Тестовые задания к модулю 1
1.Дополните.
История психологии изучает закономерности формирования и развития ……………………………….…………………………………………
2.Дополните.
История науки «История психологии» называется ………………..…
3.Исключите лишнее.
К методам историко-психологических исследований относятся: а) историко-генетический метод;
б) историко-функциональный метод; в) биографический метод;
г) метод исторической интроспекции;
д) метод систематизации психологических высказываний.
4.
Расположите в правильной исторической последовательности.
5.Исключите лишнее.
К основным методологическим принципам, определяющим развитие психологии, относятся все нижеперечисленные, кроме:
1) принципа системности;
2) принципа детерминизма;
3) принципа психофизиологического взаимодействия;
4) принципа развития.
6.Выберите номер правильного варианта ответа.
К основным факторам развития психологии относится:
1) социальная ситуация развития науки;
2) логика развития психологических знаний;
3) длительная историческая связь психологии с философией;
4) противоречия между задачами и методологическими принципами психологии;
5) особенности личности конкретного ученого;
6) все предыдущие варианты ответов, кроме 5;
7) правильные варианты: 1, 2, 5;
8) правильные варианты: 1, 2, 4.
7.Выберите правильный вариант ответа.
Понятия сознания и самосознания впервые возникли: а) в античной психологии;
б) в психологической мысли стран Древнего Востока; в) в западной психологии Нового времени.
8.Дополните.
………………………… выделили три типа темперамента: 1) сильный, храбрый; 2) неуравновешенный, подвижный; 3) медлительный, малоподвижный.
9.Продолжите предложение.
Автором современных названий типов темперамента является ………..…………
10.Продолжите предложение.
Идея о «Я» впервые рассматривалась в …………………………
11.Исключите лишнее.
В основу первых психологических исследований Античности легли следующие выделенные функции души:
а) энергетическая; б) регулятивная; в) нормативная;
г) познавательная.
12.Какому ученому принадлежит написание первого курса психологии «О душе»?
13.Дополните.
Согласно знаменитому математику и философу ранней Античности ……….….…. душа есть «смешение и сочетание противоположностей», основанное на числовых соотношениях.
14.Назовите ученого, развившего атомистическую концепцию души и принцип всеобщего детерминизма (всеобщей причинности).
15.Назовите имя «говорящего» ученого Античности, автора метода диалектики, которого впоследствии стали называть пионером психотерапии.
16.Кому принадлежит определение души как идеи и цели вещи?
17.Назовите ученого, впервые выделившего память как самостоятельный психический процесс.
18.Назовите три вида души, выделенные в концепции Аристотеля.
19.Дополните.
Автором принципа всеобщего детерминизма считают ……………….
20.Исключите лишнее.
В учении Платона о душе выделяются следующие ее части:
а) темная; в) страстная;
б) разумная; г) вожделеющая.
21.Какое определение души дал Аристотель?
22.Впервые понятие ассоциации ввел ………………….
23.Дополните.
Теофраст применил используемый в ботанике метод ……………….… в учении о характерах.
24.Дополните.
Основная проблема человеческой жизни по Эпикуру – это преодоление страха
………………..
25.Назовите виды ассоциаций, выделенные Аристотелем.
26.Дополните.
Введение в психологию понятий внутренней и внешней свободы является заслугой
…….……………
….………
27.Дополните.
Античный мыслитель ……………………. ввел важное для современной психологии понятие холизма (целостности).
Вопросы для самостоятельной подготовки
Темы:
1. Сравнительный анализ материалистических концепций Демокрита и Эпикура
2. Проблема души и ее конфликтов в теории Платона.
3. Учение Платона об эйдосе как пределе становления вещи (См.: Платон. Сочинения: В 3 т. Пер. с древнегреч.. Т.2. – М.:, 1970. С. 95-157; 505-531).
4. Учение Платона о правильности процесса обучения и воспитания (См.: Платон. Сочинения: В 3 т. Пер. с древнегреч.. Т.2. – М.:, 1970. С.11-94).
5. Естественно-научный подход к душе в теории Аристотеля
6. Природа и сущность души в учении Аристотеля (См.: Аристотель. Сочинения: В 4 т.Т. 1. Ред В.Ф. Асмус. – М, 1976. С. 371-375; 394 -396; 315-316).
7. Сравнительный анализ подходов к проблеме воли в теориях стоиков, Эпикура и Аристотеля
8. «Внутренняя» и «внешняя» свобода в учении стоиков Рекомендуемая литература и адреса электронных библиотек
1. Аристотель. Сочинения: В 3 т. – М, 1975.
2. Богомолов А.С. Античная философия. – М, 1985.
3. Геродот. История. – М., 1993.
4. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. (Библиотека ИХТИК: http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_1082.rar )