Веданта («завершение Вед») - учение, получившее завершение в конце VIII в., - наиболее влиятельное направление индийской философии. Ее доктрина основывается, прежде всего, на толковании Упанишад.

Миманса – школа, примыкающая к веданте. Ее центральной проблемой является познание и описание истинного ритуала, необходимого для того, кто желает достичь спасения. Внутри мимансы обычно различают пурвамимансу. Исследование дхармы – жизненного долга человека – основная тема пурва=мимансы. Джаймини (ок. V в. до н. э.) в «Миманса-сутре» или «Джайми-ни-сутре» описывает различные виды жертвоприношений и их цели.

Таким образом, особенности восточного философского мышления связаны со специфическим для индийской и китайской культур пониманием места человека в мире. Идеалом человеческого бытия в этих традициях выступает не столько реализация себя в предметной области, сколько нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир, что и обусловливает рационально-практическую направленность философии Древнего Китая и религиозно-мифологический характер основных философских школ Древней Индии.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

Все школы и течения китайской философии имеют единое происхождение. Их общим корнем является культура Дао. Различия между школами заключаются в мировоззренческой ориентации и методах последующей реставрации Дао.

Становление китайской философии охватывает два социально-исторических периода: родовой и переходный от рода и государству с соответствующими им типами мировоззрений. Дао вызревает в первый период.

Дао – это не понятие, выработанное познавательными усилиями мудрецов, а живой символ и живая органическая культура. Согласно древним философским представлениям, Дао рождается в космической пустоте. Под действием вселенско-космических ритмов инь – ян пустота-вакуум заворачивается в воронку, происходит вспышка, и в этом огненно-световом спиральном вихре рождается эмбрион Дао, которое несет в себе телесно-духовно-идеальную и тео-зоо-антропоморфную сущность. Под действием собственного вращения эмбрион Дао расширяется и претерпевает дифференциацию. По вертикали и по горизонтали он делится на пять элементов, которые находятся в непрерывном движении, образуя три спирали Дао. Из этих элементов образуются космос и материальная составляющая мира, а также бог-предок и люди. Дао находится в непрерывном движении – космическом танце, определяемом ритмами инь-ян, и все происходящее в мире определяется космическим танцем Дао.

Ян – мужское, светлое, активное начало. Оно управляет небом.

Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей.

Оба эти начала связаны внутренним диалектически единством. Они изначально присутствуют в мире и, генерируя вселенско-космические ритмы, определяют движение Дао, и , как следствие, всего сущего.

В древнекитайской философии существовало два основных течения: даосизм и конфуцианство.

Основоположником даосизма является древнекитайский мудрец Лао-цзы.

Даосизм базируется на июньской составляющей Дао и образует его философскую парадигму. В своей мировоззренческо-ценностной ориентации даосизм обращен к родовому прошлому, в котором усматривает природно-социальный идеал. В центр Дао даосизм выдвигает своего ставленника – совершенномудрого человека. В его задачу входят умозрительное считываение (видение) в архитипе Дао естественных принципов жизни и ретрансляция их в человеческую Поднебесную.

Лао-дзы оценивал настоящее как хаос. Его причину он видел в совершенном некогда цивилизацией нарушения естественного развития Дао. Главную задачу человека Лао-цзы видел в выведении мира из трагических границ цивилизации, возвращении к пустоте – Дао, чтобы оттуда снова пройти путь естественного развития, но уже без цивилизационных помех.

Лао-цзы не приемлет борьбы, которую считает способом существования и движущим мотивом развития цивилизации. В противовес цивилизации он вводит принцип естественности, который снимает цивилизационные атрибуты с общества. Гармония Дао должна достигаться не через цивилизацию, и не вопреки ей, а вне ее. Поэтому все принципы естественности имеют отрицание НЕ: недеяние, неговорение, неименование, неборение, ненасилие. Человек обращается к естеству , и оно приходит само. Для этого нужно только одно: чтобы человек восстановил в себе духовную триады инь-цзы-ян, и тогда духовное Дао возратит каждого и всех вместе к эмбриональным истокам естества.

Вторым ведущим направлением является конфуцианство. Оно представлено трудами Конфуция. Базируется на янской составляющей Дао. В противоположность даосизму конфуцианство обращено в будущее. Его идеалом является богатое общество и сильное государство.

Наши рекомендации