Авторское завершение ситуации

В комнате установилась неприличная тишина. Отец глядел тяжелым взглядом из-под припухших век. Глаза его медленно наливались кровью.

В следующее мгновение отец схватил меня за уши, при­поднял и бросил на пол. "Сукин сын! - крикнул отец. -Еще предателей мне в доме не хватало!" Он вышел из комнаты и так хлопнул дверью, что штукатурка посы­палась со стен. Больше всего меня потрясла не боль и не слова, а то выражение брезгливой ненависти, с которым он схватил меня за уши. Я очень любил отца, и он впер­вые меня наказал.

Я на всю жизнь понял, что никакой высокий принцип не может оправдать предательства, да и всякое предательство - это волосатая гусеница мелкой зависти, какими бы принципами оно ни прикрывалось.

Задание 79

Прочтите рассказ А. Чехова.

С женой поссорился

- Черт вас возьми! Придешь со службы домой голодный, как собака, а они черт знает чем кормят! Да и заметить еще нельзя! Заметишь, так сейчас рев, слезы! Будь я трижды анафема за то, что женился!

Сказавши это, муж звякнул по тарелке ложкой, вскочил и с остервенением хлопнул дверью. Жена зарыдала, прижала к лицу салфетку и тоже вышла. Обед кончился.

Муж пришел в кабинет, повалился на диван и уткнул свое лицо в подушку.

"Черт тебя дернул жениться! - подумал он. - Хороша "семейная" жизнь, нечего сказать! Не успел жениться, как уж стреляться хочется!"

Через четверть часа за дверью послышались легкие шаги...

"Да, это в порядке вещей... Оскорбила, надругалась, а теперь около двери ходит, мириться хочет... Ну, черта с два! Скорее повешусь, чем помирюсь!"

Дверь отворилась с тихим скрипом и не затворилась. Кто-то вошел и тихими, робкими шагами направился к дивану.

"Ладно! Проси прощения, умоляй, рыдай... Кукиш с маслом получишь! черта пухлого! Ни одного слова не до- бьешься, хоть умри... Сплю вот и говорить не желаю!"

Муж глубже зарыл свою голову в подушку и тихо захрапел. Но мужчины слабы так же, как и женщины. Их легко раскислить и растеплить. Почувствовав за своей спиной теплое тело, муж упрямо придвинулся к спинке дивана и дернул ногой.

"Да... Теперь вот мы лезем, прижимаемся, подлизы­ваемся... Скоро начнем в плечико целовать, на колени

становиться. Не выношу этих нежностей!.. Все-таки... нужно будет ее извинить. Ей в ее положении вредно тревожиться. Помучу часик, накажу и прощу".

Над самым ухом его тихо пролетел глубокий вздох. За ним другой, третий... Муж почувствовал на плече прикосновение маленькой ручки.

"Ну, Бог с ней! Прощу в последний раз. Будет ее мучить, бедняжку! Тем более, что я сам виноват! Из-за ерунды бунт поднял..."

- Ну, будет, моя крошка!

Что, по-вашему, произойдет дальше? Муж протянул назад руку и обнял теплое тело.

- Тьфу!!.

Около него лежала его большая собака Дианка.

Ответ

Признайтесь: вас удивил такой конец?

Возможно, кто-то из вас удивился, потому что, как и ге­рой рассказа, ждал, что придет жена мириться с мужем. А кто-то, возможно, читая рассказ, чувствовал, что здесь что-то не так, что какую-то ловушку, наверное, устроил автор читателю. А кто-нибудь, может быть, даже дога­дался, что пришла не жена, а собака.

Однако представьте себе, что к герою рассказа вместо со­баки Дианки действительно пришла бы его жена. Тогда для чего Чехову понадобилось бы писать этот рассказ? Ну, поссорились муж с женой; ну, помирились - разве это сю­жет для рассказа? Кто-то может сказать: "Но ведь глав­ные события могут начаться потом, после примирения". Но тогда при чем тут название рассказа? Ведь вы знаете, что автор обычно отводит важную роль названию: оно на­страивает читателя, создает у него определенную уста­новку. А если все важное произойдет после примирения, то и ссора не так уж важна, и тем более не надо выносить ее в заголовок.

А теперь подумайте, какие детали в рассказе должны были нас насторожить (кто-то, может быть, действитель­но насторожился).

Вас не удивило, что автор так подробно описывает, как "жена" пришла мириться с мужем? Вы не почувствовали в этом какой-то подвох? Вспомните, как бывает в детек­тивных романах, когда автор нарочно "подбрасывает" чи­тателю детали, которые ведут его по ложному следу. Так делает и Чехов. При этом он как бы учит нас обращать внимание на детали: если бы они ничего не значили, он бы их и не приводил. Создавая "хитрую" драматургию рассказа, автор делает все, чтобы у читателя возникла установка на то, что сейчас к герою рассказа придет жена и они помирятся.

Какие же это детали?

Обратили ли вы внимание, что дверь отворилась и не затворилась? Собака действительно не привыкла за­крывать за собой дверь, а жена вряд ли бы этого не сде­лала.

Потом кто-то вздыхает, прикасается к герою, но не произносит ни слова. Может так вести себя женщина? -Конечно! Но все-таки уж очень долго она молчит...

Наконец муж решил простить жену, и он обнял... не жену, не ее талию, а ... теплое тело.

Посмотрите, как умело поддерживает нашу установку

Чехов: ведь именно тело может быть и у жены, и у со­баки. Вот как мастерски заманивает нас в свою ловушку автор. Скажите честно: вы в нее попались?

Если попались, то это не удивительно. Но как мог так об­мануться муж? Ведь он-то знал, что в доме есть собака, и, наверное, она не раз таким образом заходила к нему в ком­нату. Все дело в том, что у мужа тоже была установка: он ждал свою жену и очень хотел с ней помириться, тем более что она ждала ребенка, а он чувствовал, что сам виноват в ссоре.

Теперь вы видите, как установка помогла Чехову сделать таким неожиданным конец рассказа. Мы взяли этот рассказ А.П. Чехова, чтобы вы могли на себе по­чувствовать, что такое установка и какое большое зна­чение она имеет и при восприятии художественного текста, и в жизни.

Задание 80

Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.

Вопросы

- Почему это Поползень

Вдруг уселся на оползень,

Ведь с него очень просто упасть?

- И зачем Уголовник

Утащил уполовник?

Мог бы что и получше украсть!

- Где и как Гладиатор

Мог найти радиатор

В лупанарии Древнего Рима?

- А зимою в Пекине

Разве ходят в бикини?

Как все это, поэт, объяснимо?

И подобные вещи,

А то и похлеще,

Преподносят нам

Взрослые дяди!

Но поэт

Не смутился

И легко

Отшутился:

Ради рифмы, друзья,

Рифмы ради!

1. Все ли вы понимаете в этом тексте? Выясните значения незнакомых вам слов, используя любой имеющийся толковый словарь.

(Но в нем вряд ли найдется объяснение слова лупанарий. По­пробуем понять его значение без словаря? По-латыни люпус (lupus) - "волк", сравните пословицу Хомо хомини люпус эст -Человек человеку волк. Суффикс -арий (-ариум) известен по словам планетарий, делъфинарий, аквариум, террариуму др. Получается, что лупанарий - что-то вроде волчатника, зве­ринца...)

Теперь займемся употреблением слов. На минуту отвлекитесь от текста Б. Заходера. Представьте, что вы читаете стихотворение неизвестного автора, в котором говорится: Поползень усел­ся на оползень, Уголовник утащил уполовник, Зимою в Пекине ходят в бикини, а еще (наши примеры): На Луне горит огонь в окне, О молоке мечтают на потолке, Спрятан ключик под солнечный лучик. Поверите ли вы таким утверждениям? Если вы настраивались читать серьезные стихи, то какие вопросы вам захочется задать автору?

2. Как вам кажется, один герой задает вопросы или несколько? Хочет ли тот, кто задает вопросы, получить ответ? Посмотрите реплики внимательнее: только ли из вопросов они состоят?

Попробуйте сформулировать общий смысл "вопросов", позицию того, кто их задает, его отношение к стихам "поэта".

3. Прочитайте подсказку "Звуковая метафора и рифма" (с. 57) и выполните задание 10. Можно ли сказать, что рифмы - это те же паронимы?

Определите, как соотносятся стихотворения Н. Матвеевой и Б. Заходера по своим идеям. Они дополняют друг друга? Повторяют? Противоположны?

Ответ

1. Всерьез такие утверждения воспринимать трудно, они не соответствуют действительности или "притянуты за уши", вряд ли они истинные. Вопросы, которые хочется задать, как раз и звучат в стихотворении: "Почему это...?", "И зачем...?", "Разве...?"

2. В стихотворении Б. Заходера мы слышим целый хор недоумевающих голосов, хотя, конечно, это может быть и один "упорный" читатель. Вопросы эти касаются поэти­ческого словоупотребления. Они риторические: тот, кто их задает, хорошо знает ответ. Ответ же такой: упо­треблять созвучные слова "просто так", для игры, "ради рифмы", нельзя. Кроме вопросов, в стихотворении звучит прямая критика поэта за то, что он "непонятно зачем" соединяет слова так, что получается бессмыслица.

Тот, кто задает вопросы, занимает обвинительную пози­цию: И подобные вещи, а то и похлеще... За этими сло­вами как бы есть продолжение: "Чему вы учите моло­дежь?!"

3. Паронимы (слова, звучащие похоже, но разные по значениям) подходят и для рифмы: поползень — оползень, чело - чулок. Но не всегда: например, парни и Парни, различающиеся ударением, не подойдут.

Позиции двух поэтов, идеи их стихотворений противо­положны: Н. Матвеева доказывает, что поэт не должен употреблять слова "ради рифмы", а Б. Заходер - что "созвучья для созвучья" тоже имеют право на поэтическую жизнь, хотя бы и в шутку.

С кем из авторов вы согласны? А может быть, у вас иная, третья, точка зрения?


Задание 81

"Расшифруйте" предложение.

Когда капитан увидел это, он так закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видел, как он плачет.

Один из возможных ответов

Это случилось на корабле. То ли на самом корабле, то ли на море, то ли на суше произошло что-то немыслимо страш­ное (так закричал), потому что это вызвало хриплый крик (как будто его что-то душило) и даже слезы не просто у мужчины, даже не просто у моряка, а у капитана корабля. Капитан, наверное, старался подавить крик, поэтому то, что вырвалось наружу, скорее походило на хрип. Капитан не мог допустить, чтобы кто-то увидел его в таком состоянии, поэтому он быстро скрылся в своей каюте.

(Предложение взято из рассказа Л.Н. Толстого "Акула".)

Задание 82

Прочтите текст.

Расскажи про индюка, Джо

Он вышел из чащи порыжевшей травы и водорослей, окаймляющих озеро Корангамит. За ним шагал его старший брат. ... Он мне ужасно понравился. Я прикинул, что ему, пожалуй, года четыре с половиной, а брату вдвое больше. ... Мальчики шли с независимым видом, на­слаждаясь полной свободой. ...

Мы поздоровались. Мне показалось, что я понравился мальчикам.

- Откуда у тебя этот шрам? - поинтересовался я. Посе­редине его лба, между веснушками, виднелся рубец.

Малыш бросил быстрый взгляд на брата. Тот стал отве­чать вместо него, на что младший, видимо, и рассчи­тывал. ...

- Он свалился с детского стульчика, когда был совсем маленький, - сказал старший мальчик. - Стукнулся баш­кой о лопату так, что потекла кровь.

- Кровь! - взволнованно пробормотал малыш, испыты­вая священный восторг перед пережитой некогда опас­ностью. Он смотрел на гладь озера, заново переживая историю со стульчиком, лопатой и кровью.

- А однажды его лягнула корова, - продолжал старший. ...

- Расскажи, Джо, - нетерпеливо попросил малыш, заглядывая брату в лицо.

- Он вздумал связать корове ноги, а она рванулась и как даст пинка ему в живот.

- В живот, - подтвердил малыш, поглядывая на меня и кивая головой. ...

- Ему спринцевали горло, - сказал Джо.

- Мне спринцевали горло, - медленно и неуверенно произнес малыш. - Что такое "спринцевали", а, Джо? ...

- Он совсем не мог дышать, — пояснил мне Джо. ... Он внимательно оглядывал брата, словно отыскивая на нем следы еще каких-нибудь несчастных случаев.

- Однажды на него свалилась лестница, - сообщил он. Малыш быстро взглянул на меня, проверяя, потрясен ли я. Сам он был глубоко потрясен словами Джо. ... Малыш наклонился и уперся руками в коленки. Джо оттянул во­ротник его рубашонки. ... На белом плечике была узкая полоска крошечного шрамика. ...

- Верно, на самом деле шрам, - признал я. — Ты, небось, здорово плакал тогда? Джимми повернулся к брату.

- Джо, я плакал, Джо?

- Ну, немножко, - ответил Джо.

- Я никогда не плачу долго; правда, Джо, я не плачу?

- Правда, - подтвердил Джо.

- Но как же это произошло? - спросил я.

- На лестнице были крючки... - стал объяснять Джо...

- А он опрокинул лестницу на себя. ... Его здорово грохнуло...

- Меня здорово грохнуло, - вдумчиво произнес малыш, как будто впервые узнав о себе этот факт.

Пока Джимми предавался своим мыслям, мы молчали. Потом Джо попытался завязать со мной разговор на другую тему. ...

Малыш встал между нами, умоляюще заглядывая Джо в глаза.

- А еще что со мной случилось? - приставал он. Джо, грызя ноготь на большом пальце, задумчиво уста­вился в землю.

- Больше с тобой ничего не случилось, — изрек он наконец.

- Ох, Джо! - Малыш был совершенно убит этим оконча­тельным приговором. Внезапно он нагнулся, засучил шта­нину и принялся внимательно разглядывать свою ножку, ища на ней следы старых ран.

- А это что? - он дотронулся до еле заметной метки на колене.

- Это? Это ничего, - отмахнулся Джо. ...

- По-моему, это все-таки шрам, - перебил я, вглядываясь в отметинку. ...

Джо тщательно изучил метку и даже потер ее пальцем. Ма­лыш с напряженным вниманием следил за этой процедурой.

- Может, ты обжегся когда-нибудь, я не знаю.

- Я хочу, чтобы это я обжегся, Джо, - сказал Джимми. Это была мольба...

Тут позади нас раздалось "эй!". К нам бежала маленькая девочка, прыгая по камням насыпи, отделявшей озеро от вспаханного поля. У нее были тонкие ноги в длинных черных чулках. Один чулок сполз, и она то и дело наклонялась и подтягивала его, стараясь подсунуть под резинку. Поэтому она то бежала, то прыгала.

Она выкрикивала имена братьев, и по тону слышно было, что у нее важные новости. ...

Малыша это неожиданное появление сестры сильно рассердило.

- Что ей надо? - сказал он, надувшись.

Девочка добралась до ровной лужайки и помчалась быстрее. Ее короткие волосы развевались на бегу. Она ма­хала мальчикам рукой.

- У нас родилась сестренка! - вопила девочка.

- Подумаешь! - огрызнулся малыш.

Он отвернулся и начал дергать Джо за руку.

- Ты вспомнил еще что-нибудь страшное про меня, Джо? Тут на него нашло озарение, и лицо его просияло.

- Расскажи ему, как за мной гнался индюк!

(Алан Маршалл. Пер. с англ. Н. Шерешевской.)

Расскажите о характерах трех детей.

Ответ

В рассказе Алана Маршалла нет никаких оценок детей. Но их характеры очерчены так ясно, что мы легко можем описать их.

Малыш Джимми - то, что называется, эгоцентрик (от латинского эго - "я" и центр). Он сосредоточен на самом себе, никто и ничто больше его не интересует. Любой ценой хочет быть в центре внимания, а так как пока ни о каких его особых достойных хорошей оценки поступках рассказать нечего, малыш "вытаскивает" все мелкие "события" своей коротенькой жизни, лишь бы разговор был о нем.

Старший брат Джо - спокойный, выдержанный, терпе­ливый и доброжелательный человек. Для малыша он поддержка и опора.

Девочка - добрая, любящая своих близких, жизне­радостная.

Задание 83

Предскажите смысл предложения, если в нем есть словосоче­тание подвергли критике.

Ответ

Речь в этом предложении пойдет о том, что кому-то (в данном случае нескольким людям или многим) не понравилось что-то. Это мог быть поступок или поведение какого-то человека, или какое-то художественное произ­ведение (книга, фильм, картина, спектакль), или научная работа. Критиковать могли в газете, по телевидению, по радио, или на конференции, или на каком-то заседании или собрании, или в узком кругу.

Задание 84

Прочтите рассказ Л. Пантелеева, приведенный в сокращении. Этот рассказ был опубликован в 1942 году, во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

Главный инженер

...Леша Михайлов жил ... в Новой Деревне. Около их дома - за огородами - был пруд. На том берегу пруда в небольшой рощице стояла зенитная батарея. Почти каж­дую ночь, когда ... летели на Ленинград немецкие бомбар­дировщики, батарея открывала огонь...

Батарея была хорошо замаскирована. В обычное время, когда она помалкивала, не работала, ее не только с воздуха, но и с земли не разглядеть было. Но, конечно, это только взрослые не могли разглядеть. А от ребят разве что-нибудь скроешь? Ребята еще давно ... разнюхали, разведали и знали батарею, неверное, не хуже самих зенитчиков...

Работала батарея только по ночам. Наутро после налета бомбардировщиков почти всякий раз прилетал в деревню маленький ... немецкий самолет-разведчик "Хеншель-126". ... Он кружил над деревней, выискивая и вынюхи­вая расположение русских зениток. Но батареи молчали. И "Хеншель-126", повертевшись и покружившись, улетал восвояси...

А в ноябре месяце случилась эта самая история, за ко­торую Леша Михайлов с товарищами чуть не угодил под трибунал...

Выдался как-то очень хороший зимний денек. Снегу на­сыпало - ни пройти, ни проехать. После школы выбежали ребята на улицу, гулять... Кто-то предложил лепить снежную бабу. А Леша Михайлов подумал и говорит: "Нет, ребята, давайте лучше не бабу, а ... построим снеж­ную крепость. Или батарею зенитную? С блиндажом и со всем, что полагается".

...И вот на пруду, ... по соседству с настоящей зенитной батареей, началось строительство игрушечной, снежной и ледяной огневой точки. Работали ребята весь день - до ве­чера. ... И получилось у них здорово. Все как настоящее. ... И пушка у них была не какая-нибудь, а ... зенитная, из оглобли, ... и можно было из нее прицеливаться.

...На следующий день ребята с утра достраивали свою крепость, когда над их головами в ... небе появился ... "Хеншель-126". ... Играть стало еще интереснее. "По фа­шистским стервятникам огонь!" - скомандовал Леша Михайлов и сам ответил за свою пушку: "Бах! Бах!" -

"Бам-ба-ра-рах!" - хором подхватили ребята. А разведчик, как всегда, покрутился и ... улетел в сторону фронта.

Лешу позвали домой обедать. Он с удовольствием упле­тал мятый вареный картофель с соевым маслом... как вдруг миска вылетела у него из рук. Оглушительный удар, а за ним второй и третий прогремели, как ему показалось, над самой его головой. ... "Бомбят! Бомбят!" -кричал кто-то на улице. ... Леша, пользуясь суматохой, сорвал со стены шапку и юркнул в сени. Во дворе он чуть

не столкнулся с Коськой Мухиным. Муха едва дышал, лицо у него было бледное, губы дрожали. "Ой, Лешка! ... Ведь это... Ведь это ж нашу батарею сейчас бомбили! ... Прямое попадание... Одни щепочки остались". - "Сам видел, говоришь?" — "Говорю ж тебе: своими глазами видел! Мы с Валькой Вдовиным за водой ходили, увидели -и сразу туда. Я убежал, а он..." - "Что?!" - закричал Леша и с силой схватил товарища за плечо. "Его... его на батарею увели. На настоящую", - сказал Муха и, опустив голову, заплакал.

Немецкие самолеты разбомбили игрушечную крепость и улетели. ... В комнату ввалился Валька Вдовин. ... "Леш­ка, - сказал он, не глядя на Лешу. - Тебя, наверное, в трибунал отправят. Судить будут. ...Может быть, тебе убе­жать лучше?" - "И не подумаю", - сказал Леша. Потом он взглянул на Вальку, не выдержал и тяжело вздохнул. "Как ты думаешь, расстреляют?" — сказал он. ... "Может быть, и не расстреляют", — ответил Валька не очень уверенно.

До вечера Леша Михайлов ходил сам не свой. ... Перед самым рассветом он забылся и задремал. А в половине восьмого ... его разбудила мать. "Леша! Лешенька! - гово­рила она испуганным голосом. — Вставай скорее. За тобой приехали, тебя спрашивают".

...У печки стоял высокий красноармеец. ...Увидев Ле­шу, красноармеец как будто слегка удивился. ... "Михайлов Алексей - это вы будете?" - сказал он. "Я", -сказал Леша. "Одевайтесь. Я за вами. У меня повестка на вас"...

У Леши не попадали руки в рукава, когда он натягивал свое пальтишко. Мать хотела ему помочь. Он отстранил ее. ... "Взять с собой что-нибудь можно? Или не надо?" -спросил он, посмотрев на красноармейца. Тот ... усмех­нулся и ничего не сказал, а только покачал головой. ...

Леша попрощался с матерью и пошел к выходу. ...

Ехали они очень недолго. ... Машина ... остановилась у ворот двухэтажного каменного дома. У ворот стоял часовой. ...

"Это на Островах, - сообразил Леша. - Вот он, оказывается, где трибунал-то помещается..."

"Вылезай, Алексей Михайлов. Пошли", - сказал ему красноармеец. ... Часовой попросил у них пропуск. "К полковнику Шмелеву", - сказал Лещин сопровождающий и показал повестку. ...

Молоденький лейтенант ... стоял в дверях с какими-то папками и списками. ... "Пройдите к полковнику", - сказал он, открывая белую дверь.

Пожилой, стриженный ежиком полковник сидел за большим столом и перелистывал какие-то бумаги. ... Леша подошел к столу. Полковник смотрел на него строго. ... "Это ты построил снежную крепость, ... кото­рую давеча разбомбили "мессеры"?"

"Да..., я, - прохрипел Леша и почувствовал, что еще минута - и слезы помешают ему говорить. - Только ведь мы

не нарочно, товарищ полковник. ... Мы ведь играли... пожалуйста... простите меня. ... Я больше не буду..."

Продолжите эту историю так, чтобы стало ясно, почему автор дал рассказу такое заглавие.

Ответ

Наши рекомендации