Задача № 5 (по Сапоговой Е.Е.).
Прокомментируйте следующее мнение. Ответьте на поставленный вопрос. Приведите, по крайней мере, 5 доводов «за» и «против».
Психология — это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих — чем не психологи? Войти в доверие, вовремя сориентироваться на ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем этим — да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!
Ответ.На мой взгляд, рождение психологии, как науки, было обусловлено тектоническими изменениями общественного сознания, в частности, кризисом церковной морали и христианского мировоззрения в XVII-XVIII вв., наступившей «Эрой просвещения» и трудами французских гуманистов: резко обозначился переход об общинного, коллективного сознания к индивидуальному, начался процесс зарождения индивидуализма, как системы ценностей буржуазного общества. На основе нового опыта, осознанного человечеством, появился интерес к Личности во всех ее проявлениях, к ее внутреннему миру – на смену «исследованиям тела» Галена пришли «исследования души» Юнга и Фрейда.
Однако не следует думать, что психологии, как некоторой системы знаний, пусть и изложенных в примитивной форме, не существовало ранее. Еще Аристотель в своем трактате: "О душе" определяет душу в системе понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии; древние греки примерно знали о существовании четырех типов темперамента, сегодня определяемых тестом Айзенка; аналогичное понятие о четырех типах характера (Желчь, Вода, Ветер, Земля) существовало еще в Китае в V в. до н. э. Общий вектор развития психологии шел по пути накоплении знаний, осмысления их и становления научной базы; в современной психологии есть множество следов аристотелевских истоков, так же, как в современной астрономии достаточно много от первичных астрологических знаний, накопленных в древнем мире.
Таким образом, первичные знания о человеческой психологии накапливались, передаваемые из поколения в поколение, в первую очередь у людей, которым они были необходимы по роду своей деятельности: сначала у жрецов Древнего Египта, затем в недрах католической церкви (орден иезуитов), затем в среде профессиональных управленцев (известный тракта Макиавелли, «Государь»). На нижних этажах общества эти знания аккумулировались в среде тех, кто повседневно сталкивался с «клиентской работой»: это купцы, менялы, представители сферы обслуживания – ведь таксисты в принципе, мало чем по психологическому статусу отличаются от венецианских гондольеров средневековья. Особняком стоят цыганки-гадалки; если принимать во внимание стандартную версию об исходе цыганского этноса из Индии, где они выполняли роль слуг, при дворах махараджей, причем слуг артистического направления, то необходимо признать, что эти знания были у них изначально и в современной форме присутствуют в сознании современных цыган, большую часть которых (видимую нами), составляют цыгане-люди, выходцы из Средней Азии. Эти знания не теоретизированы, в весьма малой степени обобщены, тем не менее, опираются на вековой опыт, на ежедневную практику и в значительной мере соответствуют тем знаниям, которые получают психологи в ходе специальных экспериментов в лабораториях. Естественно, что возможно опираться на этот опыт и черпать из него необходимую фактологию.
Однако для того, чтобы знания и опыт человеческого общения, опыт манипуляции, блестяще освоенный цыганками, был научным опытом, он должен быть систематизирован, обобщен, проанализирован и верифицирован. Поэтому опыт таксистов, официантов и цыганок является Знанием, а психология – Наукой.
Обобщение: