4.Проанализируйте следующие положения и ответьте на вопросы.

Конфликты могут:

а) Формировать личность. Конфликты помогают сформировать личность человека. Когда дети взрослеют, они развиваются через разногласия и конфликты с родителями, братьями и сестрами и другими людьми. «Я хочу играть на улице! Я не хочу к бабушке! Я хочу надеть желтое платье, а не зеленое! Не хочу больше играть в куклы! Хочу играть в футбол!» В ходе конфликта мы обозначаем наши точки зрения. Обозначать свою идентичность нормально. Так мы хотим показать, какими хотим быть!

б) Быть источником личностного роста. Конфликты возникают, потому что другие люди считают не так, как вы. Возможно, их мнение более правильное, чем ваше – потому что у них есть другие знания и опыт. Когда мы открыты, спокойны и умеем слушать других, мы можем узнать много новых вещей и развиваться.

в) Демонстрировать сильные отношения между людьми
Часто мы сердимся сильнее всего на тех, кого больше всех любим. Когда мы искренни и заявляем о своем несогласии, мы демонстрируем важные и сильные отношения между людьми.

г) Формировать новые отношения и дружбу. Индивиды и группы, незнакомые друг с другом, могут сформировать в ходе конфликта общие интересы и дружбу на длительное время, которая более значима, чем конфликт. Конфликты могут, таким образом, быть местом встреч и создания новых отношений.

д) Позитивные изменения и прогресс в обществе
Только при переживании конфликтов и проблем могут возникнуть новые решения и способы их решать. Все наше демократическое правовое государство, по сути дела, является единственным крупным механизмом решения конфликтов. Парламент, правительство, суды, независимая пресса и СМИ, по своей сути, являются ценностно-нейтральными институтами, они дают возможность людям и организациям, имеющим разные понимания, высказать свое мнение. Таким образом, конфликт или разногласие решается мирным путем, находятся компромиссы и решения. Всеобщая декларация прав человека также является результатом конфликта, в частности, Второй мировой войны, крупнейшего конфликта прошлого столетия.

Вы сами когда-нибудь ощущали, что конфликты приносят нечто положительное? Расскажите!

Вы когда-нибудь учились чему-нибудь в конфликте? Получали новые знания и опыт?

5.Когда конфликт может быть выгоден? Проанализируйте с этой точки зрения, следующие ситуации и предположите наличие "выгоды" для какой-либо из сторон. Нужно ли стремиться разрешать подобные конфликты?

а) Кэтти и Люси - сестры, которые не встречаются и не разговаривают друг с другом почти двадцать лет, хотя живут в одном городе. Каждая из них полна обиды, они носят в себе "замороженный гнев". У младшей, Кэтти, муж и двое детей занимают все время, она - домохозяйка. Старшая, Люси - совладелец крупного концерна. Ее личная жизнь не удалась, но она многого достигла сама, благодаря упорству, труду и самоограничениям.

б) Как договорились, я ждал Мэри под часами у городской ратуши, сжимая в руке билеты на свою любимую оперу. Однако Мэри пришла не только с опозданием на полчаса (а ведь она знает, как я не люблю пропускать увертюру), но и в супермини-юбке, с ярко накрашенными губами. Сколько раз я говорил ей, что опера - это не поп-шоу, и я предпочитаю, чтобы она одевалась более консервативно, например, как Фанни из соседнего отдела, которая тоже увлекается классической музыкой. Сразу после ритуального поцелуя я наорал на нее. Она слабо оправдывалась. На концерт мы все таки пошли, но я был обижен и не получил никакого удовольствия от музыки. Расстались мы холодно, и я ей не звонил почти неделю.

в) Измена мужа так больно ранила меня, что я не могла простить его, хотя внешне старалась вести себя нормально. Муж намного старше меня, я вышла за него против воли своих родителей - они не считали его хорошей партией для меня, и в то время за мной ухаживали сверстники, которые сейчас преуспевают ничуть не хуже, чем он. Я не ожидала такого от него, ведь я стольким пожертвовала ради того, чтобы быть с ним...

г) Нэнси, мать 8-летнего Бобби, часто наказывает его, считая его бестолковым, неаккуратным, слабохарактерным, что очень выводит из себя их соседку - старую деву миссис Перкинс. Она всегда бросается на защиту Бобби, готова даже вызвать полицейских и привлечь Нэнси к суду за жестокое обращение с ребенком. Любой другой на ее месте тоже потребовал бы справедливости и жалости к ребенку, но почему миссис Перкинс - в таком угаре?

д) Начальник критикует работу всей строительной бригады. Это никому не нравится, но все молчат, кроме Питера. Он один обвиняет начальника в некомпетентности и пристрастном отношении к их бригаде.

6.Познакомьтесь с информацией к размышлению, приведенной ниже, ответьте на вопросы и выполните предложенное задание].

"Исследования, проведен­ные У. Хартом, У. Босфилдом и П.Уитни, показывают, что школе в буквальном смысле слова противопоказаны равнодушные и – на что особенно важно обратить внимание – язвительные учите­ля, склонные к насмешкам над другими людьми, нарушающие чувство безопасности у тех, с кем они общаются на работе. Такие преподаватели не только не способствуют процессу усвоения зна­ний учащимися, но, напротив, вызывают резко негативный эф­фект с точки зрения объема и качества приобретаемых знаний. Они подрывают потенциальное желание учиться, то есть, мотивацию учащихся, сковывают их творческие сипы и возможности, отри­цательно влияют на самоуважение учащихся. При большом числе учителей с подобной личностной направленностью в педагогиче­ском коллективе школа едва ли может успешно выполнять свою миссию формирования морально полноценной, духовно развитой личности".

Насколько убедительной представляется Вам точ­ка зрения западных ученых? Многим ли нашим учителям свойственная язвительность в общении с учащимися? Какие школьники обычно являются объектами язвительно­сти педагогов? Почему язвительность учителя выступает источником на­пряженных отношений?

7.Познакомьтесь с информацией к размышлению, касающейся стратегий поведения в конфликтной ситуации, ответьте на вопросы и выполните предложенные задания.

а) «Стиль уклонения может оказаться подходящим в тех случаях, когда вы вынуждены об­щаться со сложным человеком... Этот подход может быть полез­ным также, если вы пытаетесь принять решение, но не знаете, что предпринять, и принимать это решение сейчас же нет необхо­димости. Вместо того, чтобы создавать напряженность, стараясь немедленно решить проблему, вы можете позволить себе роскошь отсрочки и можете сознательно уклониться от выбора сегодня».

Часто ли в школе, которую Вы окончили, в кон­фликтных ситуациях учителя избирали стратегию уклонения? Насколько адекватными оказывались их педагогические реакции?

Задание: Опишите конфликтную ситуацию, в которой вы­бор стратегии уклонения можно рассматривать как проявление профессиональной силы или слабости.

б) «Стиль приспособления мо­жет немного напоминать стиль уклонения, однако основное отли­чие состоит в том, что вы действуете вместе с другим человеком; вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, что хочет другой... Когда же вы применяете стиль уклонения... вы просто отталкиваете от себя проблему...».

Почему в отношении к трудным детям бывает столь необходимо приспособление? Приведите примеры.

Задание: Опишите конфликт учителя с учащимися, в кото­ром выбор стратегии уклонения был педагогически целесообраз­ным или нецелесообразным.

в) «Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое... Вы сходитесь на частичном удовле­творении своего желания... обмениваетесь уступками... Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотруд­ничество. Однако компромисс достигается на более поверхност­ном уровне... Вы не ищете скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудничества. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях. ... Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению".

Почему многие учителя не склонны идти на ком­промисс с учащимися?

Задание: Опираясь на школьные наблюдения, опишите конфликтные ситуации, в которых компромисс был педагогиче­ски целесообразным.

Наши рекомендации